No Image

Что такое этюд в фотографии

0 просмотров
22 января 2020

О жанре фотоэтюдов. Близко к жанру пейзажа примыкает еще одна интересная линия фотографического творчества – жанр фотоэтюдов. Этюд существует в искусстве издавна как первоначальный набросок, как работа, дающая возможность изучить какой-либо изобразительный прием. Чаще всего материалом этюда становится пейзажный мотив, потому-то и смыкаются так близко эти две линии творческой фотографии.

Они близки не только по материалу, но и по содержанию, поскольку средствами фотоэтюда решаются не формальные задачи чисто внешней выразительности снимка, а задачи подлинно художественные, с глубоким проникновением в мир человека.

Характерным фотоэтюдом можно считать снимок С. Тараскина "Этюд композиции" (фото 161), где отрабатывается прием заполнения картинной плоскости, распределения материала в пределах поля кадра. Фото 161

Но сегодня фотоэтюд – это уже не просто удобная форма учебной работы, накопления опыта, ведения своеобразной записной книжки, куда систематически заносятся наблюдения, штрихи, заметки и пр. Фотоэтюд стал более содержательным, поиск идет одновременно и в области изобразительного решения и в сфере содержания. Вот, например, работа В. Мошинского (фото 162). Фото 162

Снимок носит характер этюда; фотографа занимает вопрос композиции кадра, сочетание глубокого черного тона и фактурности обрамляющих его условных кулис. На черном фоне, контрастируя с ним, выделяются фигуры людей. Архитектоника снимка строга, лаконично выстроена, это, несомненно, этюд композиции. Но он имеет законченный сюжет и точное название: "Дорога в сказку". В снимке, решенном с творческой выдумкой, реальный объект становится сказочным.

Но, конечно, съемка фотоэтюдов не ограничивается только рамками пейзажа. Этюдная форма возникает в жанре портрета и в жанре натюрморта, этюды снимают в интерьере и связывают их с архитектурными мотивами. Но об этом – в следующем разделе.

Утверждение, что «фотография-это искусство видеть» стало настолько общим местом, что мы зачастую и не очень-то задумываемся над ним. А задуматься стоит. Иной раз слышишь: «Эх, какой я видел момент! Жалко, не было фотоаппарата»… Дальше следует описание сценки, и правда интересной. Спору нет, мимо интересной сценки не пройдет ни один фотограф, но это ли называется «искусством видеть»? А как вы отнесетесь к такому высказыванию: «Какую я видел картину! Старый фонарь и от него длинная красивая тень»… (фото 1). Как правило, словесное описание любопытной ситуации бывает довольно впечатляющим и зачастую вполне может заменить собой изображение, но вот во втором случае оно явно не убедительно. Более того, интересная сценка привлечет к себе внимание не только фотографа, но и любого человека. А такую обычную вещь, как архитектурная деталь, надо уметь «увидеть». И кроме того, снять так, чтобы и другие увидели, причем именно так, как автор … Согласитесь, что задание здесь потруднее, ведь сюжет-то обыкновенный, мы такое видели не раз и не обращали особого внимания. «Искусство видеть» – это способность видеть то, мимо чего обычно проходят и умение передать увиденное так, чтоб зритель удивился: «Как же я-то этого не замечал!»

Сама собой такая способность не возникает, её надо в себе развивать. Этой цели и служит съемка фотоэтюдов.

Фотоэтюд – слово всем известное, примелькавшееся. Снимет человек простенький кадр, к которому не может подобрать название, и подписывает: «Фотоэтюд». А между тем в музыке, например, этюдом называется небольшое произведение виртуозного характера. В живописи художник не мыслит себя без постоянной работы над этюдами. Есть понятие «шахматный этюд», которое означает «упражнение, решение какой-либо определенной задачи». Вот мы и подходим к объяснению того, что такое этюд в фотографии: упражнение, выполненное виртуозно, ясно и красиво решенная задача – это и есть фотоэтюд.

Какие же задачи может ставить перед собой фотограф? Их бесконечное количество, и самое главное – это уметь видеть то, что обычно ускользает от поверхностного взгляда. Например, часто ли мы обращаем внимание на форму предметов, на их поверхность («фактуру»), на то, как они меняются в зависимости от направления взгляда, освещения? Задумываемся ли мы над тем, как это на плоском изображении вдруг возникает физически ощутимая глубина пространства, объем? Чем обусловлена смена выражений лица человека? Каким образом передать такие, казалось бы, абстрактные понятия как «печаль», «радость», «таинственность» при помощи вещей, которые сами по себе вовсе не печальны, не радостны и не таинственны?

Фотоэтюд – это вовсе не съемка простенького сюжета, это фотография, несущая в себе определенную мысль, наблюдение и решенная наименьшим количеством средств. Хороший этюд немногословен – но все, что в нем заключается,- главный объект, фон, тени, блики и другое, – все это должно работать на замысел автора. И, конечно, чем меньше элементов изображения в кадре, тем увереннее мы можем ими управлять. А что значит «управлять»? Это значит найти каждому элементу точное место в кадре, создать ту композицию, которая, в конечном счете, будет производить впечатление единственно возможной.

Отсюда – основной метод работы над этюдом: определить для себя главное и исключить все ненужное. Это условие относится к фотографии любого жанра, но попробуйте-ка без подготовки выполнить его при съемке многофигурных композиций – вряд ли получится. Вот поэтому и преследуют неудачи тех, кто сразу берется за решение сложных задач, на умея решать простые. Впрочем, простота – понятие относительное. Ведь чем проще сюжет, тем труднее привлечь внимание зрителя, тем совершеннее он должен быть выполнен. И, значит, вот ещё одно условие: фотоэтюд должен быть безукоризненным как в техническом, так и в изобразительном отношении. Разберем один из публикуемых здесь примеров (работы моих студийцев разных лет) – «Сторожевая башня». Все три варианта заключают в себе изображение части крепостной стены. Однако первый (фото 2) из них явно перегружен деталями: здесь и кусок земли с деревьями, и современное здание на заднем плане и пустое небо. Человек увидел, но равнодушным взглядом. Во втором варианте (фото 3) равнодушия уже нет, ясно ощущается личное отношение к сюжету: «Как красиво!». А дальше можно себе представить ход размышлений автора: «Да, красиво, но разве это главное в том, что я вижу? Ведь стена – крепостная! Ведь башня – сторожевая! Значит, помимо красоты надо передать их сущность, то есть мощь, надежность. И вот – третий вариант (фото 4) – нижняя точка съемки позволила убрать ненужный в данном случае фон, башня выглядит в данном случае устойчивой и, одновременно, стремящейся ввысь, а диагональная линия стены создает ощущение движения, внутреннего напряжения. Сравните эти три снимка – как спокойно выглядят первые два, и сколько тревожности и вместе с тем уверенности в третьем. Но ведь это тоже сущность сюжета «Строжевая башня». Как видите, работа над фотоэтюдом заключает в себе много аспектов, и основной из них – это умение мыслить ясно и образно – качество, необходимое каждому фотографу. Попробуйте решить для себя следующие темы: «окно», «Человек и дерево», «Дорога», «Солнечный луч», «Весна», «Движение». Список может быть бесконечным. Смотрите, думайте, снимайте.

Читайте также:  Эндоскоп для смартфона рейтинг

Фотоэтюды на натуре (пейзаж) и в интерьере

Главной целью фотографа при выполнении этого раздела упражнений является приобретение практических навыков работы в условиях существующей натуры или интерьера. Работа эта прежде всего связана с умением выбирать для фотографических композиций типичный материал и показывать его на снимке в выразительной художественной форме. Эти упражнения дают фотографу то же, что художнику-живописцу дает работа над этюдами на пленэре (на открытом воздухе) – изучение всех возможностей естественного солнечного освещения, передача воздушной среды, пространства и пр.

Фотоэтюды на натуре могут носить разнообразный характер, но чаще всего они связаны с изображением на снимке пейзажа, который может явиться самостоятельным объектом изображения, а может войти в фотокартину как активный фон, на котором происходит действие или рисуется главный объект изображения. В натурных этюдах пейзаж часто сочетается с изображением человека или людей в действии и движении, часто в него включается архитектура, промышленные сооружения и пр.

Пейзажная фотография является прекрасным средством для художественного выражения облика природы как в её естественном состоянии, так и преобразованной плодотворной деятельностью человека, средством для показа типических черт и явлений советской действительности.

Пониманию смысла жанра пейзажа в изобразительном искусстве фотографам следует учиться у мастеров живописи, у великих русских художников-реалистов, пейзажные работы которых глубоко содержательны: они дают картины природы во всем их многообразии, в определенной художественной трактовке и всегда связаны с чувствами и настроениями человека. Изображение при этом остается реалистическим, убедительно передающим окружающий человека мир.

Пейзаж в фотографии это не просто "съемка видов", не копирование того или иного уголка природы, дающее якобы точное изображение действительности. Такая "правдивость" изображения не обеспечивает получения впечатляющих и художественных фотографических картин, так как, по словам Н.А.Добролюбова,– правда есть необходимое условие, а еще не достоинство произведения. О достоинстве мы судим по широте взгляда автора, верности понимания и живости изображения тех явлений, которых он коснулся.

Правда в пейзажном фотографическом снимке – это не только точное воспроизведение видимого средствами фотографии, это прежде всего глубокое понимание того, что изображается на снимке, это также художественное, эмоциональное изображение действительности, авторская трактовка явлений действительности.

Пейзаж как жанр фотографии неоднороден, многообразен, включает в себя такие виды пейзажей, как сельский, городской, индустриальный и пр. Пейзажи делятся на отдельные группы и в зависимости от творческой манеры их фотографического изображения; в фотографии можно найти пейзажи лирические, романтические и пр.

Многообразие форм пейзажа, обогащающее этот жанр фотографии, обусловливает существование не только "чистого пейзажа", но и пейзажа как части фотокартины.

При выполнении предлагаемых ниже упражнений необходимо учесть следующие особенности пейзажных съемок.

При композиционном решении пейзажа, как и любой другой фотокартины, предполагается обязательное выделение главного объекта изображения, получение акцента на сюжетно важном элементе композиции. В пейзажном снимке зрителю должно быть сразу ясно, ради чего сделан этот снимок и что интересное и важное он показывает. Если в кадре такой акцент отсутствует, снимок превращается в обозревательный, невыразительный общий план снимаемой местности.

Создание выразительного по композиции пейзажного снимка и получение необходимого акцента на главном представляют известную трудность, которая преодолевается лишь в процессе систематической работы в этом жанре. Здесь необходимо уметь выбрать для съемки такие условия освещения, такое состояние погоды, направление и характер солнечного или другого света, которые создают определенную тональность изображения, верно передающую состояние природы и настроение.

Выбранные условия освещения должны также способствовать выражению пространства на плоскости снимка, передаче объемов фактур, цветов объекта съемки.

И в пейзажном снимке необходима точная и активная композиция материала в пределах картинной плоскости; особое значение приобретает перспективный рисунок кадра, поскольку пейзажный снимок, как правило, связан с передачей значительных пространств. Действенными средствами здесь становятся линейная и тональная перспективы, ракурс, определяющий высоту линии горизонта в кадре, и пр.

Читайте также:  Съемный нейлоновый протез отзывы

Пейзажная композиция – это не обязательно общий план, показывающий объект в целом, его широкие пространства, большие площади. Выразительным может быть и правильно выбранный средний план, сосредоточивающий внимание зрителя на какой-то характерной части пейзажа, дающей достаточно точное представление о пейзаже в целом.

Не следует недооценивать возможности выразительных световых решений кадра в условиях натурной, пейзажной съемки. Условия освещения на натуре, эффекты освещения необычайно многообразны, выразительны и могут быть положены в основу художественных решений фотографических снимков. Ведь натурное освещение – это не только яркое солнечное освещение. Это мягкая градация тонов в облачный или пасмурный день, четкая обрисовка контурных форм предметов, полусилуэтное изображение при контровом освещении, мягкая пластика светотени в ранние утренние часы, живописный рисунок облаков на закате, блеск водной глади в лучах контрового света, и многие другие варианты натурного освещения, зависящие от направления падения солнечных лучей, высоты стояния солнца и состояния атмосферы.

Не теряет своего значения в пейзажной съемке и выразительное изображение фактуры.

Так, при съемке зимнего пейзажа только передача фактуры снежного покрова, его рельефа, блеска снега в солнечных лучах дает возможность сохранить на снимке всю живописность тонких сочетаний белых тонов зимы. Большое значение имеет передача фактуры водных поверхностей в морских пейзажах и т. д.

При пейзажных съемках значительную площадь в кадре часто занимает небо. Естественно, что этот элемент кадра играет серьезную роль в общей композиции снимка и особенно важен для его тональности, а следовательно, для общего эмоционального и художественного звучания снимка. Характеру фотографической передачи неба в пейзажном снимке следует уделять самое пристальное внимание. Выбор соответствующего рисунка облаков, использование различных светофильтров – хроматических, нейтрально-серых и поляризационных – расширяют возможности фотографа и позволяют получить разнообразные, выразительные и художественно впечатляющие изображения картин природы.

При использовании светофильтров необходимо учитывать их влияние не только на передачу тональности неба, но и на передачу всех тонов объекта съемки.

Часть раздела "Фотоэтюды", посвященная съемке на натуре, предусматривает выполнение следующих упражнений.

Упражнение 1. Изучение возможностей натурного освещения

Упражнение заключается в съемке одного и того же натурного объекта (пейзаж, пейзаж с архитектурой и пр.) при различных условиях освещения.

При съемке этой серии, состоящей из четырех-пяти снимков, предполагается точное сохранение одной и той же композиции во всех снимках, то есть съемка с одной точки, съемка планов одной крупности при одинаковом размещении элементов композиции в кадре. Это исключает влияние изменения композиции на конечный изобразительный результат и дает возможность изучения только влияния освещения на общий характер фотографического изображения.

Серия может состоять из снимков, сделанных в разные дни, при разной погоде (яркое солнце, облачное небо, пасмурный день), или из снимков, сделанных в разное время одного и того же дня, то есть при изменении направления падения света на снимаемый объект, например рано утром, в полдень, в предвечернее время, вечером и т. д.

Сравнение различных изобразительных результатов, полученных при этих съемках, дает возможность оценить значение условий освещения для изображения данного объекта на фотографическом снимке и определить наиболее благоприятные для решения поставленных задач условия освещения.

Прилагаемые фото 141 а и 141 б сняты в течение одного дня: первое – при боковом свете яркого солнца, второе – при контровом свете солнца, закрытого облаками.

Фото 141. Л. Калашников (ВГИК). Этюды освещения

Фото 141 а показывает, что боковой солнечный свет способствует выразительной передаче объемов стволов берез и фактуры березовой коры. Эти объемы и фактура на фото 141 б выражены слабее, так как изображение здесь приобретает характер полусилуэта.

Направленный свет в первом снимке отрабатывает фактуру снега, которая полностью исчезает на втором снимке в результате её освещения мягким рассеянным светом.

Тени на снегу в первом снимке, распределяясь по снежной поверхности, ломаясь на складках снега, подчеркивают рельеф, а чередование светов и теней помогает выражению пространства. Мягкий свет во втором снимке лишает его этих элементов изобразительности.

Вместе с тем второй снимок приобретает особый тональный рисунок, единую гамму тонов, что может быть использовано при решении определенных смысловых задач и что придает снимку особое настроение.

Так упражнение первое дает фотографу материал для изучения выразительных возможностей различных эффектов освещения.

Упражнение 2. Съемка в период нормального освещения на натуре

Как указывалось выше, периодом нормального освещения на натуре считается время дня, когда солнце занимает положение от 15 до 60° над горизонтом. В этот период на объекте создается выразительная светотень, характер которой зависит от соотношения направлений съемки и падения основного светового потока – потока солнечных лучей.

Выполняя это упражнение, следует сделать несколько снимков различных объектов, используя боковое, фронтальное и контровое освещения. Характер освещения в каждом из снимков определяется особенностями снимаемого объекта. Так, боковое освещение может быть использовано при съемке городского пейзажа или пейзажа с архитектурой, поскольку боковой свет хорошо очерчивает на снимке объемы, что важно в такого рода снимках.

Контровое освещение может быть использовано при съемке сельского пейзажа как освещение, способствующее отработке воздушной дымки и выражению пространства на снимке. Возможно, что где-то будет уместным и переднее, фронтальное освещение, хотя, как правило, выразительных результатов оно не дает из-за равномерного освещения всего поля кадра и возникающей при этом пестроты изображения, поскольку каждая деталь здесь прорабатывается в одинаковую силу.

Читайте также:  Тройка в телефоне андроид с нфс

Примерами снимков, сделанных в период нормального освещения, могут служить фото 11, 25, 69, 142, в которых использовано боковое направление света. Фото 143 (И. Теренин, "Скоро весна") также сделано в период нормального освещения, но при контровом направлении света.

Фото 142. Ю. Шалимов (ВГИК). Волжские просторы

Фото 143. И. Теренин. Скоро весна

Упражнение 3. Съемка в период эффектного освещения на натуре

Как указывалось выше, периодом эффектного освещения на натуре считается раннее утро и предвечернее время, когда солнце находится над горизонтом не выше 15°.

В этот период на объекте создается живописное освещение, образуются мягкие света и удлиненные тени. Характер такого освещения в сочетании с воздушной дымкой, поднимающейся от земли утром, или с выразительным рисунком облаков, часто образующимся на закате, позволяет получить интересные по изобразительному решению снимки.

При выполнении этого упражнения следует использовать раннее утреннее освещение (примером может служить фото 54), освещение в предвечернее время (примером является фото 38) и другие разнообразные световые рисунки, которыми так богат период эффектного освещения.

Упражнение 4. Съемка в период сумеречного освещения на натуре

В период сумеречного освещения солнце находится ниже горизонта, прямой солнечный свет на объекте отсутствует и освещенности образуются лишь за счет света, рассеянного земной атмосферой. Эти освещенности невелики по своему значению; снимки, полученные в этот период, характеризуются низкой темной тональностью и очень живописны по изобразительному решению.

Особый колорит возникает, когда в композицию включаются дополнительные источники искусственного света в виде электрических фонарей, освещенных окон и пр. Тогда в кадре образуется интересная тональность: на общем притемненном фоне, где остатки дневного рассеянного света еще дают возможность проработать детали, выделяются яркие огни, подчеркивающие темноту сгущающихся сумерек.

Часто на небе в это время суток имеется живописный рисунок облаков, который дополняет общую картину и входит действенным элементом в композицию кадра.

Выполняя это упражнение, нужно сделать снимок городского, сельского или другого пейзажа при описанных условиях освещения, включив в композицию действующие источники света.

Примером снимка, полученного в этот период освещения, может служить фото 40.

Таковы основные упражнения, которые представляется целесообразным и полезным выполнить по первой части данного раздела.

Второй частью раздела "Фотоэтюды" является съемка в существующем интерьере.

Здесь фотограф также встречается с необходимостью съемки при существующих условиях освещения, с необходимостью выбрать из всего их многообразия наиболее выразительные по световому рисунку, образующемуся на объекте, и способствующие отработке данного интерьера и всех его архитектурных особенностей.

Съемка интерьера, нахождение светового и композиционного решения интерьерного кадра, изображение на снимке особенностей архитектуры и отделки интерьера – задачи достаточной сложности. Выполнение данных упражнений особенно важно еще и потому, что в последующей работе над упражнениями раздела "Фоторепортаж", то есть над основным материалом, который представляет собой существо деятельности фоторепортера, встретится необходимость изображения интерьера как места, в котором происходят фотографируемые события.

Проработка творческих вопросов, возникающих при съемке интерьера, техники и методики этой съемки, при выполнении упражнений данного раздела явится хорошей подготовкой для более сложных упражнений раздела "Фоторепортаж".

Упражнение 5. Съемка интерьера при рассеянном дневном освещении

На фото 144 интерьер изображен при рассеянном дневном освещении. Правда, рассеянный дневной свет в интерьере всегда приобретает известную направленность в связи с тем, что он освещает интерьер с определенного направления, например со стороны окон или, как на фото 144, со стороны стеклянного потолка зала музея. Такой свет достаточно хорошо отрабатывает пространства, рельефы и объемы объекта.

Фото 144. А. Кольцатый (ВГИК). Интерьер

Подобное освещение интерьера широко используется в практике фотографии, и данное упражнение предполагает выполнение снимка в таких световых условиях.

Упражнение 6. Съемка интерьера при солнечном освещении

На фото 145 интерьер изображен при солнечном освещении.

Солнечный свет падает в правую часть интерьера, делая её светлой и легкой. Левая часть, освещенная лишь рассеянным светом, выглядит более темной. Сочетание этих различных светлот в кадре помогает выражению на снимке характерных особенностей интерьера.

Фото 145. В. Ковзель (ВГИК). Интерьер

В композицию активным элементом входят солнечные пятна, образующие на полу интерьера светотеневой рисунок, который участвует в заполнении картинной плоскости.

Благодаря такому разнообразию тонов, участвующих в построении фотографического изображения, оно приобретает особую живописность и все архитектурные особенности объекта передаются на снимке достаточно выразительно.

Упражнение предполагает выполнение снимка в таких условиях освещения.

Упражнение 7. Съемка интерьера при электрическом освещении

На фото 146 станция Московского метрополитена снята при электрическом освещении, которым постоянно освещается этот интерьер.

Фото 146. О. Насветников (ВГИК). Интерьер

Такое специально рассчитанное и установленное освещение обеспечивает выразительную отработку пространственных форм объекта, которые в данном случае подчеркиваются и линейным построением снимка.

Упражнение предполагает выполнение подобной фотографии и должно в дальнейшем помочь фотографу применяться к условиям искусственного освещения в интерьере.

Таковы основные виды фоторабот, которые следует выполнить по разделу "Фотоэтюды на натуре (пейзаж) и в интерьере".

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector