No Image

Что такое взвешенная клавиатура

СОДЕРЖАНИЕ
21 просмотров
22 января 2020

Взвешенная клавиатура жесткая, как и клавиатура фортепиано, поэтому идеально подходит для тех, кто привык играть на настоящем пианино или учится игре на нем. Для синтезатора наличие взвешенной клавиатуры не столь принципиально, как для цифрового пианино. Обычно модели со взвешенной клавиатурой несколько дороже, чем аналогичные по функциональности инструменты с невзвешенной или полувзвешенной клавиатурой.

показывать по умолчанию

начать с дешевых

начать с дорогих

страница: стр. 1 » из 19

Цены в 3 Интернет-магазинах:

Синтезатор Casio CTK-240

Жесткость клавиатуры – взвешенная. С разделением клавиатуры. Размер клавиш – полноразмерные. С встроенной акустической системой. С работой от батареек/аккумулятора. С транспонированием. Тип – синтезатор. Количество тембров – 100. Количество клавиш – 49. С обучением. Полифония – 12. С автоаккомпанементом. Корпус – компактный. Педали – отсутствуют. С дисплеем. Вес: 2.8 кг. Размеры 91х8х24 см.

купить в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое фортепиано Yamaha NP-32WH

Разделение клавиатуры. Жесткость клавиатуры – взвешенная. С количеством клавиш 76. Размер клавиш – полноразмерные. Встроенная акустическая система. Интерфейс USB. Метроном. Реверберация. Транспонирование. Запись песен. Корпус – компактный. С полифонией 64. Педали – подключаемые. С количеством тембров 10. Чувствительность клавиатуры к касанию. Тип – цифровое пианино. Работа от батареек/аккумулятора. С высотой: 11 см. С глубиной: 26 см. С шириной: 124 см. С весом: 5.7 кг.

купить в интернет-магазине Плеер.Ру

MIDI-клавиатура M-Audio Keystation 88 II

Тип – миди-клавиатура. С разделением клавиатуры. С записью песен. С выходом M >Количество клавиш – 88. С входом MIDI. Размер клавиш – полноразмерные. С контроллером изменения высоты тона. С интерфейсом USB. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С дисплеем. Корпус – компактный. Вес: 21.3 кг. Размеры 145х15х33 см.

купить в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое фортепиано Yamaha P-45B

Транспонирование. С количеством клавиш 88. С количеством тембров 10. Интерфейс USB. Разделение клавиатуры. С полифонией 64. Корпус – компактный. Реверберация. Жесткость клавиатуры – взвешенная. Размер клавиш – полноразмерные. Чувствительность клавиатуры к касанию. Педали – подключаемые. Тип – цифровое пианино. Метроном. Встроенная акустическая система. Молоточковая механика. С шириной: 133 см. С высотой: 15 см. С глубиной: 30 см. С весом: 11.5 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

Цифровое пианино Yamaha NP-32WH

Жесткость клавиатуры – взвешенная. С метроном. Полифония – 64. Количество клавиш – 76. Тип – цифровое пианино. Размер клавиш – полноразмерные. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С реверберацией. С встроенной акустической системой. С работой от батареек/аккумулятора. Корпус – компактный. С транспонированием. С разделением клавиатуры. С записью песен. Педали – подключаемые. Количество тембров – 10. С интерфейсом USB. С глубиной: 26 см. С шириной: 124 см. С высотой: 11 см. С весом: 5.7 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое фортепиано Yamaha P-125 White

С полифонией 192. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Размер клавиш – полноразмерные. Педали – подключаемые. Разделение клавиатуры. Реверберация. Жесткость клавиатуры – взвешенная. Корпус – компактный. Встроенная акустическая система. С количеством тембров 24. С количеством линейных выходов 2. Тип – цифровое пианино. Автоаккомпанемент. Молоточковая механика. С количеством клавиш 88. Линейный вход. Транспонирование. Интерфейс USB. Высота: 17 см. Глубина: 30 см. Ширина: 133 см. Вес: 11.8 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

Синтезатор Casio LK-280

С мультитембральностью. С метроном. С разделением клавиатуры. Тип – синтезатор. Количество линейных выходов – 1. С автоаккомпанементом. С работой от батареек/аккумулятора. Жесткость клавиатуры – взвешенная. С линейным входом. С караоке. Корпус – компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С записью песен. С дисплеем. С поддержкой карт памяти SD. С обучением. Полифония – 48. С микрофонным входом. Количество тембров – 600. С входом MIDI. Количество клавиш – 61. С встроенной акустической системой. Размер клавиш – полноразмерные. С реверберацией. С интерфейсом USB. С подсветкой клавиш. Педали – подключаемые. С глубиной: 35 см. С шириной: 96 см. С высотой: 10 см. С весом: 5.0 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое фортепиано Yamaha P-125 Black

Размер клавиш – полноразмерные. Корпус – компактный. С количеством тембров 24. Метроном. С количеством клавиш 88. Чувствительность клавиатуры к касанию. Жесткость клавиатуры – взвешенная. Педали – подключаемые. Транспонирование. Тип – цифровое пианино. Интерфейс USB. Встроенная акустическая система. С количеством линейных выходов 2. Реверберация. Разделение клавиатуры. С полифонией 192. Автоаккомпанемент. Линейный вход. Молоточковая механика. С шириной: 133 см. С высотой: 17 см. С глубиной: 30 см. С весом: 11.8 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

Синтезатор Casio WK-6600

С чувствительностью клавиатуры к послекасанию. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С записью песен. С дисплеем. Количество клавиш – 76. С работой от батареек/аккумулятора. Жесткость клавиатуры – взвешенная. С встроенной акустической системой. Педали – подключаемые. С арпеджиатором. Количество линейных выходов – 1. Тип – синтезатор. С интерфейсом USB. С автоаккомпанементом. Корпус – компактный. С метроном. С контроллером изменения высоты тона. Полифония – 48. С линейным входом. С поддержкой карт памяти SD. Размер клавиш – полноразмерные. С реверберацией. Количество тембров – 700. С транспонированием. С микрофонным входом. Вес: 7.2 кг. Размеры 116х15х39 см.

в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое фортепиано KAWAI ES-110 Black

Тип – цифровое пианино. С полифонией 192. Транспонирование. С количеством тембров 19. Молоточковая механика. С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Жесткость клавиатуры – взвешенная. С количеством клавиш 88. Корпус – компактный. Линейный вход. Педали – подключаемые. Автоаккомпанемент. Запись песен. Встроенная акустическая система. Метроном. Реверберация. Выход MIDI. Вход MIDI. Размер клавиш – полноразмерные. Обучение. С шириной: 131 см. С высотой: 15 см. С глубиной: 29 см. С весом: 12.0 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

Цифровое пианино Yamaha P-45 Black

С реверберацией. Педали – подключаемые. Количество тембров – 10. С встроенной акустической системой. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Тип – цифровое пианино. Жесткость клавиатуры – взвешенная. С разделением клавиатуры. С интерфейсом USB. Размер клавиш – полноразмерные. С автоаккомпанементом. Полифония – 64. С арпеджиатором. Количество клавиш – 88. С метроном. С молоточковой механикой. С транспонированием. Корпус – компактный. С высотой: 15 см. С шириной: 133 см. С глубиной: 30 см. С весом: 11.5 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое пианино Casio CDP-S100

Чувствительность клавиатуры к касанию. Реверберация. Размер клавиш – полноразмерные. Встроенная акустическая система. Тип – цифровое пианино. Жесткость клавиатуры – взвешенная. Метроном. Интерфейс USB. Педали – подключаемые. Линейный вход. Молоточковая механика. С количеством клавиш 88. С полифонией 64. С количеством тембров 10. Транспонирование. Корпус – компактный. Работа от батареек/аккумулятора. Глубина: 23 см. Ширина: 132 см. Высота: 10 см. Вес: 10.5 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое пианино Roland FP-30-WH

Жесткость клавиатуры – взвешенная. Педали – подключаемые. С реверберацией. С записью песен. С обучением. С метроном. Количество линейных выходов – 2. Полифония – 128. С линейным входом. С интерфейсом USB. С молоточковой механикой. С транспонированием. С автоаккомпанементом. Тип – цифровое пианино. С разделением клавиатуры. С встроенной акустической системой. Количество клавиш – 88. Размер клавиш – полноразмерные. Корпус – компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Количество тембров – 35. С глубиной: 28 см. С шириной: 130 см. С высотой: 15 см. С весом: 14.1 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

MIDI-клавиатура M-Audio Hammer 88

Чувствительность клавиатуры к касанию. С количеством клавиш 88. Контроллер модуляции. Тип – миди-клавиатура. Педали – подключаемые. Жесткость клавиатуры – взвешенная. Размер клавиш – полноразмерные. Корпус – компактный. Контроллер изменения высоты тона. Разделение клавиатуры. Молоточковая механика. С высотой: 13 см. С шириной: 142 см. С глубиной: 30 см. С весом: 17.5 кг.

Читайте также:  Фильтр обратный осмос какой выбрать

в интернет-магазине Аудиомания

Синтезатор Casio WK-7600

Тип – синтезатор. С работой от батареек/аккумулятора. С реверберацией. С записью песен. Количество тембров – 820. С метроном. Полифония – 64. С арпеджиатором. Жесткость клавиатуры – взвешенная. С контроллером изменения высоты тона. С дисплеем. Педали – подключаемые. Количество линейных выходов – 1. С линейным входом. С интерфейсом USB. Количество клавиш – 76. С транспонированием. С автоаккомпанементом. С микрофонным входом. С поддержкой карт памяти SD. С разделением клавиатуры. С встроенной акустической системой. Размер клавиш – полноразмерные. Корпус – компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Вес: 8.3 кг. Размеры 116х15х39 см.

в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое пианино Yamaha P-125B

С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Реверберация. С количеством клавиш 88. С полифонией 192. С количеством тембров 24. Жесткость клавиатуры – взвешенная. Педали – подключаемые. Транспонирование. Интерфейс USB. Автоаккомпанемент. Запись песен. Тип – цифровое пианино. Размер клавиш – полноразмерные. Корпус – компактный. Встроенная акустическая система. Разделение клавиатуры. Молоточковая механика. С глубиной: 30 см. С шириной: 133 см. С высотой: 17 см. С весом: 11.8 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

Цифровое пианино Casio CDP-S350 Black

С работой от батареек/аккумулятора. С реверберацией. С записью песен. С обучением. С метроном. Количество тембров – 700. Полифония – 64. С арпеджиатором. Жесткость клавиатуры – взвешенная. С дисплеем. Педали – подключаемые. С интерфейсом USB. С молоточковой механикой. С автоаккомпанементом. Тип – цифровое пианино. С разделением клавиатуры. С встроенной акустической системой. Количество клавиш – 88. Размер клавиш – полноразмерные. Корпус – компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С глубиной: 23 см. С шириной: 132 см. С высотой: 10 см. С весом: 11.0 кг.

«Звучит как акустическое фортепиано» – это лучший комплимент, который можно сделать в адрес цифрового инструмента. Сегодня мы поговорим о выборе цифрового пианино, а точнее, о главном критерии выбора – клавиатуре.

Механизм работы

На чугунную основу внутри корпуса натянуты металлические струны. Каждая клавиша имеет молоточковый механизм, который приходит в действие при нажатии на клавишу: молоток ударяет по струне, она начинает вибрировать, и мы слышим звук. Его громкость зависит от силы удара по струне, то есть от силы нажатия на клавишу.

Звукообразование происходит внутри закрытого пространства и зависит от многих факторов: сорта древесины, лака, сложных конструкционных особенностей, механики клавиш и т.д.

При этом вы получаете полностью натуральный звук. На этом плюсы акустического пианино, пожалуй, заканчиваются. А вот из минусов можно отметить большой вес и размер, необходимость постоянной настройки и подверженность влиянию внешней среды.

Цифровые пианино не имеют сложной механики, а звукообразование происходит за счет цифровой схемы, которая генерирует звук.

Хорошее цифровое пианино обеспечивает максимально реалистичный звук акустического инструмента и реальные физические ощущения от игры на клавишах. Клавиатура таких инструментов имеет молоточковый механизм (взвешенные клавиши). При этом клавиши имеют такую же форму, что и у акустического пианино, а при игре сохраняется ощущение отдачи от удара молоточка по струне, благодаря грамотной конструкции клавиш, имитирующих данную особенность.

Игра на цифровом пианино

История создания инструмента

Путь к современному молоточковому механизму занял не один десяток лет. Сначала клавиши были легкими, а благодаря пружинам после нажатия сразу возвращались в исходное положение. Сейчас такие клавиши используются в синтезаторах. Позже стали утяжелять каждую клавишу, чтобы достигнуть более натуральных ощущений при игре, при этом пружинный механизм был сохранен. И только потом появились специальные молоточковые механизмы, которые имитируют клавиатуру акустического пианино. Они повторяют всю цепь удара – от клавиши до молоточка, который в случае цифрового пианино бьет не по струне, а по специальным датчикам – сенсорам. Их количество может варьироваться от 1 до 3, что тоже косвенно влияет на нюансы игры. Например, полунажатие клавиши должно звучать соответственно, а сверхмедленное нажатие не должно воспроизводить звуков вообще.

Работа сенсоров в пианино

Основные типы клавиатур электронных инструментов

Молоточковая (hammer action)

Делится на два вида: градуированную молоточковую (graded hammer action) и балансную молоточковую (balanced hammer action).

Градуированную клавиатуру имеют большинство цифровых пианино, она призвана обеспечивать ощущения от прикосновений к клавишам такие же, как при игре на акустических фортепиано. Слово „graded“ означает, что клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем регистре – легче, как в акустических фортепиано, где толщина и длина струн разная и усилия на нажатие клавиш распределены соответственно. Такая клавиатура помогает воспроизводить все нюансы тембров с глубокой градацией звуковой окраски, зависящей от силы удара.

Балансная молоточковая клавиатура тоже обеспечивает ощущение игры на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. Чаще всего ее можно встретить в синтезаторах и MIDI-клавиатурах.

Синтезаторная (synth action), или клавиатура органного типа

По ширине ее клавиши немного меньше, чем фортепианные, и нажимаются совсем легко. Синтезаторная клавиатура в свою очередь бывает динамической и не динамической. На динамической громкость зависит от скорости нажатия, то есть от силы удара. Устройство подойдет для начинающих исполнителей, а также для тех, кто хорошо владеет специфическими приемами игры всевозможными синтезаторными, органными, другими тембрами разнообразных акустических инструментов.

Полувзвешенная клавиатура (semi-weighted)

У такой клавиатуры клавиши могут быть по размеру и форме как синтезаторными, так и фортепианными. Однако при этом они не имеют молоточковую механику, а просто нажимаются заметно тяжелее, чем в синтезаторной. После акустического фортепиано такой клавиатурой пользоваться легче, чем синтезаторной.

Итак, молоточковую клавиатуру цифрового пианино отличают:

88 полноразмерных клавиш, разных по весу (в верхнем регистре – легкие, в нижнем – тяжелые), что полностью соответствует акустическому аналогу.

Чувствительность клавиш к силе нажатия. Сила нажатия на клавишу определяет громкость звучания ноты. Чувствительность всей клавиатуры задается определенными предустановками, чаще всего для этой функции выделены отдельные кнопки “Touch” (“Hard” – для экспрессивной игры, “Medium” – стандарт, “Soft” – для детей с неокрепшими пальчиками и другие). На практике же всегда используется стандартный Medium-режим.

Дискретизация чувствительности к силе нажатия для каждой конкретной клавиши. Например, в некоторых моделях CASIO существует 128 вариантов силы (или интенсивности) нажатия на клавишу. Значит и уровней громкости извлекаемой ноты будет тоже 128. Этому важному нюансу производители уделяют большое внимание, так как от этого зависит способность инструмента передать все краски произведения, его выразительность или экспрессию.

Электронное пианино с полувзвешенной клавиатурой

Типы механизмов

Клавиатура является самой важной частью цифрового пианино, поэтому мировые производители, постоянно совершенствуют механику клавиатур своих инструментов, патентуют и дают им названия. Рассмотрим самые популярные из них.

ROLAND

Клавиатура ROLAND PHA-4 (Progresive Hummer Action – прогрессивное молоточковое действие) передает естественные ощущения игры на большом концертном рояле. В ней отсутствуют какие-либо пружины, предусмотрен только молоточковый механизм, что способствует реалистичному сопротивлению клавиши. Также некоторые модели инструментов имеют функцию Escapement (послекасание или отпускание), которая позволяет передать все нюансы игры Pianissimo и Fortissimo. Специальное мягкое демпфирование позволяет добиться меньшего механического шума при сильной игре.

Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4

Покрытие клавиш может быть двух видов: «под пластик» или «под слоновую кость» (Ivory Feel). В последнем случае на клавиатуре удобней играть, так как даже слегка влажные пальцы не скользят по поверхности.

Клавиатура PHA-4 выпускается в трех модификациях: старшая CONCERT, средняя PREMIUM и младшая STANDARD.

YAMAHA

Компания YAMAHA давно и успешно использует в своих инструментах механизм клавиатуры GH-3 (Graded Hummer 3), в котором цифра «3» указывает на наличие трех сенсоров на одной клавише, что позволяет более точно воспроизвести интенсивность нажатия на нее. Именно YAMAHA стала первопроходцем в этом вопросе. Сейчас три сенсора устанавливают и в устройствах других производителей.

Читайте также:  Умные часы принцип работы

Механизм клавиатуры GH-3

KAWAI

Это не самый известный в обывательских кругах, но один из лучших производителей японских цифровых пианино. Если вы любитель классики, то цифровые пианино KAWAI – это ваш выбор.

Клавиатура пианино KAWAI

В серии цифровых пианино CA (Concert Artist) используется клавиатура RM3, клавиши механизма которой имеют полную длину, что идеально подходит классическим исполнителям. Настоящая клавиатура рояльного типа в сочетании с превосходным классическим звучанием фортепиано сделали эту марку очень популярной во многих странах.

В серии KAWAI CN используется клавиатура с пластиковыми клавишами, которая получила название RH II (Responsive Hammer II). Каждая клавиша этого механизма имеет не менее трех сенсоров касания для полной передачи особенностей любого музыкального произведения.

Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II

CASIO

Имея более тридцати лет опыта производства электронных музыкальных инструментов, компания CASIO каждый год выпускает более новые серии инструментов, совершенствуя их клавиатуру. Несмотря на относительно невысокую цену, цифровые пианино, особенно серии Celviano и Privia, имеют весьма достойную механику, удовлетворяющую требованиям преподавателя музыкальной школы. В последних версиях цифровых пианино CASIO также имеется несколько сенсоров на каждой клавише. Дополнительно «градация чувствительности» к скорости касания (velocity) разделена на 128 частей, что позволяет передать малейшие нюансы и характер любого произведения.

Теперь вы знаете, что механика всех видов клавиатур электронных пианино очень сложна. Производители уделяют ей особое внимание, доводя до совершенства клавишный механизм в своих проектных мастерских.

На днях я опубликовал статью Фортепианная клавиатура, в которой подробно рассказал, чем клавиатура настоящего рояля или пианино отличается от ее «молоточковой» имитации на синтезаторах и цифровых пианино.

Но это только начало разговора о клавиатурах. Ведь их разновидностей существует очень много, причем различаться они могут по большому количеству признаков.

Взвешенность клавиатуры

Первый и самый важный для многих признак – взвешенность клавиатуры. Но разобраться с ним часто не под силу даже очень опытным музыкантам. Как я писал в упомянутой выше статье, взвешенность акустических фортепиано не может вызывать сомнений: их устройство предполагает воздействие на механизм, состоящий из элементов разного веса, поэтому для игры необходимо прилагать определенные усилия.

Когда же мы говорим о синтезаторах, «вес» клавиатуры обычно является формальностью и не зависит от объективных факторов. Ведь генератор синтезатора срабатывает в момент замыкания контакта, в отличие от живых фортепиано, которые должны обеспечивать резкую атаку и резкий отскок молоточка от струны. Так что инженеры не фиксировали внимание на механике извлечения звука, она отошла на второй план ввиду открывшихся горизонтов в области саунд-дизайна.

Только от самого производителя цифрового инструмента зависит, какая на него будет установлена клавиатура: к одному и тому же тон-генератору можно прикрутить что угодно – хоть «молоточки», хоть игрушечный пластик. Поэтому для начала давайте рассмотрим, какие клавиатуры уж точно нельзя назвать взвешенными.

Клавиатуры первых синтезаторов

Невзвешенная синтезаторная клавиатура появилась вместе с первыми модулярами. Основной ее задачей была передача электрических сигналов по каналам CV/Gate на модули, с помощью которых далее генерировался синтетический звук. Первые клавиатуры синтезаторов работали на простых пружинках, которые банально возвращали клавишу в исходное положение, размыкая контакты под ней после снятия пальца.

Поскольку характер, тембр, громкость и другие свойства звука формировались за пределами клавиатуры, не было никакой необходимости в молоточках, противовесах и балансах. Отсюда и пошло понятие «невзвешенной» клавиатуры.

Надо сказать, такой тип клавиш был известен и задолго до появления синтезаторов. Вспомните про аккордеон, а также про его предшественника – баян. Звукообразующий элемент – меха, а клавиши всего лишь открывают и закрывают клапаны. Сила нажатия никак не влияет на громкость звука. На аккордеоне она регулируется давлением на меха, а на аналоговом синтезаторе – настройками на панели и усилителем.

Музыканты были счастливы самому факту появления синтезаторов, никто не воротил нос от «неудобной» клавиатуры. Люди учились с максимальной отдачей использовать то, что им предлагалось. Впрочем, несмотря на простоту первых синтезаторных клавиатур, кое-какие элементы управления характером звучания на них все же присутствовали, в частности – риббон-контроллеры, портаменто, джойстики, возможность подключения педали сустейн и так далее.

На ближайшие годы основной головной болью производителей была задача уменьшения габаритов и веса инструментов, ведь возить с собой на концерты огромные шкафы с торчащими проводами могли себе позволить немногие.

Полувзвешенная клавиатура

АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА

Книга А. Данилова о создании музыки
  • Подготовка помещения
  • Подбор оборудования
  • Музыкальное производство
  • Современная гармония
  • Музыкальная форма
  • Развитие слуха

Через несколько лет начали появляться компактные модели монофонических и дуофонических синтезаторов, а еще чуть позже – первые полифоники. И тогда синтезаторостроители постепенно начинают уделять внимание потребностям музыкантов в исполнительской нюансировке. Появляются такие элементы как послекасание (aftertouch), динамика (velocity). Компании начинают конкурировать за удобство извлечения звука и разнообразие модуляционных возможностей клавиатур.

Вот где-то здесь, можно сказать, «невзвешенной» клавиатуре пришел конец. Производители снабжают клавиши специальными свинцовыми гирьками, призванными приблизить ощущения клавишника к игре на фортепиано, удлиняют плечо клавиши, чтобы сделать игру комфортнее, придумывают разные механизмы для оптимизации скорости возврата клавиши после атаки. В некоторые инструменты даже ставят настоящие деревянные клавиши (например, Yamaha CS80), в результате чего они становятся весьма тяжелыми.

Когда эйфория от синтетической революции в звуке поутихла, между производителями вспыхнула конкурентная борьба, и все, что происходило дальше с клавиатурами синтезаторов, можно охарактеризовать просто: поиск баланса между удобством игры, ценой и весом приборов.

С одной стороны, музыкантам нужны легкие транспортабельные инструменты, ведь совершенно понятно, что концертный инструмент не будет востребован клавишниками, если его сложно перевозить. С другой – музыканты хотят ощущать отдачу клавиатуры, что неизменно приводит к утяжелению конструкции. Поэтому производители в борьбе за доли рынка с тех пор соревнуются не только в себестоимости, но и в килограммах: более легкий синтезатор будет пользоваться большим спросом при прочих равных условиях.

Но для музыкантов остается очевидным факт: на разных инструментах качество отклика клавиш разное. И поэтому производители придумали термин «полувзвешенная клавиатура», который отчасти оправдывал их конкурентные решения. Компании просто идут на поводу у наивного потребителя: «Хотели недорогую легкую клавиатуру? Вот она. Слишком легкая? Так это ж полувзвешенная!»

Однако уже во второй половине 80-х большинство профессиональных инструментов имели качественную динамическую клавиатуру, и на них и сегодня вполне комфортно играть любителям винтажа тех лет. Выпущенный в далеком 1983-м Yamaha DX7 до сих пор во многих студиях мира используется как самая надежная и удобная мастер-клавиатура.

Удобство клавиатуры и привыкание

Так что рассуждать о степени взвешенности – дело неблагодарное. Гораздо полезнее говорить об удобстве конкретной модели персонально для каждого исполнителя. Тем, кто привык играть только на клавишах рояльного типа и не хочет переходить на «синтезаторный пластик», непременно хочется заиметь «взвешенную» 88-клавишную модель, хотя многие из них объективно дубовые и неудобные. И, напротив, многим любителям играть соло по душе легковесные пластиковые клавиатуры.

Чик Кориа, один из признанных гениев электронной музыки фьюжн, в 80-е и 90-е годы постоянно использовал на концертах маленький наплечный миди-контроллер Yamaha KX5, выдавая виртуознейшие пассажи на его почти игрушечной клавиатуре. Размер клавиш там меньше стандартного, однако для его творчества и для шоу это никогда не было препятствием.

Читайте также:  Что за ошибка 0xc0000005 как ее устранить

Не спрашивайте у продавцов в магазинах, взвешенная ли клавиатура у выбранного вами инструмента. Они даже не знают, что это такое, но обязательно ответят «да», ну или в крайнем случае с важным видом обзовут ее «полувзвешенной», чтобы кинуть лишний камушек на положительную чашу весов в принятии вашего решения о покупке. Все современные синтезаторы имеют в той или иной мере взвешенную клавиатуру, но чем дороже и тяжелее инструмент, тем обычно тактильные ощущения от игры лучше. А характеристики взвешенная и полувзвешенная – это не более чем игра маркетологов.

И помните еще один важный нюанс. Самая удобная клавиатура – та, к которой вы привыкли. В моей жизни был период, когда я долго играл на Kurzweil K2VX. Его клавиатура мне казалась очень сбалансированной и качественной. Когда через некоторое время я приобрел для концертов более легкую модель Korg TR76, мне казалось, что надо мной совершается насилие, настолько игра на нем была для меня неудобной. Однако вскоре я перестал об этом задумываться, а взяв однажды на выступление старичка Kurzweil, обнаружил, что теперь мне больше нравится ощущение от клавиатуры Korg.

На этом примере можно понять, в какой сильной зависимости наши мнения зависят от наших привычек. Мы ищем то, что уже знаем, а если ожидания не оправдываются – выносим вердикт «плохо». Не стоит в выборе инструмента руководствоваться первым впечатлением. Выбирайте звук и качество, а непривычная клавиатура очень скоро перестанет доставлять дискомфорт.

Особенно эта рекомендация важна для тех, кто боится переходить с академической рояльной клавиатуры на легкую синтезаторную. Кажется: «как же я буду играть, не ощущая это замечательное мягкое погружение деревянной клавиши, а затем ее аккуратный, но резкий отскок»… Это все иллюзии. Мы сознательно ввергаем себя в боязнь перемен, но в реальности адаптивные механизмы нашего организма всегда берут верх, мы приспосабливаемся, привыкаем и привязываемся к новым ощущениям.

Главное – не забывайте то, о чем я писал в предыдущей статье. Наиболее комфортная игра на синтезаторах – ближе к краю клавиш, поскольку именно там у них самое большое плечо, обеспечивающее лучший контроль динамики исполнения. Играть ближе к основанию клавиш менее удобно по объективным причинам – для аналогичной атаки там требуется в разы большее давление на клавиатуру, что нередко сопровождается неровностью и сбивчивостью игры, рваной динамикой.

На приведенном выше изображении вы можете увидеть, как возрастает усилие (F) с приближением к основанию клавиши. Если клавиша крепится у самого основания, то в этой точке усилие должно быть больше почти в бесконечное число раз, чтобы обеспечить нажатие, идентичное нажатию на край клавиши.

Балансная и градуированная клавиатуры

Цифровые инструменты с рояльным типом клавиш бывают балансными или градуированными. Градуированная клавиатура (Graded hammer action) обеспечивает постепенный перепад от более жесткого нажатия в нижнем регистре к более мягкому в верхнем. Балансная клавиатура (Balanced hammer action) имеет одинаковую упругость на всем диапазоне.

Опять же, что предпочесть – вопрос привычки. Если вы используете в работе только звуки фортепиано, а за плечами долгая практика академической музыки, то ваш выбор – градуированная клавиатура. Если же в планах разделение клавиатуры на разные тембральные зоны и использование более широкой палитры звуков – лучше брать балансную, иначе один и тот же звук в зависимости от того, в какой части инструмента он играется, будет давать разные ощущения, что неудобно.

Размер клавиатуры

В профессиональной концертной практике для подавляющего большинства случаев 76-клавишная клавиатура перекрывает все исполнительские потребности. Она достаточно большая, чтобы дать возможность разделить клавиатуру на нужное количество зон с разными программами, при этом она гораздо легче, чем полнооктавная деревянная клавиатура.

Те, кто только вышел из стен академических учебных заведений, обычно склонны к скепсису в отношении инструментов с количеством клавиш менее 88. Они предпочитают купить самую дешевую, но обязательно «рояльную» миди-клавиатуру, подчеркивая свои классические корни. Что уж тут скажешь – я и сам когда-то разделял эту точку зрения, и я рад, что удержался от опрометчивых поступков. Ведь это деньги на ветер: перемещаться с таким инструментом тяжело и неудобно, а качество дешевых клавиатур совершенно никчемное.

В итоге многие музыканты решают остановиться на клавиатурах с 61 клавишей, и правильно делают. С опытом приходит понимание, что имеет значение не широта пассажей, а осмысленность фраз, поэтому даже джазовые музыканты с легкостью играют великолепные импровизации на небольших синтезаторных клавиатурах.

Клавиатуры с меньшим количеством клавиш чаще используются либо как вспомогательные инструменты на концертах, либо как контроллеры в студии при работе над аранжировками. Для современных студийных электронных жанров часто вполне достаточно миди-контроллера на 25-37 клавиш (2-3 октавы), ну а на верхнем «сольном» ярусе у концертного клавишника нередко стоит инструмент на 4 октавы (49 клавиш).

Общие рекомендации

Подытоживая статью, я бы хотел еще раз перечислить ее основные тезисы, которые помогут вам при выборе клавиатуры.

  • Взвешенность клавиатуры цифровых инструментов не имеет физического объяснения, она создается искусственно.
  • Практически все современные инструменты имеют взвешенную/полувзвешенную клавиатуру, а сами эти термины в большой степени выдумка маркетологов.
  • Удобство клавиатуры – вещь субъективная. Опытный профессионал без труда адаптируется к любой более-менее качественной клавиатуре.
  • Чем качественней клавиатура, тем она дороже и тяжелее. Покупаете дешевый инструмент – не ждите идеальной отдачи.
  • Плечо хорошей клавиатуры длиннее, чем ее видимая часть. Дешевые клавиатуры крепятся у самого основания, синтезаторы с такими клавиатурами достаточно узкие. Так что обращайте внимание на габариты инструмента.
  • Покупка 88-клавишной клавиатуры для концертов оправдана только тогда, когда вы играете исключительно партии роялей и электропиано (романсы, джаз, элементы классической музыки).
  • Опытному музыканту почти для любых задач достаточно 5-октавной клавиатуры. Оптимизируйте настройки инструмента и старайтесь работать над музыкальной мыслью, а не над широтой пассажей.
  • При выборе обращайте внимание на наличие у клавиатуры послекасания (aftertouch), если оно необходимо. Иногда это очень полезный источник модуляции, но он есть не у всех инструментов.

И главное – выбирайте инструменты с хорошим звуком. Клавиатура – это всего лишь средство воздействия на тон-генератор синтезатора, а качественное звучание будет многие годы радовать вас на концертах и в студиях.

В ближайшее время я обязательно продолжу цикл статей о клавиатурах. Это очень богатая и интересная тема, охватить ее в рамках одной статьи сложно.

К примеру, слышали ли вы про приоритет клавиш на синтезаторах? Для современных моделей это может и неактуально, но ведь практически любой клавишник со временем приходит к настоящему винтажу, и тут его могут поджидать совершенно неожиданные сюрпризы.

Или, например, знаете ли вы, в чем отличие клавиатур обычного синтезатора и электрооргана? Ведь не на каждом инструменте можно исполнить органную партию так же напористо и отвязно, как это получалось у великих Джона Лорда, Кейта Эмерсона или Джимми Смита!

В общем, скоро об этом поговорим, ждите новых статей. А чтобы не пропустить их, подпишитесь на блог, и тогда они прилетят прямиком в ваш почтовый ящик. Это совершенно бесплатно.

Желаете узнать о музыке больше и научиться работать со звуком и аранжировкой? Возможно, вам будет интересная моя книга «Академия Мюзикмейкера». Гляньте оглавление по этой ссылке (PDF): вдруг это то, что вы давно искали.

© Алексей Данилов Иллюстрация: Александр Рублевский При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Хотите получать новые статьи
прямо на почту?

Подпишитесь на обновления блога А. Данилова

Комментировать
21 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector