No Image

Что такое светосильный объектив

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

Обзоры и тесты, просто о сложном

Наверняка, если вы покупали объектив, то не раз слышали такое понятие как светосила объектива. Скорее всего, именно светосила играла ключевую роль при выборе той или иной линзы и конечно же продавец старался вам продать более дорогой объектив именно ссылаясь на этот мистический параметр – светосила, как-будто он решит все ваши проблемы 😉

Вначале давайте разберемся что такое светосила объектива, и с чем её едят. Если просто, то светосила, это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива – тем больше света через него может проходить, тем больше возможности при съемке в плохом освещении без использования вспышки или штатива.

Светосила объектива зависит от следующих параметров:

  • диафрагма
  • фокусное расстояние
  • качество оптики

Не будем углубляться в физику, скажу лишь что отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию, как раз и будет вашей светосилой (так называемой геометрической светосилой объектива). Именно эту светосилу производители оптики и указывают у себя на объективах, наверняка вы встречали следующие подписи – 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и так далее. Естественно, чем больше это соотношение, тем больше светосила объектива. Поэтому светосильные объективы считаются те, у которых соотношение 1:2.8, 1:1.8, 1:1.4 и более.

Для заметки, самый светосильный объектив в мире, был сделан в 1966 году для NASA которые использовали его в целях съемки темной стороны луны. Называется он Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 и светосила у него равна 1:0.7, таких объективов было выпущено всего десять.

Каждый фотограф, будь-то он начинающий или профи, знает – самые светосильные объективы это портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. И конечно же, каждый уважающий себя фотограф имеет в арсенале такой объектив. Ещё один плюс, светосильных фиксов – то что они относительно недорогие, к примеру если сравнивать с светосильными зум-объективами, но не менее качественные.

Светосильные объективы идеально подходят для портретной съемки, потому что они дают малую глубину резкости, что очень важно для портретной съемки.

Какой портретный объектив выбрать, со светосилой 1.2, 1.4 или 1.8?

Существует тот факт, что новички хотят купить себе более светосильный объектив, и конечно же продавцы с радостью им продают этот объектив, который стоит в разы дороже. Вопрос только нужно ли переплачивать за диафрагму f/1.4 если вы ей практически не будете ей пользоваться!

Глубина резкости (ГРИП) напрямую зависит от светосилы вашего объектива, поэтому фотографируя с диафрагмой f/1.2, f/1.4 и f/1.8 фокусная плоскость очень мала, и вы рискуете тем, что ваш объект съемки будет вне фокусной плоскости, вот как здесь:

Этот кадр я сделал давно, я его испортил. Испортил тем, что фотографировал с максимально открытой диафрагмой f/1.2 и конечно же, в фокус я не попал, момент упустил, а кадр испоганил т.к. он не резкий (см. статью как сделать фото резким).

Потом я сфотографировал ещё один, в котором все хорошо: лицо в фокусе а фон размытый, но диафрагма уже была f/2.8.

Я много перепортил кадров, до того, как я понял, что f/1.2 нужно использовать только в случае если не хватает света для съемки и то, это не всегда помогает, проще повысить ISO, особенно если у вас полноформатная цифровая камера. Порой, даже на 50мм фикс с диафрагмой f/2.8 – можно промахнуться и многие детали окажутся не в фокусе, поэтому я всегда перестраховываюсь, особенно когда фотографирую моделей, при хорошем освещении использую диафрагму не меньше чем f/3.2.

Как видите, глубина резкости вполне ощутима.

Вывод

Светосильный объектив идеально подходит для портретной съемки, поэтому любой уважающий себя фотограф обязательно должен иметь такой в арсенале.

При покупке светосильного объектива, не покупайтесь на заявленные 1:1.2 либо 1:1.4. Использовать максимально открытую диафрагму вы будете крайне редко, поэтому, если у вас есть выбор между светосильным портретным объективом 1:1.2, 1:1.4 и 1:1.8 не делайте ошибку и не тратьте лишние деньги покупая максимально доступный светосильный объектив, вам вполне достаточно портретника со светосилой 1:1.8.

Читайте также:  Что дороже золото или платина

Спасибо за прочтение и до новых встреч.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

А как же луну снимали на такой светосильный объектив? Луна ведь далеко, а значит ГРИП должен быть большой?!

Вот именно что далеко, а значит там глубина резкости даже на открытой диафрагме огромная.

Добрый вечер) Взял объектив 50 мм Никон AF f/1.8 к фотоаппарату Nikon d3200 .К сожалению фотоаппарат блокируется при значении диафрагмы 22. Означает ли это что объектив перестает быть светосильным и работает только с одним значением диафргамы?

Похоже на то, что автор статьи не знает и не понимает четко, что же такое светосила, и лишь благодаря большой практики научился интуитивно использовать этот параметр объектива, а, возможно, и не заморачивается его пониманием, «отдаваясь» полностью автоматике фотокамеры. В этом незнании нет ничего страшного, если оно касается только самого автора статьи. Тем более, что незнание это не мешает делать вполне приличные (для любителя) кадры. Но вот отвечать грамотно, доходчиво и понятно, на вопросы, касающиеся светосилы, автор статьи, как вижу, не может. Поэтому и ограничивается односложными «Да» и «Нет». Но если автор претендует на роль учителя и просветителя сотен, если не тысяч любителей фотографии, то ошибки не допустимы.
Во-первых, дробные величины 1:1; 1:1,4; 1:2; 1:2,8; 1:4; 1,5,6; 1:8 и т.д. это вовсе не значения светосилы при различных отверстиях диафрагмы. Эти отношения называются величинами относительного отверстия. Т.е. это есть относительные отверстия объектива при различных диаметрах диафрагмы. И равны они отношению светового диаметра объектива (диаметра диафрагмы) к его фокусному расстоянию. А светосила это несколько иное. Ну, хотя бы потому, что светосила численно равна квадрату относительного отверстия. Таким образом, светосила, упомянутого автором объектива Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, равна (1:0,7)^2 = 1:0,5 = 2. Кто-то, вероятно, возразит, какая разница в квадрате или нет, если величины относительных отверстий, в принципе, характеризуют светосилу. И, казалось бы, это будет верным замечанием. Да относительное отверстие в некоторой степени характеризует светосилу, но ровно в такой же степени, в какой степени сторона квадрата характеризует его площадь. Но ведь не станем же мы утверждать, что сторона квадрата равна его площади. Так и с относительным отверстием и светосилой. Нельзя утверждать, что одно равно другому, поскольку эти параметры характеризуют разные свойства объектива.
Во-вторых, что же такое светосила. Это вовсе не то, что считает и не то как объясняет автор статьи: «Если просто, то светосила, это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива – тем больше света через него может проходить,» Если поверить в это определение, то можно прийти к выводу что самый большой из существующих объективов со световым диаметром в 1 метр, является и самым светосильным. Ведь именно этот объектив собирает и пропускает через себя наибольшее количество света. Но это не так, потому, что светосила зависит не только от количества прошедшего через объектив света. На светосилу влияет и фокусное расстояние объектива. И если бы в своем определении автор упомянул бы, что все сказанное касается объективов с одинаковыми фокусными расстояниями, то все стало бы точно и на свои места. Если теперь «почти научно», то светосила это величина, которая характеризует яркость изображения в плоскости фотоприемника и показывает в какой степени, яркость изображения отличается от
яркости предмета.
В-третьих, надо четко понимать, что светосила, найденная как квадрат относительного отверстия, это есть геометрическая светосила, которая дает весьма приблизительное представление о светосиле объектива реальной, физической. Конечно, если фотограф всегда при съемке использует автоматику, то знать такие тонкости не обязательно. Автоматика сама определит оптимальную экспозицию измерив световой поток, падающий на фотоприемник, и выберет оптимальные значения выдержки и диафрагмы. Но
тем, кто планирует отключать автоматику, полезно знать, что физическая светосила равна произведению геометрической светосилы на коэффициент пропускания объектива. Им так же полезно знать, что все сказанное выше касается случаев, когда фотографируемый предмет находится далеко и расстояние от объектива до плоскости фотоприемника равно или близкО к фокусному расстоянию объектива. Если же это расстояние превышает фокусное, то светосила уменьшается. Так, например, при макросъемке на двойном фокусном расстоянии, когда размер изображения становится равным размеру предмета, светосила (следовательно, и яркость изображения) уменьшается в 4 раза в сравнении со светосилой при фокусировке на бесконечность.
Если теперь обобщить все сказанное выше, то ответ на Ваш вопрос будет: «Да, может». А неверный ответ автора статьи опять показывает, что он не знает, что же такое светосила, и не имеет морального права поучать других

Читайте также:  Чем протравить плату в домашних условиях

На самом деле 0,7 – не самый сверхсветосильный объектив:
–Объектив «Carl Zeiss Super Q Gigantar» 40/0,33 для фотоаппарата «Contarex Bullseye»: 0,33;
–Зеркально-линзовый объектив «ЧВ» 20/0,5, разработанный ГОИ в 1948 году: 0,5;
–Военный объектив «Signal Corps Engineering» 33/0,6: 0,6;
–Объектив «Искра-3» 72/0,65, разработанный ГОИ: 0,65;
–Специальный объектив для космической программы НАСА Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7: 0,7;

Объектив «Carl Zeiss Super Q Gigantar» 40/0,33 для фотоаппарата «Contarex Bullseye»: 0,33;
^^^^
Это была просто глупая шутка инженеров, а вы схавали 🙂

Светосила объектива – это один из основных параметров, на который следует обращать внимание при выборе объектива (наравне с фокусным расстоянием). Светосила оптической системы показывает степень ослабления светового потока. Другими словами, светосила показывает, какую часть светового потока способна пропустить система линз объектива.

Дело в том, что часть светового потока при прохождении через объектив рассеивается и отражается от линз, часть света – поглощается материалом, из которого изготовлены линзы (стекло, оптическая пластмасса). Поэтому световой поток ослабляется за счет этих чисто физических характеристик.

Другой основной параметр, который определяет светосилу объектива – значение максимально открытого относительного отверстия диафрагмы. Чем сильнее можно открыть диафрагму (чем меньшее диафрагменное значение выставить), тем большее максимальное количество света может пропустить объектив. Так, объектив с маркировкой f1.8 (или 1:1.8) будет считаться более светосильным, чем объектив с маркировкой f2.8 (1:2.8).

Зачастую для простоты восприятия светосилу объектива попросту определяют значением максимально открытой диафрагмы, которое позволяет выставить этот объектив. На самом деле светосила – это внутренняя характеристика конструктива объектива, и относительное отверстие диафрагмы выполняет лишь часть функций по определению светосилы объектива.

Тем не менее, чисто с практической точки зрения гораздо проще сравнивать объективы по максимально возможному значению открытой диафрагмы. Поэтому с этого момента я буду отождествлять понятия «светосила объектива» и «максимально открытая диафрагма, которую позволяет выставить объектив».

Таким образом, светосила объектива может выражаться значением максимально открытой диафрагмы. Светосила объектива всегда указывается в технических характеристиках при описании объектива, а также маркируется на самом объективе возле передней линзы. Поэтому когда вы видите название объектива Canon 24-70 f2.8, то f2.8 – это и есть значение светосилы. Это означает, что при съемке с таким объективом вы сможете открыть диафрагму максимум до значения 2.8. То есть у вас не будет технической возможности снимать с диафрагмой 2.0 или 1.8 и т.д.

Светосильными считаются объективы, при использовании которых можно снимать на значениях диафрагмы f1.2-f2.8. Объективы со светосилой f3.5-f6.3 уже не считаются светосильными, еще их называют «темными», поскольку они способны пропускать меньшее количество света. Такие топовые производители фотооптики как Carl Zeiss и Leica выпускают модели объективов с еще большей светосилой – f0,7 и f0,95. Наиболее распространенными светосильными объективами среди фотографов являются объективы со значением светосилы f1.4-f2.8.

Светосила объектива может быть постоянной и переменной. Объективы с постоянной светосилой позволяют максимально открывать диафрагму до одного и того же значения. Например, объектив Canon 70-200 f4.0 позволяет выставлять диафрагму 4.0, независимо от выставленного фокусного расстояния. При съемке с фокусным расстоянием и 70 мм, и 135 мм, и 200 мм вы сможете сделать снимок с диафрагмой 4.0. Объективы-фиксы (с постоянным фокусным расстоянием) автоматически обладают постоянной светосилой.

Читайте также:  Сравнение телефонов honor 9

Существуют зуммированные объективы с переменной светосилой, которая зависит от выставленного фокусного расстояния. Чем больше выставлено фокусное расстояние, тем хуже параметр светосилы. Например, объектив Canon 18-135 mm F 3.5-5.6 позволяет открыть диафрагму до значения f3.5 при съемке с фокусным расстоянием 18 мм, а вот при съемке с фокусным расстоянием 135 мм вы сможете максимально открыть диафрагму только до значения f5.6. Обычно такие объективы обладают пониженной стоимостью и худшими оптическими качествами.

На что влияет светосила объектива? Почему она считается такой важной характеристикой и фотографы готовы платить десятки тысяч за светосильную оптику? Все преимущества светосильных объективов завязаны на значении диафрагмы. Вспомните, на что влияет диафрагма при съемке: количество света, пропущенное через объектив, и глубина резкости в кадре.

Итак, покупая объектив с большей светосилой, вы сможете сильнее открыть диафрагму. Значит, вы сможете пропустить большее количество света (появляется возможность снимать при недостаточном освещении). Также чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше оказывается глубина резкости в кадре (сильнее размываются объекты, не попавшие в зону фокусировки). Именно поэтому хорошими портретными объективами считаются объективы со светосилой f1.4-f2.8.

Вы можете заметить, что производители фотооптики выпускают линейку объективов с аналогичным фокусным расстоянием, но разной светосилой. Причем, чем больше светосила, тем дороже стоит объектив, а прирост по стоимости значительный. Например, сравним цены на объективы Canon с фокусным расстоянием 50 мм. Так, объектив 50 мм 1.8 стоит 3500-4000 рублей, объектив 50 мм 1.4 стоит около 13500 рублей, а объектив 50 мм со светосилой 1.2 продается по цене почти 48000 рублей. Данные приведены по состоянию на февраль 2013 г.

Как мы выяснили, в большинстве случаев чем больше светосила объектива, тем лучше, потому что:

— можно снимать в худших условиях освещения;

— можно снимать с меньшей ГРИП.

С другой стороны, за дополнительную светосилу нужно выложить немаленькие деньги. Поэтому при выборе объектива взвешивайте все «за» и «против».

Грамотно выбирайте объектив и хороших вам снимков!

Светоси́ла — величина, характеризующая светопропускание оптической системы, то есть соотношение освещённости действительного изображения, даваемого ей в фокальной плоскости, и исходной яркости отображаемого объекта [1] . Светосила пропорциональна квадрату относительного отверстия оптической системы и определяет её световую эффективность [2] [3] .

В практической фотографии и кинематографе используется упрощённое обиходное понятие светосилы объектива, которой называют максимальное относительное отверстие, получаемое при полностью открытой диафрагме, и при котором достижимо наибольшее светопропускание объектива [4] [5] . Квадратичная зависимость при этом не принимается во внимание, поскольку автоматически учитывается в экспонометрических расчётах. Таким образом, объектив с максимальным относительным отверстием f/2,0 светосильнее объектива f/4,5.

Содержание

Геометрическая светосила [ править | править код ]

Принято различать геометрическую и эффективную светосилу, которые пропорциональны квадратам геометрического и эффективного относительных отверстий [6] . Геометрическая светосила Q g <displaystyle Q_> может быть вычислена с помощью выражения:

Q g = ( D f ′ ) 2 <displaystyle Q_=left(<frac <2> — заднее фокусное расстояние. Светосила любой оптической системы имеет теоретический предел, определяемый волновыми свойствами света. Он вычисляется при помощи математической зависимости:

N min = 1 2 N A max = 1 2 n sin ⁡ θ <displaystyle N_< ext>=<frac <1> <2;mathrm _< ext>>>=<frac <1><2,nsin heta >>>

Учитывая, что коэффициент преломления воздуха близок к единице, максимально достижимое относительное отверстие любой оптической системы не может превышать f/0,5 или 2:1 [* 1] . Соответственно, максимально достижимая светосила, равная квадрату этой величины, не превышает значения 4:1.

Эффективная светосила [ править | править код ]

Геометрическая светосила характеризует светопропускание объектива лишь отчасти, поскольку не учитывает прозрачность его линз. При прохождении светового потока через объектив часть его поглощается массой стекла, а часть отражается и рассеивается поверхностью линз и оправы, поэтому световой поток доходит до светочувствительного элемента ослабленным. Светосила, учитывающая коэффициент пропускания объектива, называется эффективной светосилой (в некоторых источниках — физической светосилой [7] ). Эффективная светосила всегда ниже геометрической [8] .

Эффективная светосила Q e <displaystyle Q_> , как было сказано выше, определяет отношение освещённости E <displaystyle E> изображения к яркости B <displaystyle B> объекта съёмки [1] :

Q e = E B = τ ( D f ′ ) 2 <displaystyle Q_== au left(<frac <2>

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector