No Image

Средства массовой информации и пропаганды

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

Модель пропаганды (англ. propaganda model ) — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

Теория впервые выведена в их книге «Производство согласия» ( Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media ). С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям). Теория постулирует существование пяти типов «фильтров», которые определяют содержание материала (новостей и т. п.) в СМИ:

  1. Принадлежность (владелец) СМИ;
  2. Источник финансирования;
  3. Источник информации;
  4. Враждебная критика (flak);
  5. Антикоммунистическая идеология.

Первые три рассматриваются авторами как основные.

Хотя модель построена для средств массовой информации США, Хомский и Херман считают её применимой для любой страны со схожими базовыми экономическими и организационными принципами, так как именно на них основывается теория.

Содержание

Фильтры [ править | править код ]

Принадлежность [ править | править код ]

Херман и Хомский утверждают, что, поскольку основные СМИ являются крупными корпорациями или частью экономического конгломерата, их информация необъективна с учётом финансовых интересов владельца. Конгломераты часто включают предприятия вне традиционной сферы СМИ, поэтому их финансовые интересы охватывают широкие области. Согласно теории, новости, относящиеся к этой сфере будут испытывать наибольшее влияние внутренней цензуры и будут наиболее необъективны.

Поскольку при капиталистических отношениях выживают и процветают только предприятия с максимальной эффективностью по прибыли, успешные СМИ, согласно теории, должны быть принципиально необъективны в сферах, представляющих финансовый интерес для их владельцев.

Финансирование [ править | править код ]

Поскольку СМИ сильно зависят от доходов от рекламы, то, согласно модели пропаганды, интересы рекламодателей имеют большее значение, чем объективность новостей. Хомский и Херман утверждают, что, как предприятия, СМИ предоставляют продукт своим клиентам. Продуктом является аудитория СМИ, а клиентами — рекламодатели. Согласно теории, новости являются просто «довеском» к настоящему содержимому — рекламе. Их целью является привлечение аудитории, и содержание, в первую очередь, определяется этой целью. Новостям, которые выводят аудиторию из «покупательного настроения» (то есть снижают её ценность для рекламодателей), будет, по теории, придан меньший вес, либо они вообще будут исключены.

Источник информации [ править | править код ]

Третий фильтр основан на потребности СМИ в непрерывном потоке информации. Авторы утверждают, что в современном обществе, где потребителям нужна информация о многочисленных событиях по всему миру, источником могут быть только крупные предприятия и отделы правительства (например, Пентагон), так как только они обладают необходимыми материальными средствами. Отсюда, по мнению Хермана и Хомского, из-за экономической необходимости, возникают симбиотические отношения и сближение интересов между СМИ и правительством. С одной стороны, правительство и другие поставщики новостей делают по возможности простой покупку своих услуг (стр. 22):

  • предоставляют способы получения информации;
  • выдают журналистам копии выступлений и т. п. заранее;
  • составляют расписание пресс-конференций с учётом времени выхода новостных программ;
  • пишут пресс-релизы на удобном для СМИ языке;
  • рассчитывают свои пресс-конференции и «возможности для фотографирования»

В свою очередь, СМИ не склонны публиковать статьи, которые противоречат интересам их поставщиков информации:

Очень трудно назвать власти, которые предоставляют тебе ежедневные новости, лжецами, даже если они говорят явную ложь.

Такие взаимоотношения, по теории, также приводят к своеобразному «разделению труда», при котором у представителей властей есть факты и они их предоставляют, а репортёры лишь получают их. Журналисты должны вырабатывать некритический подход к этой информации, который позволяет им принять точку зрения источника и не испытывать при этом когнитивный диссонанс.

Враждебная критика ( flak ) [ править | править код ]

По Хомскому и Херману, flak означает любые негативные отзывы (критику) на некоторое утверждение. Термин означает организованную кампанию дискредитации организации или личности, которая не соглашается или подвергает сомнению главную точку зрения (которая, по теории, устанавливается власть имущими). В отличие от первых трёх «фильтров», которые выводятся из рыночной целесообразности, flak характеризуется направленными и намеренными усилиями по управлению общественным мнением.

Антиидеологии (замена начальной антикоммунистической идеологии) и страх [ править | править код ]

Так что я думаю, что когда мы говорили о «пятом фильтре» мы должны были обратить внимание вот на что — искусственные страхи создаются с двойной целью . чтобы избавиться от людей, которые вас не устраивают, и чтобы напугать остальных.

Потому что, если люди боятся, они признают власть.

Пятым и последним новостным фильтром, который описывают Херман и Хомски является «антикоммунизм». «Как фабрикуется согласие» была написана во времена холодной войны. Хомский обновил модель, добавив слово «страх», или, как часто говорят, «враг», «злой диктатор», например, полковник Каддафи, Саддам Хусейна или Слободан Милошевич. Примером этого служат заголовки британских таблоидов «Smash Saddam!» и «Clobba Slobba!». Об этом же говорит обозначение экологов как «эко-террористов». The Sunday Times опубликовали серию статей в 1999 году, обвинив активистов из ненасильственной группы прямого действия «Reclaim The Streets» в хранении слезоточивого газа и оглушающего оружия [2] .

Антиидеологии используют общественный страх и ненависть к группам, которые представляют возможную угрозу, либо действительную, преувеличенную или воображаемую. Согласно модели, коммунизм когда-то представлял первичную угрозу. Коммунизм и социализм представлялись как угрожающие свободам слова, передвижения, прессы и т. д.

С падением СССР, значимость и влияние идеологии антикоммунизма принципиально снизились. Приверженцы теории утверждают, что взамен появились новые, более подходящие к реалиям сегодняшнего дня, антиидеологии. Херман и Хомский видят в качестве возможной замены «антитерроризм».

Эмпирическое подтверждение [ править | править код ]

После теоретического обоснования модели пропаганды, в книге «Как фабрикуется согласие» представлен большой раздел, в котором авторы пытаются проверить свои гипотезы. Если модель пропаганды является правильной, и фильтры содержания оказывают влияние на средства массовой информации, то можно ожидать особую форму предвзятости — ту, которая систематически выступает за корпоративные интересы.

Примеры [ править | править код ]

Освещение «враждебных» стран [ править | править код ]

Авторы приводят пример неспособности СМИ освещать вопрос о законности войны во Вьетнаме, в то же время преподнося советскую войну в Афганистане как акт агрессии [4] .

Другое предубеждение — склонность усматривать «геноцид» в насильственных действиях во вражеской или недружественных странах, таких как Косово, игнорируя при этом большие проявления геноцида в союзных странах, таких случаях как индонезийская оккупации Восточного Тимора [5] . Также предубеждения проявляется при освещении вопросов зарубежных выборов, давая благоприятную оценку мошенническим выборам в союзных странах, таких как Сальвадор и Гватемала, в то же время законные выборы во враждебных странах, таких как Никарагуа, подвергаются нападкам [6] .

Хомский утверждает также, что средства массовой информации точно освещали такие события, как битва при Эль-Фаллудже, но из-за идеологической предвзятости, они действовали как проправительственная пропаганда. Хомский пишет, что при описании налета на больницу Фаллуджа The New York Times, «точно описывал битву при Фаллудже, но газета торжествовала… это было празднование текущих военных преступлений» [7] . Речь идёт об этом материале «Early Target of Offensive Is a Hospital».

Скандалы, связанные с утечками информации [ править | править код ]

Авторы указывают на предубеждения, согласно которым СМИ стараются освещать скандалы, которые касаются власти, игнорируя, при этом, скандалы, которые влияют на обычных людей. Крупнейшим примером этого было то, как американские СМИ освещали подробности Уотергейтского скандала, но игнорировали программу COINTELPRO. Хотя Уотергейт помог демократам, и только навредил людям политически, в то же время от COINTELPRO пострадали тысячи рядовых граждан. Другой приводимый пример — СМИ широко освещали скандал Иран-контрас, вопросы участия в нём людей у власти, таких как Оливер Норт, однако обошли стороной трагедию гражданских лиц, погибших в Никарагуа в результате деятельности «контрас», поддерживаемой США.

В интервью 2010 года Хомский сравнил освещение в СМИ утечки документов о войне в Афганистане, опубликованной Wikileaks, и отсутствие освещения в СМИ изучения серьёзных проблем со здоровьем в Эль-Фаллудже после применения войсками США фосфорных бомб [8] . В то время как все писали о Wikileaks, не было ни одного освещения в СМИ о ситуации в Фаллудже [9] , последствия войны в котором британские СМИ назвали «худшими, чем в Хиросиме» [10] .

Читайте также:  Чем очистить алюминиевый лист

Применение модели [ править | править код ]

С момента публикации «Как фабрикуется согласие» Херман и Хомски применили теорию на практике и уделяли ей много места в своих трудах, лекциях и теоретических основах. Хомский широко использовал объяснительную силу теории в своих интерпретациях основных отношений СМИ к широкому кругу событий, включая следующие:

  • Война в Персидском заливе (1990), отказ сообщать в СМИ о мирных предложениях Саддама [13] .
  • Вторжение в Ирак (2003), отказ сообщать в СМИ о законности войны, несмотря на подавляющее общественное мнение в пользу того, что вторжение в Ирак могло произойти только с санкции ООН [14][15] .
  • Глобальное потепление, СМИ дают равное количество времени людям, которые отрицают изменения климата, несмотря на то, что только «около одного процента» климатологов принимают эту точку зрения [16] . Хомский отметил, что есть «три стороны», которых придерживаются, когда речь идёт об изменении климата (отрицатели, те, кто следует научному консенсусу и люди, которые думают, что консенсус недооценивает угрозу, исходящую от глобального потепления), но в дискуссиях в СМИ, как правило, игнорируют людей, которые говорят, что научный консенсус излишне оптимистичен [17] .

Влияние и отзывы [ править | править код ]

В тех редких случаях, когда модель пропаганды обсуждается в средствах массовой информации, обычно она получает много отзывов. В 1988 году, когда Хомски дал интервью Bill Moyers, в ответ пришло 1000 писем, больше чем когда бы то ни было за историю шоу. Когда Хомски дал интервью TV Ontario, шоу собрало 31321 звонков, что стало новым рекордом для канала. В 1996 году, когда Хомски дал интервью Эндрю Марра продюсер отметил, что обратная связь была «изумительной». Он отметил, что:

«Реакция аудитории была изумительной… Я никогда не работал над программой, которая собрала бы так много писем и звонков» [13] .

В мае 2007 года Хомски и Херман выступали в University of Windsor в Канаде, обобщая нововведения и отвечая на критику модели [18] . Оба автора заявили, что они считают, что модель пропаганды по-прежнему необходима (даже больше, чем когда её ввели, сказал Херман), хотя они предлагают, что существует несколько областей, в которых, по их мнению, модель не дотягивает и должна быть расширена в свете последних событий [19] .

В Windsor`е Хомски отметил, что за создание теории в первую очередь отвечает Эдвард С. Херман, несмотря на то, что Хомски поддерживает его. Со слов Хомски, он настаивал на том, чтобы имя Хермана шло первым на обложке «Как фабрикуется согласие» из-за его главной роли в исследовании и разработке теории [18] .

Исследования СМИ в других странах [ править | править код ]

Хомски дал комментарий в «ChomskyChat Forum» о применимости модели пропаганды в медиасреде других стран :

В её применении редко используют систематический подход. Существует работа по британским СМИ хорошей медиагруппы в университете Глазго. И интересная работа Марка Кертиса в книге Ambiguities of Power об освещении британскими СМИ Центральной Америки. Существует работа по Франции , в основном сделанная в Бельгии, также последняя книга Сержа Халими (редактора Le Monde diplomatique). Существует одно очень тщательное исследование, выполненное голландским аспирантом, применения методов Эда Хермана в изучении реакции США на выборы (Сальвадор, Никарагуа) в 14 крупных европейских газетах. [. ] Интересные результаты. Обсуждаемые немного (наряду с некоторыми другими ) в сноске к 5 главе моей книги "Сдерживающая демократия" [20] .

News The World [ править | править код ]

В июле 2011 года журналист BBC Пол Мейсон отметил, что дело News International бросило свет на тесные связи между прессой и политиками. Тем не менее, он утверждал, что закрытие после скандала крупнотиражной газеты News of the World лишь частично соответствовало модели пропаганды. Он обратил внимание на роль социальных медиа, говоря, что «крупные корпорации сократили расходы на рекламу» из-за «многих отзывов в социальных медиа» (отзывы были в основном связаны с раскрытием дела Милли Даулер, хотя Мейсон не переходит в такой уровень детализации) [21] .

Мейсон похвалил The Guardian за то, что газета рассказала правду о телефонных прослушках, но выразил сомнение в жизнеспособности газеты.

Одну часть доктрины Хомского доказали исключением. Он заявил, что газеты, которые говорят правду, не могут делать деньги. The Guardian… действительно потеряла много денег и благодаря этому может работать теперь в течение трёх лет [21] .

Критика [ править | править код ]

The Anti-Chomsky Reader [ править | править код ]

Эли Лерер из консервативного аналитического центра Американского института предпринимательства критиковала теорию в книге The Anti-Chomsky Reader. По Лерер, тот факт, что газеты, такие как New York Times и Wall Street Journal, имеют разногласия, доказывает то, что средства массовой информации не являются монолитной сущностью. Лерер также считает, что СМИ не могут иметь корпоративный уклон, потому что публикуют финансовые отчёты корпораций и сообщают о корпоративном взяточничестве. Лерер утверждает, что модель сводится к марксистской концепции правого ложного сознания [22] .

Херман и Хомски заявили, что средства массовой информации «не являются твёрдым монолитом», но что они представляют собой полемику между мощными интересами, игнорируя при этом точки зрения, которые бросают вызов «фундаментальным предпосылкам» всех этих интересов [23] . Например, во время войны во Вьетнаме существовали разногласия среди представителей СМИ по тактике, чтобы обойти вниманием более широкий вопрос о легальности и легитимности войны (см. Освещение «враждебных» стран). Кроме того, Хомски сказал, что в то время как средства массовой информации борются против взяточничества, они не выступают против легального расширения прав и возможностей корпораций, что является отражением мощных интересов, которые предсказывает модель [24] . Херман и Хомски также сказали, что модель не стремится решить вопросы, связанные с «эффектами СМИ на публику», которые могут быть неэффективными в формировании общественного мнения [25] . Эдвард Херман заявил, что «критики не поняли, что модель пропаганды ─ о том, как работают СМИ, а не о том насколько они эффективны» [26] .

Inroads: A Journal of Opinion [ править | править код ]

Гарет Морли утверждает в своей статье Inroads: A Journal of Opinion, что сравнение широкого освещения израильского жестокого обращения с протестующими с небольшим освещением подобных (или намного худших) событий в странах Африки южнее Сахары — плохой пример [27] . Хомски ответил, что испытывая модель, нужно тщательно подбирать примеры, чтобы контролировать причины расхождений, не связанные с политическим уклоном. Например, общее освещение этих двух регионов должно быть схоже. В этом примере, согласно Хомскому, такого не наблюдается: новости из Израиля (в любой форме) является гораздо более распространённым явлением, чем новости из стран Африки южнее Сахары [28] .

New York Times Review [ править | править код ]

Историк Уолтер Лафибер критиковал книгу «Как фабрикуется согласие» за преувеличения, в частности, в отношении отчётности по Никарагуа и не удовлетворительное объяснение, как всемогущая пропагандистская система позволила заблокировать военную помощь для повстанцев [29] . Херман ответил в письме, что система не «всемогущая», и что Лафибер не изучил главную точку зрения авторов относительно Никарагуа. Лафибер ответил, что:

Г-н Херман хочет иметь и то и другое: утверждать, что ведущие американские журналы «мобилизуют предвзятость», но возражать, когда я привожу сильные примеры, которые ослабляют тезис книги. Если средства массовой информации настолько безоговорочно плохи, книга должна, по крайней мере объяснить, почему так много публикаций (в том числе моя собственная) нападают на политику президента Рейгана в Центральной Америке [30] .

социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, кино, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе на основе закономерностей того общества, в котором они функционируют. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории. Она отличается быстротой и регулярностью распространения, практической одновременностью потребления, опосредствованным, в известной степени стереотипизированным характером. Ее распространение является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.

Читайте также:  Создание запросов в базе данных access

Массовое общение и его средства появляются еще в ходе становления капитализма, когда, по словам Маркса и Энгельса, «на смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству» (т. 4, с. 428). Не технические (как утверждают буржуазные социологи), а прежде всего экономические и социальные факторы сыграли решающую роль в этом процессе. Вместе с тем благодаря появлению в XX в. особых технических устройств, систем быстрой передачи информации процесс массового общения сделался более развернутым, многообразным, превратился в важный фактор социально-политического управления, распространения культуры, в мощное средство воздействия на сознание и поведение людей. Механизм массового общения по своей природе предназначен для широкого обмена информацией в рамках всего общества. Однако в условиях эксплуататорского строя он не в состоянии раскрыть свои потенциальные возможности. Буржуазия с самого начала использует его в своих узкоклассовых интересах и ныне превратила его в средство манипуляции сознанием и поведением широких масс, в орудие идеологической борьбы против социализма. Так возникает неразрешимое в условиях капитализма противоречие между природой средств массовой информации и способом их использования.

Только передача их в руки всего народа открывает простор для развития подлинно массового, причем в интересах трудящихся, духовного общения. Если при капитализме создание системы средств массовой информации происходит во многом стихийно, то в социалистическом обществе ему присущ планомерный характер. Социалистические пресса, кино, радио, телевидение являются мощными средствами идейно-политического воспитания трудящихся, формирования у них коммунистической идеологии и морали (см. Идеология коммунистическая, Мораль коммунистическая). Будучи орудием социального контроля над мыслями и чувствами люден, средства массовой информации при капитализме используются для навязывания широким слоям трудящихся чуждых им идей, взглядов, для затемнения их классового сознания. При социализме цель этих средств другая: помочь трудящимся осознать свои собственные интересы, способствовать росту их самосознания, приобщению их к делам общества, воспитанию у них инициативы и ответственности. Социализм обеспечивает доступ всего народа к богатствам культуры (а не ее суррогатам, эрзацам, что характерно для «массовой культуры» при капитализме) прошлого и настоящего. Отсюда очень важна роль прессы, кино, радио и телевидения в распространении подлинных культурных ценностей, в духовном развитии личности, освобождении ее от пережитков прошлого, в ее эстетическом воспитании. В связи с происходящим сейчас в обществе процессом ускоренного обновления, накопления знаний существенно меняется образовательная функция средств массовой информации. Если в 20—30‑х гг. они использовались для ликвидации неграмотности и распространения элементарных знаний, то ныне они участвуют в процессе непрерывного расширения кругозора, повышения образовательного уровня каждого члена общества, что отвечает требованиям научно-технической революции. Особенно велика роль печати, кино, радио и телевидения в дальнейшем развитии советской демократии. КПСС, как указывалось на XXVI съезде партии, заинтересована в том, чтобы средства массовой информации и пропаганды всегда были подлинной трибуной партийного и общенародного общественного мнения (см. Материалы XXVI съезда КПСС, с. 75—76).

Коренная противоположность в характере и функционировании средств массовой информации капиталистического и социалистического общества не означает принципиальной невозможности обмена информацией между ними. В условиях мирного сосуществования возможно налаживание взаимного обмена информацией. Основой здесь должны служить принципы неприменения силы или угрозы силой, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия, взаимной выгоды, Страны социализма выступают против того, чтобы взаимное общение с помощью средств массовой информации использовалось для навязывания им чуждых идей, было бы связано с пренебрежением принципами и свободами, присущими социалистическому строю. В условиях развитого социализма в результате целенаправленной деятельности партии воздействие средств массовой информации и пропаганды на развитие экономики, науки и культуры, на всю общественную жизнь еще более возрастает. Эта возросшая роль закреплена в Конституции СССР. Так, право граждан СССР на пользование достижениями культуры обеспечивается, в частности, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати. Осуществление гарантированных свобод слова и печати обеспечивается широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио (см. Конституция СССР, ст. 50).

Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Средства массовой информации и пропаганды" в других словарях:

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ — (СМИ) периодические печатные издания, радио , теле и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124 1 О средствах массовой информации ). Под массовой информацией… … Энциклопедия юриста

Средство массовой информации — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Запрос «СМИ» перенаправ … Википедия

Социология средств массовой информации — СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения… … Социологический справочник

Модель пропаганды — (англ. propaganda model) теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами. Теория впервые выведена в их книге «Как… … Википедия

Субъекты пропаганды безопасности дорожного движения — Субъектами пропаганды являются подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные… … Официальная терминология

Свобода информации — Свобода информации понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование средств массовой информации (свобода печати), право общества на получение от… … Википедия

СССР. Радиовещание и телевидение — Советское телевидение и радиовещание, так же, как и другие средства массовой информации и пропаганды, оказывают большое влияние на всю общественную жизнь страны, играют существенную роль в формировании коммунистического мировоззрения… … Большая советская энциклопедия

Информация социальная — (лат. informatio осведомление) знания, сообщения, сведения, формирующиеся и используемые в обществе. Это информация, касающаяся прежде всего отношений людей, их взаимодействия, их потребностей, интересов и т. д. Она несет на себе глубокий след… … Научный коммунизм: Словарь

АТЕИЗМ В СССР — новый этап освобождения трудящихся от духовного гнета религии и церкви, массового атеистич. движения и развития теории науч. атеизма, начавшийся после Октябрьской революции и тесно связанный с борьбой за построение и дальнейшее развитие… … Атеистический словарь

Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия

1) Ad nauseam (навязывание): повторение одной идеи ведет к тому, что аудитория начинает ее воспринимать на веру, а не анализировать.

Дословно эта фраза с латинского переводится как "до тошноты", означает высшую степень навязывания идеи. Этот прием предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно, если она сформулирована в виде простого слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина. Активно используется в тех странах, где свобода медиа ограничена или подконтрольна государству.

2) Апелляция к предрассудкам

Апеллирование к предрассудкам массовой аудитории используется в том случае, когда необходимо придать своей точке зрения убедительность в связи с ее моральной ценностью. Так же может использоваться обратный механизм — опровержение оппозиционной точки зрение через утверждение ее аморальности.

Читайте также:  Топ игр с мультиплеером для pc

3) Атака любовью

Технология используется в тех случаях, когда необходимо сделать кого-то сторонником идеологии или общественного движения. Стоит человеку стать частью этой группы, а как остальные члены окружают его вниманием так плотно, что у него нет возможности встретиться со своим прежним кругом общения. Может выражаться в виде постоянных собраний, разных других видах деятельности, которые полностью занимают досуг неофита, не давая ему возможности вернуться на прежние позиции.

Прекращение обсуждения путем использования слишком упрощенных фраз и аргументов (например, «У войны нет альтернативы»).

5) Блестящий фантик: характеристики расплывчаты настолько, что применимы к любому объекту, но опровергнуть их и назвать ложными нельзя.

Блестящим фантиком исследователи пропаганды называют слова, положительно описывающие объект, но ничего не говорящие по существу. При этом характеристики расплывчаты настолько, что могут быть применены к любому объекту, в то же время опровергнуть их и назвать ложными нельзя. Возникает так называемый «эффект Барнума» (расплывчатость характеристики не вызывает сомнений в ее справедливости).

Введение в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации, чтобы подтолкнуть аудиторию к действиям, нужным манипулятору.

7) Демонизация врага

Превращение представителя другой нации, этнической группы или сторонника иной точки зрения в «недочеловека», аморального, безжалостного и тд, используя ложные или непроверенные обвинения. Представление оппонента в заведомо невыгодном свете, преувеличение или фальсификация недостатков/проступков, противопоставление его и целевой аудитории.

8) Добрые слова
Слова, которые вызывают у зрителя позитивные эмоции по отношению к описываемому объекту. Например, мир, счастье, безопасность, свобода, правда, стабильность, "молодой перспективный лидер" и т.п.

9) Избирательная правда

Техника пропаганды, при которой манипулятор говорит зрителям правду — но лишь ту ее часть, которая ему выгодна, замалчивая остальное. Особенность этого метода в том, чтобы выбрать лишь нужные манипулятору факты и смешать их с тем, что хочет/ожидает услышать зритель. В этом случае, у аудитории не возникает ощущения, что они подверглись пропаганде

10) Когнитивный диссонанс: манипуляция сознанием через создание внутреннего противоречия, которое должно решится в пользу нужной точки зрения

Когнитивный диссонанс возникает тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. Состояние когнитивного диссонанса неприятно для психики и влечет за собой стремление личности изменить собственные установки.
Примером использования когнитивного диссонанса в качестве манипулятивной техники может служить ситуация, когда известно, что большая часть населения не поддерживают определенного кандидата на выборах, но очень доверяют какому-то общественному лидеру. Достаточно этому лидеру высказаться «за» кандидата, как многие люди поменяют свое отношение к кандидату, так как негативное отношение больше не будет вписываться в их картину мира.

11) Козел отпущения

Перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников и/или переключая внимание с необходимости решить проблему.

12) Контроль за обстановкой

Попытка манипулятора контролировать социальную среду и ее взгляды путем социального давления. Таким образом, носители популярных идей получают от него социальное одобрение, остальные же выставляются в самом невыгодном свете.

13) Культ личности

Создание идеализированного героического образа в сознании аудитории, порой путем лжи и подлога. Объект культа личности представляется все умеющим, со всем справляющимся героем. Пиар культа личности может проводится в любой сфере, объект будет представлен и преуспевающим бизнесменом, и примерным семьянином, и ответственным членом гражданского общества.

использование различных средств художественной выразительности речи и тропов в целях искажения информации и/или эмоционального воздействия на аудиторию.

15) Логические ошибки

Это ошибка, допущенная в логических рассуждениях. Всякий аргумент, который её содержит, нельзя считать верным, хотя и некоторым людям по разным причинам такие аргументы кажутся убедительными, чем с успехом пользуются их оппоненты, облегчая задачу аргументации собственной точки зрения.

Преподнесение фактов в искаженном виде, предоставление сведений, не соответствующих реальности.

17) Навешивание ярлыков

Метод используется для упрощения восприятия категорий. К примеру, достаточно создать в общественном сознании образ некого «радикала» с присущими ему характеристиками, чтобы дальше «топить» любого противника, называя его радикалом. Метод манипуляции помогать аудитории мыслить большими размытыми категориями, не пытаясь выделить особые характеристики объекта самому. Является, по сути, обобщением и разделением многообразия на малое количество четко описанных групп — «консерватор», «либерал», «оппозиционер»

18) Неизбежная победа

Прием заключается в том, чтобы убедить аудиторию присоединиться к определенной тенденции, потому что ее победа неизбежна.
Часто вместе с идеей неизбежности победы навязывается мысль, что все остальные уже давно так и поступили, тем самым манипулятор пытается играть на самооценке аудитории, которая не хочет оказаться в отстающих. Достигается за счет излишне позитивного преподнесения достигнутых результатов, а также за счет создания эффекта толпы.

19) Неявное утверждение

Эта техника используется, когда пропагандируемая идея может не вызвать доверия зрителей, если будет заявлена прямо. Вместо этого она либо несколько раз упоминается, либо на нее прозрачно намекают.

Это использование общих фраз для объяснения сомнительных действий или утверждений.

21) Отвлекающий маневр

Использование в споре неважных данных или аргументов «для количества», чтобы потом обосновывать свою позицию не качеством аргументов, а их количеством

22) Очернительство
Для манипуляции общественным сознанием часто используется метод очернительства — подмены логических аргументов против идеи ее иррациональным восприятием. Играя на страхах и предубеждениях аудитории, манипулятор предлагает универсальный готовые рецепт восприятия неугодных ему идей с точки зрения их эмоциональной составляющей.

23) Перенос (также известен как ассоциация)

Эта техника использует людей, предметы, символы и объекты и проецирует их на других, чтобы создать позитивный или негативный образ в глазах аудитории. Часто эта техника использует визуальные средства, эмблемы, символы (например, свастика на флаге России).

Это повторение определенного символа или слогана для наилучшего запоминания его аудиторией. Повторение может быть в форме джингла и/или изображения, размещаемого почти повсеместно. Повторение также может использовать фразы, изображения и другой контент, действующий на подсознание.

Полуправда заключается в нескольких утверждениях, часть из которых обязательно является общеизвестной или легко проверяемой правдой. Вторая часть правды или искажается, или опускает. Примером полуправды является попытка власти убедить аудитории при очередном повышении цен на коммунальные услуги, что за свет, газ и воду платить необходимо по мировым расценкам — как платят в Америке или Европе. О том, что тогда и доходы населения нужно увеличить до европейского уровня, деликатно умалчивается.

26) Привычное условие

Такая техника заключается в создании у аудитории бессознательной логичной связи между двумя объектами, путем многократного помещения двух объектов рядом. Неосознанно зритель затем сам будет проводить аналогию, увидев лишь один из объектов.

Техника основывается на том, что аудитория не всегда хочет сама делать выбор, она предпочитает, чтобы ей продиктовали необходимые действия, таким образом, освободив ее от ответственности. Сама пропаганда может заключаться в простой фразе, приказе, сформулированном в обобщенном виде и представляющем собой универсальную рекомендацию.

28) Провоцирование неодобрения

Эта техника используется, чтобы убедить целевую аудиторию выступить против определенной идеи, путем сообщения ей того факта, что сторонниками этой идеи являются заранее неприятные им люди.
Таким образом, люди не анализируют идеи, но анализируют ее потенциальных сторонников, которые вызывают у них негативную реакцию.

29) Путаница, намеренная неопределенность

Намеренное использование общих фраз для того, чтобы аудитория сама могла придумать собственную интерпретацию. Слыша общие фразы, потенциальные слушатели не концентрируются на анализе идей, а домысливают сами слишком в том ключе, в котором бы хотели услышать эту информацию.

30) Размахивание флагом

Попытка оправдать действия или суждения, основываясь на том, что в их основе лежал патриотизм и забота о благе нации. А так как любовь к своей стране является в массовом сознании добродетелью,

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector