No Image

Язык командной строки windows

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

Интерфейс командной строки (англ. Command line interface, CLI ) — разновидность текстового интерфейса (CUI) между человеком и компьютером, в котором инструкции компьютеру даются в основном путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд), в UNIX-системах возможно применение мыши [1] . Также известен под названием консоль.

Интерфейс командной строки противопоставляется системам управления программой на основе меню, а также различным реализациям графического интерфейса.

Формат вывода информации в интерфейсе командной строки не регламентируется; обычно это также простой текстовый вывод, но может быть и графическим, звуковым и т. д.

Содержание

Назначение [ править | править код ]

На устройстве-консоли, которое печатало текст на бумаге, интерфейс командной строки был единственным возможным. На видеотерминалах интерфейс командной строки применяется по таким причинам:

  • Небольшой расход памяти по сравнению с системой меню.
  • В современном программном обеспечении имеется большое число команд, многие из которых нужны крайне редко. Поэтому даже в некоторых программах с графическим интерфейсом применяется командная строка: набор команды (при условии, что пользователь знает эту команду) осуществляется гораздо быстрее, чем, например, навигация по меню.
  • Естественное расширение интерфейса командной строки — пакетный интерфейс. Его суть в том, что в файл обычного текстового формата записывается последовательность команд, после чего этот файл можно выполнить в программе, что приведет к такому же (в большинстве случаев) эффекту, как если бы эти команды были по очереди введены в командную строку. Примеры — .bat-файлы в DOS и Windows, shell-скрипты в Unix-системах.

Если программа полностью или почти полностью может управляться командами интерфейса командной строки и поддерживает пакетный интерфейс, умелое сочетание интерфейса командной строки с графическим предоставляет пользователю очень мощные возможности.

Формат команды [ править | править код ]

Наиболее общий формат команд (в квадратные скобки помещены необязательные части):

[символ_начала_команды]имя_команды [параметр_1 [параметр_2 […]]]

Символ начала команды может быть самым разным, однако чаще всего для этой цели используется косая черта ( / ). Если строка вводится без этого символа, выполняется некоторая базовая команда: например, строка « Привет » в IRC эквивалентна вводу « /msg Привет ». Если же такой базовой команды нет, символ начала команды отсутствует вообще (как, например, в DOS).

Параметры команд могут иметь самый разный формат. В основном применяются следующие правила:

  • параметры разделяются пробелами (и отделяются от названия команды пробелом)
  • параметры, содержащие пробелы, обрамляются кавычками-апострофами ( ‘ ) или двойными кавычками ( " )
  • если параметр используется для обозначения включения какой-либо опции, выключенной по умолчанию, он начинается с косой черты ( / ) или дефиса ( — )
  • если параметр используется для включения/выключения какой-либо опции, он начинается (или заканчивается) знаком плюс или минус (для включения и выключения соответственно)
  • если параметр указывает действие из группы действий, назначенных команде, он не начинается со специальных символов
  • если параметр указывает объект, к которому применяется действие команды, он не начинается со специальных символов
  • если параметр указывает дополнительный параметр какой-либо опции, то он имеет формат /опция:дополнительный_параметр (вместо косой черты также может употребляться дефис)

Например, в некоей абстрактной игре может быть такая команда:

/map dm1 /skill:2

  • / — символ начала команды
  • map — название команды (переход на другой уровень)
  • dm1 — обязательный параметр (название уровня)
  • /skill:2 — дополнительный параметр (задание уровня сложности)

Применение [ править | править код ]

Основные сферы применения интерфейса командной строки:

В операционных системах [ править | править код ]

Основное применение интерфейса командной строки — интерфейс операционной системы. В Windows язык командной строки не имеет чёткой стандартизации, однако существует стандарт командной строки POSIX и его модификация в рамках GNU.

В компьютерных играх [ править | править код ]

Изначально консоль в играх использовалась для отладки.

Как только появился интерфейс командной строки, стали появляться и игры, его использующие, особенно актуально это было на тех платформах, где более сложные интерфейсы (графические) было невозможно реализовать вследствие аппаратных ограничений.

Наиболее ярким примером игр, использующих интерфейс командной строки, могут быть названы текстовые квесты, а также сетевые многопользовательские ролевые игры — MUD. Команды в таких играх вводятся на так называемом псевдоестественном языке.

Во многих графических играх присутствует консоль для облегчения доступа к настройкам игры, поскольку в сложных играх реализовать все команды через систему меню неудобно. Первая такая игра — Quake. Стандартная кнопка для вызова консоли —

(тильда); реже ↵ Enter ‘, ещё реже ⇧ Shift + D . Консоль позволяет вносить изменения в настройки игры оперативнее, чем меню — например, набрать name Terminator быстрее, чем найти то меню, в котором вводится имя игрока, и ввести Terminator . Консоль позволяет в числе прочего вводить чит-коды.

Также консоль предоставляет возможность изменять настройки назначения горячих клавиш, что может использоваться для обмана соперника в многопользовательских играх, например, предложением ввести команду unbindall , отменяющую все горячие клавиши, в том числе и отвечающие за движение игрока.

Интерфейс, который предоставляется моддерам, не всегда позволяет менять меню; но он всегда позволяет добавлять свои консольные команды. Например, в DotA (карте для игры Warcraft III) режим игры задаёт участник, играющий синими, через консоль.

Командная строка представляет собой программное средство ввода команд пользователем и получения результатов их выполнения на экране. В современных операционных системах семейства Windows, командную строку обеспечивает стандартное приложение cmd.exe , так же называемое командным процессором, интерпретатором команд и консолью. Приложение ”Командная строка” предоставляет пользователю текстовый интерфейс для ввода команд и получения результатов их выполнения. Фактически, командная строка является программным эмулятором классической консоли первых компьютерных систем, представляющей собой терминал с клавиатурой, используемый оператором в качестве средства общения с компьютером. Как и во времена первых компьютеров, командная строка поддерживает стандартное устройство ввода – клавиатуру, и стандартное устройство вывода – дисплей. Пользователь вводит команды с клавиатуры и получает результаты их выполнения на экране дисплея.

Запуск командной строки.

Для запуска командной строки можно воспользоваться одним из следующих способов:

Пуск — Выполнить (или клавиши Win+R) введите cmd и нажмите клавишу Enter;

Пуск — Все программы — Стандартные — Командная строка»;

Пуск — Поиск — Командная строка. Также, для запуска командной строки можно использовать заранее подготовленный ярлык, ссылающийся на исполняемый файл %SystemRoot%system32cmd.exe ( обычно – C:Windowssystem32cmd.exe). Выполнение некоторых команд требует повышенных привилегий, поэтому, приложение командной строки должно быть запущено с использованием пункта контекстного меню ”Запуск от имени администратора”, вызываемого правой кнопкой мышки.

Настройка командной строки.

Стандартное окно командной строки – это окно с символами белого цвета на черном фоне. Параметры шрифтов, цвет и фон символов, использование буфера обмена и прочие свойства командной строки можно изменить в соответствии со своими предпочтениями. Настройки можно выполнить изменяя свойства ярлыка, с помощью которого выполняется запуск приложения командной строки, либо правкой параметров реестра, относящихся к командному процессору.

Работа в командной строке предполагает ввод данных с клавиатуры, при чем, иногда довольно большого объема. Этот объем можно значительно сократить, используя некоторые приемы:

Использование буфера обмена.

Текст, выделенный в окне приложения, можно скопировать в буфер обмена, а также вставить его из буфера обмена в поле ввода. При стандартных настройках командной строки для выделения текста используется пункт ”Пометить” контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мышки. При желании, в свойствах ярлыка, с помощью которого выполняется запуск можно включить режим выделения мышью:

В режиме выделения мышью, контекстное меню не используется, а текст выделяется с использованием левой кнопки мышки. Копирование и вставка выполняется при нажатии правой кнопки мышки. При включенном режиме ”Разрешить сочетания клавиш с CONTROL”, можно использовать стандартные сочетания клавиш:

— CTRL+C (CTRL+Insert) – скопировать выделенный текст.

— CTRL+V (Shift+Insert) – вставить выделенный текст.

Использование истории команд и горячих клавиш.

Для вызова ранее введенных команд используются клавиши со стрелками Стрелка Вверх — на одну команду назад и Стрелка Вниз — на одну команду вперед. Кроме того, можно использовать функциональные клавиши:

F1 — посимвольный вызов последней введенной команды. Каждое нажатие F1 приводит к последовательной подстановке в поле ввода одного символа из предыдущей команды.

F2 — копирование до символа. После нажатия на F2 на экране отображается запрос символа, до которого будет скопирована предыдущая команда. Например, если предыдущая команда была ping yandex.ru , и в качестве символа задана точка, то в строку ввода команды будет занесено ping yandex , если задан пробел, то — ping .

F3 — вызов предыдущей команды.

F4 — удалить до символа. Выполняется удаление текста от текущей позиции курсора до заданного символа.

F5 и F8 — вызов буфера ранее введенных команд. Вывод по нажатию клавиши F5 прекращается когда будет отображена первая введенная команда текущей сессии.

F7 — отображение ранее введенных команд в отдельном окне в виде списка. Для выполнения нужной команды нужно выбрать ее, используя клавиши со стрелками, и нажать ENTER

Читайте также:  Что делать если симка не читается

F9 — выполнить команду, номер которой запрашивается. Номер команды в списке истории можно получить при использовании F7 .

В Windows 10 / Windows Server 2016 появились возможности, отсутствующие в предыдущих реализациях командной строки:

— Изменение прозрачности окна консоли при нажатии комбинаций CTRL + Shift + — или CTRL + Shift + + .

— Включение / выключение полноэкранного режима при нажатии CTRL+Enter .

— Расширение возможностей выделения текста и редактирования:

Shift+Home – выделить текст от текущего положения курсора до начала строки.

Shift+End – выделить текст от текущего положения курсора до конца строки.

— Быстрое перемещение по буферу экрана и поиск по контексту:

CTRL+Home – перейти в начало буфера экрана

CTRL+End – перейти в конец буфера экрана.

CTRL+Стрелка Вверх — перемещение на 1 строку вверх.

CTRL+Стрелка Вниз — перемещение на 1 строку вниз.

CTRL+F — открыть диалог поиска текста в буфере экрана.

Окно командной строки в Windows 10 можно закрыть с помощию стандартной комбинации клавиш — ALT+F4 .

Для отключения новых возможностей CMD, необходимо в свойствах приложения установить галочку ”Использовать прежнюю версию консоли (требуется перезапуск)”

Автодополнение путей файлов

В командной строке Windows можно выполнять подстановку имен файлов и каталогов при нажатии клавиши Tab . Например, для перехода, в каталог с длинным именем Program Files наберите начальную часть имени каталога

CD Pro и нажмите Tab. В строке ввода должна появиться команда :

CD "Program Files"

Как видим, выполняется подстановка недостающей части имени каталога, а в тех случаях, когда в нем имеется символ пробела, добавляются еще и двойные кавычки.

Если имеется несколько совпадающих начальных частей имен файлов или каталогов, при каждом нажатии клавиши Tab будет подставляться следующее по алфавитному порядку имя. Для возврата на предыдущее — используется комбинация Shift+Tab

Перенаправление данных стандартного ввода /вывода консоли.

Как уже упоминалось, в качестве стандартного устройства ввода командной строки используется клавиатура, а в качестве устройства вывода – дисплей. Однако, существует возможность перенаправления ввода-вывода на другие устройства c использованием операторов перенаправления:

> — перенаправление вывода. Выходные данные записываются в файл или передаются на указанное устройство.

ping –n 5 localhost > nul — выполнить пинг петлевого интерфейса 5 раз с перенаправлением вывода в фиктивное устройство nul . Вывод результатов выполнения команды подавляется. Подобный прием используется для организации задержки в командных файлах, поскольку пинг петлевого интерфейса выполняется почти мгновенно, а интервал между пингами равен одной секунде, время выполнения данной команды определяется значением параметра -n

ping –n 100 yandex.ru > C:ping-ya.txt — выполнить 100 раз пинг узла yandex.ru c записью результатов выполнения команды в файл C:ping-ya.txt. Если файл не существует, он будет создан, а если существует, его содержимое будет затерто.

>> — то же, что и в предыдущем случае, но данные записываются в конец файла.

ping –n 100 yandex.ru >> C:ping-ya.txt — то же, что и в предыдущем примере, но, если файл не существует, то он будет создан, а если существует, то запись результатов будет выполняться в конец файла.

— перенаправление ввода. Данные считываются не с клавиатуры, а из файла или другого устройства.

cmd — запустить командный процессор CMD и выполнить ввод данных из файла 1.txt. Если в файле поместить строку ping –n 100 yandex.ru , то выполнится команда, рассмотренная выше.

| — вывод первой команды перенаправить на вход следующей за ней.

Нередко, вывод одной команды нужно передать в качестве вводимых данных для другой, т.е. объединить команды в последовательную цепочку:

ping -n 100 microsoft.com | find "Превышен интервал" — результат выполнения команды ping -n 100 microsoft.com передается в виде входных данных для команды поиска строк ( find ), содержащих текст "Превышен интервал".

ping -n 100 microsoft.com | find "Превышен интервал" > C:ping-ya.txt — то же, что и в предыдущем примере, но с перенаправлением выводимых результатов выполнения команды в текстовый файл.

Использование дескрипторов ввода-вывода консоли.

Каждому открытому файлу или устройству соответствует свой дескриптор ( handle ) который представляет собой неотрицательное число, значение которого используется породившим поток ввода-вывода процессом. По умолчанию, для всех процессов, в том числе и для командного интерпретатора cmd.exe :

0 ( STDIN ) – дескриптор стандартного ввода (ввод с клавиатуры).

1 (STDOUT) – дескриптор стандартного вывода (вывод на экран).

2 (STDERR) – дескриптор вывода диагностических сообщений (сообщений об ошибках на экран).

Дескрипторы можно использовать в тех случаях, когда требуется перенаправить (изменить) источники и приемники данных в стандартных потоках ввода-вывода. Например:

ping.exe –n 100 yandex.ru 2> C:pinglog.txt — стандартный поток сообщений программы ping.exe будет выводиться на экран, а ошибки ( стандартный вывод с дескриптором = 2 ) будут записаны в файл C:pinglog.txt . В реальном случае для программы ping.exe приведенная конструкция значения не имеет, поскольку она выводит и диагностику, и результаты на экран.

Для задания перенаправления в существующие дескрипторы используется амперсанд (&), затем номер требуемого дескриптора (например, &1):

ping –n 100 yandex.ru >log.txt 2>&1 — стандартный поток сообщений об ошибках (дескриптор=2) перенаправляется в стандартный поток вывода (дескриптор = 1) и все это перенаправляется в файл log.txt текущего каталога.

ping –n 100 yandex.ru >log.txt 1>&2 — стандартный вывод (дескриптор = 1) перенаправляется в вывод сообщений об ошибках (дескриптор=2) и все это записывается в текстовый файл.

Если дескриптор не определен, то по умолчанию оператором перенаправления ввода будет ноль (0), а оператором перенаправления вывода > будет единица.

Объединение нескольких команд в цепочку

В командной строке Windows существует возможность последовательного выполнения нескольких команд в зависимости от результатов их выполнения. Для чего используются символы объединения команд — & (амперсанд) и | (вертикальная черта)

& — одиночный амперсанд используется для разделения нескольких команд в одной командной строке. Например:

echo ping ya.ru — вывод на экран строки ping ya.ru

echo &ping ya.ru — последовательное выполнение команды echo без параметров и команды ping ya.ru

&& — условное выполнение второй команды. Она будет выполнена, если код завершения (значение которого передается в стандартную переменную ERRORLEVEL) первой команды равен нулю, т.е. команда выполнена успешно.

команда1 && команда2 — выполняется команда1 , а команда2 выполняется, только если первая была выполнена успешно. Например:

ping ya.ru -err & ping –n 2 ya.ru — при использовании единичного амперсанда, первая команда ping ya.ru –err выдаст сообщение о неверном параметре -err , а вторая, ping –n 2 ya.ru выполнит двукратный пинг узла ya.ru

ping ya.ru -err && ping –n 2 ya.ru — при использовании двойного амперсанда, первая команда ping ya.ru –err выдаст сообщение о неверном параметре -err и соответственно, сформирует код завершения не равный нулю (ошибка), что приведет к тому, что вторая команда ( ping ya.ru -n 2 ) выполнена не будет.

Двойная вертикальная черта || — условное выполнение второй команды. Если первая команда завершилась с кодом возврата не равным нулю (неуспешно), то выполняется команда, следующая за двойной вертикальной чертой.

команда1 || команда2 — если команда1 выполнена неуспешно, то запускается на выполнение команда2

ping –n 1 ya.ru && ping –n2 ya.ru || ping –n 3 ya.ru — сначала выполнится 1-я команда ping ya.ru –n 1 — однократный пинг узла ya.ru , затем выполнится команда ping ya.ru -n 2 — двукратный пинг узла ya.ru . Третья команда ping ya.ru -n 3 , трехкратный пинг узла ya.ru выполнена не будет.

ping –n 1 –err ya.ru && ping ya.ru -n 2 || ping ya.ru -n 3 — первая команда ping ya.ru –n 1 –err выполнится с ошибкой из-за неверного параметра -err , вторая команда ping –n 2 ya.ru — двукратный пинг узла ya.ru не будет выполнена из-за условия двойного амперсанда, и в результате выполнится третья команда ping –n 3 ya.ru , трехкратный пинг узла ya.ru .

В некоторых случаях может возникнуть необходимость запрета обработки служебных символов и трактовки их в качестве простого текста. Например, если ввести в командной строке

ECHO ping -n 1 ya.ru & ping -n 2 ya.ru

то вместо текста ping -n 1 ya.ru & ping -n 2 ya.ru будет выведена его часть до символа амперсанда ping -n 1 ya.ru и затем выполнена команда после амперсанда — ping -n 2 ya.ru . Проблему решает использование специального экранирующего символа ^ , который позволяет использовать служебные символы как текст:

ECHO ping -n 1 ya.ru ^& ping -n 2 ya.ru — вывод на экран текста ping -n 1 ya.ru & ping -n 2 ya.ru

Логика условной обработки команд, реализуемая с помощью конструкций && и || действует только на ближайшую команду, то есть, при вводе команды

TYPE C:plan.txt && DIR & COPY /?

команда COPY /? запустится в любом случае, независимо от результата выполнения команды TYPE C:plan.txt . Но, несколько команд можно сгруппировать с помощью скобок. Например, есть 2 командные строки:

TYPE C:plan.txt && DIR & COPY /?

TYPE C:plan.txt && (DIR & COPY /?)

В первой из них символ условной обработки && действует только на команду DIR, во второй — одновременно на две команды: DIR и COPY. В качестве наглядного эксперимента, попробуйте выполнить вторую команду при условиях наличия и отсутствия файла C:plan.txt . Для создания пустого файла можно воспользоваться копированием из фиктивного устройства nul :

Читайте также:  Смартфон с двумя аккумуляторами

copy nul C:plan.txt

Для удаления файла используется команда erase c:plan.txt или del C:plan.txt

Командные файлы

Командные файлы (сценарии, скрипты) – это обычные текстовые файлы с заранее подготовленным набором команд для их выполнения командным процессором cmd.exe . Стандартно, такие файлы имеют расширение .bat или .cmd . Строки командных файлов могут содержать специфические команды самого процессора команд, например — FOR, ECHO, REM и т.п. или имена исполняемых модулей – reg.exe, sc.exe, auditpol.exe., которые можно использовать без расширения – reg, sc, auditpol. Пример простого командного файла:

REM Создается текстовый файл со списком каталога Windows
dir C:Windows > %TEMP%winlist.txt
REM выполняется задержка на 5 секунд
ping -n 5 localhost > nul
REM Файл открывается в редакторе WordPad
write %TEMP%winlist.txt
REM После завершения работы Wordpad, текстовый файл удаляется.
erase C:winlist.txt

Строки, начинающиеся с REM являются комментариями. В качестве примера, используются команды для работы с файловой системой и выполняется запуск приложения графической среды – текстового редактора Wordpad (write.exe) с передачей ему параметра командной строки (имя файла). Язык командных файлов довольно примитивен и не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня, однако, он является самым простым средством автоматизации рутинных действий и используется большинством системных администраторов и грамотных пользователей. Работа с командными файлами – это отдельная тема, более подробно изложенная на странице Командные файлы

Прочие материалы для освоения работы в командной строке Windows:

Если вы желаете поделиться ссылкой на эту страницу в своей социальной сети, пользуйтесь кнопкой "Поделиться"

В данной статье будут рассмотрены основы командной строки Windows, а именно:

  • Понятие командной строки;
  • Справочник по командам командной оболочки;
  • Последовательность событий при выполнение команды;
  • Создание сценариев командной строки;
  • Управление отображением текста и команд;
  • Команды для изучение системной информации;
  • Команды для использования реестра;
  • Управление системными службами;
  • Перезагрузка и выключение систем из командной строки;
  • Управление приложениями и процессами из командной строки.

Понятие командной строки

Поддержка командной строки встроена в операционную систему Microsoft Windows и доступна через окно командной оболочки. Командная строка поддерживается во всех версиях Windows и служит для запуска встроенных команд, утилит и сценариев. Несмотря на мощь и гибкость командной строки, некоторые администраторы Windows никогда ее не используют. Если вам хватает графических средств администрирования, можно применять только их, щелкая мышью элементы пользовательского интерфейса.

Однако опытные администраторы Windows, квалифицированные специалисты по технической поддержке и «продвинутые» пользователи не могут обойтись без командной строки. Зная, как правильно применять командную строку, в частности, какие средства командной строки выбрать, как и когда их использовать, чтобы они работали эффективно, можно избежать многочисленных проблем и добиться четкого выполнения операций. Если вы занимаетесь поддержкой нескольких доменов или сетей, то для автоматизации ежедневных операций не только важно, но и необходимо иметь представление об экономящих время способах работы с командной строкой.

С каждой новой версией Windows командная строка совершенствовалась, а ее возможности расширялись. Командная строка претерпела значительные изменения, связанные не только с повышением производительности, но и с увеличением гибкости. Теперь с помощью командной строки Windows можно решать задачи, которые нельзя было решить в предыдущих версиях Windows.

Среду командной оболочки Windows запускают разными способами, в частности указывая параметры при запуске Cmd.exe или используя собственный стартовый файл, хранящийся в каталоге %SystemRoot%System32.

Кроме того, командная строка может работать в пакетном режиме для выполнения набора команд. В пакетном режиме командная строка считывает и выполняет команды одну за другой.

Работая с командной строкой Windows, Вы должны понимать, откуда берутся используемые Вами команды. «Родные» команды (встроенные в операционную систему) бывают двух видов:

  • Внутренние – существуют внутри командной оболочки, у них нет отдельных исполняемых файлов;
  • Внешние — реализованы в отдельных исполняемых файлах, которые обычно хранятся в каталоге %SystemRoot% System32.

Краткий справочник по командам командной оболочки (Cmd.exe)

  • assoc — выводит или изменяет сопоставления (associations) типов файлов;
  • break — задает точки останова при отладке
  • call — вызывает из сценария процедуру или другой сценарий;
  • cd (chdir) — показывает имя текущего каталога или выполняет смену текущего каталога;
  • cls — очищает окно командной строки и буфер экрана;
  • color — задает цвета текста и фона окна командной оболочки;
  • сору — копирует файлы или выполняет конкатенацию файлов;
  • date — показывает или устанавливает текущую дату;
  • del (erase) — удаляет заданный файл, группу файлов или каталог;
  • dir — показывает список подкаталогов и файлов в текущем или заданном каталоге;
  • echo — выводит текст в окно командной строки или задает, надо ли отображать команды на экране (on|off);
  • endlocal — отмечает конец локализации (локальной области видимости) переменных;
  • exit — выход из оболочки командной строки;
  • for — выполняет заданную команду для каждого файла в наборе;
  • ftype выводит или изменяет текущие типы файлов в сопоставлениях расширений файлов с программами;
  • goto — указывает, что интерпретатор команд должен перейти на строку с заданной меткой в пакетном сценарии;
  • if — выполняет команды по условию;
  • md (mkdir) — создает подкаталог в текущем или заданном каталоге;
  • move — перемещает файл или группу файлов из текущего или заданного исходного каталога в указанный каталог. Также может переименовывать каталог;
  • path — показывает или задает путь к командам, используемый операционной системой при поиске исполняемых файлов и сценариев;
  • pause — останавливает выполнение пакетного файла и ожидает ввода с клавиатуры;
  • popd — делает текущим каталог, имя которого было сохранено командой PUSHD;
  • prompt — указывает, какой текст должен показываться в строке приглашения;
  • pushd — сохраняет имя текущего каталога и при необходимости делает текущим заданный каталог;
  • rd (rmdir) — удаляет каталог или каталог вместе с его подкаталогами;
  • rem — помечает комментарии в пакетном сценарии или Config.nt;
  • ren (rename) — Переименовывает файл или группу файлов;
  • set — показывает текущие переменные окружения или задает временные переменные для текущей командной оболочки;
  • setlocal — отмечает начало локализации (локальной области видимости) переменных в пакетных сценариях;
  • shift — сдвигает позицию замещаемых параметров в пакетных сценариях;
  • start — запускает заданную программу или команду в отдельном окне;
  • time — показывает или устанавливает системное время;
  • title — задает заголовок окна командной оболочки;
  • type — показывает содержимое текстового файла;
  • verify — включает режим проверки файлов после записи на диск;
  • vol — показывает метку и серийный номер дискового тома.

Синтаксис любой внутренней команды (и большинства внешних) можно получить, введя в командной строке имя команды и /?, например:

Командная оболочка — весьма мощная среда работы с командами и сценариями. В командной строке можно запускать команды разных типов: встроенные команды, утилиты Windows и версии приложений, рассчитанные на командную строку. Независимо от типа каждая команда, которую вы будете использовать, должна соответствовать одним и тем же синтаксическим правилам. Согласно этим правилам, за именем команды идут обязательные или необязательные аргументы. Кроме того, аргументы могут использовать перенаправление ввода, вывода или стандартных ошибок.

Последовательность событий при выполнение команды

  • Командная оболочка заменяет любые переменные, введенные в тексте команд, их текущими — значениями;
  • Если введена группа или цепочка из нескольких команд, строка разбивается на отдельные команды, которые в свою очередь разбиваются на имя и аргументы команды. Далее команды обрабатываются по отдельности;
  • Если в имени команды указан путь, командная оболочка ищет команду по этому пути. Если в указанном каталоге такой команды нет, командная оболочка возвращает ошибку;
  • Если в имени команды не задан путь, командная оболочка сначала пытается разрешить имя команды на внутреннем уровне. Если найдена внутренняя команда с таким именем, значит, вызвана внутренняя команда, которую сразу же можно выполнить. Если внутренней команды с таким именем нет, командная оболочка сначала ищет исполняемый файл команды в текущем каталоге, а затем в каталогах, перечне в переменной окружения PATH. Если файла команды нет ни в одном из этих каталогов, командная оболочка возвращает ошибку;
  • Если команда найдена, она выполняется с заданными аргументами и при необходимости ввод считывается из источника, указанного в этих аргументах. Вывод и ошибки команд показываются в окне командной строки или направляются заданному приемнику вывода и ошибок.
  • Как видите, на выполнение команд влияют многие факторы, в том числе пути к командам, перенаправление ввода-вывода, группирование или создание цепочек команд.

При работе с командной оболочкой Вы, вероятно, запускали ее, открывая меню Start (Пуск) и выбирая Programs (Программы) или All Programs (Все программы), затем Accessories (Стандартные) и Command Prompt (Командная строка). Другие способы запуска командной строки — диалоговое окно Run (Запуск программы) или ввод cmd в другом, уже открытом окне командной оболочки. Эти способы позволяют при запуске командной строки указывать аргументы: ключи, управляющие работой командной строки, и параметры, инициирующие выполнение дополнительных команд. Например, можно запустить командную оболочку в «молчаливом» режиме (т. е. отключить эхо-вывод) командой cmd /q или сделать так, чтобы командная оболочка выполнила заданную команду и завершила свою работу, — для этого нужно ввести cmd /с, а затем текст команды в кавычках.

Читайте также:  Что такое фасебок и как им пользоваться

В следующем примере командная оболочка запускается, выполняет команду ipconfig с выводом результатов в файл и завершается:

Создание сценариев командной строки

Сценарии командной строки — текстовые файлы с командами, которые вы хотите выполнить. Это те же команды, которые обычно вводятся в командной оболочке Windows. Однако вместо того чтобы вводить команды каждый раз, когда они понадобятся, можно создать соответствующий сценарий и упростить себе жизнь.

Поскольку сценарии состоят из стандартных текстовых символов, их можно создавать и редактировать в любом стандартном текстовом редакторе, скажем, в Notepad (блокнот). Вводя команды, убедитесь, что каждая команда или группа команд, которые должны выполняться совместно, разметаются с новой строки. Это обеспечит их корректное выполнение. Закончив создание сценария командной строки, сохраните файл сценария с расширением .bat или .cmd. Оба расширения работают одинаково. Например, если вам надо создать сценарий для вывода имени системы, версии Windows и конфигурации IP, включите в файл SysInfo.bat или SysInfo.cmd следующие три команды:

Управление отображением текста и команд

Команда ECHO служит двум целям: для записи текста в вывод (например, в окно командной оболочки или текстовый файл) и для включения/выключения эхо-отображения команд. Обычно при выполнении команд сценария сами команды и вывод этих команд отображаются в консольном окне. Это называется эхо-отображением команд (comand echoing).

Чтобы использовать команду ECHO для отображения текста, введите echo и текст, который надо вывести:

Чтобы с помощью ECHO управлять эхо-отображением команд, введите echo off или echo on, например:

Чтобы направить вывод в файл, а не в окно командной оболочки, используйте перенаправление вывода, например:

Теперь посмотрим, как подавляется эхо-отображение команд. Запустите командную оболочку, введите echo off, затем другие команды. Вы увидите, что приглашение командной строки больше не выводится. Вместо него появляется только то, что набирается в консольном окне, и вывод выполненных команд. В сценариях команда ECHO OFF отключает эхо-отображение команд и приглашение командной строки. Добавляя в свои сценарии команду ECHO OFF, вы предотвращаете загромождение окна командной оболочки или файла текстом команд, если Вас интересует лишь вывод от этих команд.

Изучение системной информации

Часто при работе с компьютером пользователя или удаленным сервером возникает необходимость в получении базовой информации о системе вроде имени зарегистрированного в ней пользователя, текущего системного времени или местоположения определенного файла. Команды, которые позволяют собрать основную информацию о системе, включают:

  • NOW — отображает текущую системную дату и время в 24-часовом формате, например Sal May 9 12:30:45 2003. Доступна только в Windows Server 2003 Resource Kit;
  • WHOAMI — сообщает имя пользователя, зарегистрированного в системе на данный момент, например adatumadmi-nistrator;
  • WHERE — выполняет поиск файлов по шаблону поиска (search pattern) и возвращает список совпавших результатов.

Чтобы использовать NOW или WHOAMI, просто введите команду в окне командной оболочки и нажмите Enter. Наиболее распространенный синтаксис для WHERE выглядит так:

Здесь параметр /r указан для рекурсивного поиска, начиная от указанного каталога (базовый_каталог) и включая все его подкаталоги, а имя_файла — полное или частичное имя искомого файла, которое может включать символы подстановки (wildcards): знак ? заменяет один символ, а знак * — группу символов, например data. txt или data*.*. В следующем примере в каталоге С: и всех его подкаталогах выполняется поиск всех текстовых файлов, имена которых начинаются с data.

Также можно найти файлы всех типов, имена которых начинаются с data:

Иногда нужно получить информацию о конфигурации системы или о системном окружении. В критически важных системах эту информацию можно сохранить или распечатать для справки. Ниже перечислены команды, позволяющие собирать информацию о системе.

  • DRIVERQUERY — выводит список всех установленных драйверов устройств и их свойства, в том числе имя модуля (module name), отображаемое имя (display name), тип драйвера и дату сборки (driver link date). В режиме отображения всей информации (/V) сообщается статус (status) и состояние (state) драйвера, режим запуска, сведения об использовании памяти и путь в файловой системе. Параметр /V также включает вывод детальной информации обо всех неподписанных драйверах.
  • SYSTEMINFO — выдает подробную информацию о конфигурации системы, в том числе сведения о версии, типе и изготовителе операционной системы, процессоре, версии BIOS, объеме памяти, региональных стандартах, часовом поясе и конфигурации сетевого адаптера.
  • NLSINFO — отображает подробную информацию о региональных стандартах, включая язык по умолчанию (default language), кодовую страницу Windows, форматы отображения времени и чисел, часовой пояс и установленные кодовые страницы. Эта команда доступна лишь в Windows Server 2003 Resource Kit.

Чтобы использовать эти команды на локальном компьютере, просто введите имя нужной команды в окне командной оболочки и нажмите Enter.

Команды для использования реестра

Реестр Windows хранит конфигурационную информацию операционной системы, приложений, пользователей и оборудования. Эти данные содержатся в разделах (keys) и параметрах (values) реестра, которые размещаются в определенном корневом разделе (root key), который контролирует, как и когда используются разделы и параметры.

Если Вы знаете пути к разделам и понимаете допустимые типы данных в разделах, то можете использовать команду REG для просмотра разделов и параметров и манипуляций над ними самыми разнообразными способами. REG поддерживает несколько подкоманд:

  • REG add — добавляет в реестр новый подраздел или элемент;
  • REG delete — удаляет из реестра подраздел или элемент;
  • REG query — выводит список элементов раздела и имена подразделов (если они есть);
  • REG compare — сравнивает подразделы или элементы реестра;
  • REG сору — копирует элемент реестра по указанному пути раздела на локальной или удаленной системе;
  • REG restore — записывает в реестр ранее сохраненные подразделы, элементы и параметры;
  • REG save — сохраняет копию указанных подразделов, элементов и параметров реестра в файл.

Управление системными службами

Службы обеспечивают ключевые функции рабочих станций и серверов. Для управления системными службами на локальных и удаленных системах используется команда контроллера служб (service controller command) SC, имеющая набор подкоманд, ниже описывается лишь их часть:

  • SC config — настройка учетных записей регистрации и запуска служб;
  • SC query — вывод списка всех служб, настроенных на компьютере;
  • SC qc — отображение конфигурации определенной службы;
  • SC start — запуск служб;
  • SC stop — остановка служб;
  • SC pause — приостановка работы служб;
  • SC continue — возобновление работы служб;
  • SC failure — задание действий, выполняемых при сбое службы;
  • SC qfailure — просмотр действий, выполняемых при сбое службы.

Во всех командах можно указывать имя удаленного компьютера, со службами которого Вы хотите работать. Для этого вставьте UNC-имя или IP-адрес компьютера перед используемой подкомандой. Вот синтаксис:

Перезагрузка и выключение систем из командной строки

Системы нередко приходится перезагружать или выключать. Один из способов — использовать для этого утилиту Shutdown, которая позволяет работать с локальной и удаленными системами. Другой способ управлять выключением или перезагрузкой системы — назначить задание для выключения. Здесь можно использовать Schtasks, чтобы указать время выключения, или создать сценарий со списком команд выключения для индивидуальных систем.

Управлять перезагрузкой и выключением локальной системы позволяют следующие команды.

Выключение локальной системы:

Перезагрузка локальной системы:

Управление приложениями, процессами и производительностью

Всякий раз, когда операционная система или пользователь запускает службу, приложение или команду, Microsoft Windows запускает один или более процессов для управления соответствующей программой. Несколько утилит командной строки упростят вам мониторинг программ и управление ими. К этим утилитам относятся:

  • Pmon (Process Resource Manager) — показывает статистические данные по производительности, включая использование памяти и процессора, а также список всех процессов, выполняемых в локальной системе. Позволяет получать детальные «снимки» задействованных ресурсов и выполняемых процессов. Pmon поставляется с Windows Resource Kit;
  • Tasklist (Task List) — перечисляет все выполняемые процессы по имени и идентификатору процесса, сообщает информацию о сеансе пользователя и занимаемой памяти;
  • Taskkill (Task Kill) — останавливает выполнение процесса, заданного по имени или идентификатору. С помощью фильтров можно останавливать процессы в зависимости от их состояния, номера сеанса, процессорного времени, занимаемой памяти, имени пользователя и других параметров.

Вот в принципе все, что я хотел рассказать об основах командной строки Windows.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector