Главное меню
Знаете ли Вы:
Кто больше думает о сексе?
Кому нравятся женщины, готовые к зачатию?
Почему не следует увлекаться ICQ?
10 способов изменить свою жизнь
Эффект первого впечатления
Всем нам хорошо известна поговорка «встречают по одёжке, провожают по уму», также бытует фраза «первое впечатление всегда обманчиво». Есть ли истина в этих словах? Действительно ли мы, не в состоянии правильно оценить человека, которого видим впервые?
Значение эффекта первого впечатления
При формировании первого впечатления существует известное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.
Формирование первого впечатления — довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, обратные связи разного рода.
Психологическая сущность формирования первого впечатления
"Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее."
Психологической сущностью формирования первого впечатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предстоит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании которых будет выстраиваться образ другого человека. Этот образ во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.
Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осознается человеком, но они серьезно влияют и управляют процессом оценивания.
Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:
антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.
Антропологические стереотипы связаны с внешним обликом человека, его имиджем. Социальные — с его статусом и родом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.
В формировании первого впечатления большую роль играет психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умного, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.
Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.
Сильное влияние на процесс восприятия собеседника оказывает его национальность. Для многих это существенно может либо дистанцировать партнера по общению, либо, наоборот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возникнет сближение позиций.
На процесс оценивания оказывает сильное влияние психологическое проецирование. Практика подтверждает, что при формировании первого впечатления всегда присутствует психологический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека наблюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впервые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружественных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.
Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.
Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают антропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:
1. Физическая привлекательность. Действительно, замечено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты способен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.
Оценивая привлекательность, особое внимание обращают на лицо.
Важнейшую роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установлении контактов с людьми.
2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологической инициативой, от остроумия, выразительности и особого рода артистизма.
3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одежды обращают внимание на следующие особенности:
а) насколько одежда соответствует случаю.
б) насколько одежда опрятна.
в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стереотипу.
В восприятии стиля одежды имеются достаточно устойчивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (особенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консервативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и независимость.
4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психологическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.
Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции. К таким быстро проникаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.
Практические советы-рекомендации по формированию первого впечатления.
"Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим".
Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить — все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд общения. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд контакта?
Во-первых, первоначальное появление перед собеседником. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.
Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия. Именно они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.
Третьим слагаемым первого впечатления является интонация голоса, которая должна быть приветливой и выразительной.
Ваша решительность и уверенное представление во многом определяют то, как партнер будет обращаться к вам.
Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одежды.
Забота об имидже начинается для делового человека с заботы о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккуратно причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви).
Говоря о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует забывать о главном — о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.
Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда. Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного контакта.
Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:
— взгляд способствует внушению так же, как и слова;
— прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;
— когда один партнер говорит, опытный слушающий не
допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.
Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно говорят, что глаза — зеркало человеческой души. Язык взгляда
способен сказать о многом, а точнее — об истинных чувствах вашего собеседника.
Взгляд человека и связанные с ним сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации, которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, если же более 2/3 — разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.
По своей специфике взгляд может быть:
деловой — когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринужденного общения;
интимный — когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица — на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении;
взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.
Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распознавания отношения человека к собеседнику или к ситуации, которая в данном случае обсуждается.
Научитесь управлять своей мимикой. Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации о психологическом состоянии человека.
Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, “отвечает” за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные — ярче выражены на левой.
Таким образом, владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.
Умело управляйте языком своего тела. Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнера, а с другой — препятствуют, мешают говорить.
К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка, кивок головы, наклон корпуса вперед при сидении на стуле, активное молчание, свободная, расслабленная поза, прикосновение (при полученном согласии на это), зрительный контакт, обращенность к говорящему (ориентация на него корпуса), открытые ладони и др.
К отрицательным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или “бегающий” взгляд, руки на затылке, вздохи, прищур глаз, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, остановившийся (обращенный в себя) взгляд, покачивание ногой в позе “нога на ногу” и др.
Овладейте искусством жестовой коммуникации. Жестика, исследующая многообразную гамму движений тела, занимает особое место в невербальном общении, поскольку формирует алфавит жестов, без которого крайне трудно достигнуть взаимопонимания.
Научитесь определять реакцию своего собеседника. Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше узнать о партнерах. Эта реакция является ценным индикатором, который дает нам знать, как идет процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения.
Вдохновитесь и вдохновите своего партнера. Вдохновиться самому и на долгий срок — вот что создаст положительные отношения в общении с партнером. Если же дать возможность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает вас привлекательным, энергичным и целеустремленным; помогает преодолеть депрессию, страх перед изменениями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию. Наконец, вдохновение помогает вам показать собеседнику, что он вам симпатичен. Именно это ведет к успеху во взаимоотношениях.
Панкратоа В.П. Психотехнология управления людьми.
Чалдини Р. Психология влияния.
Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление — поэтому важно использовать шанс первый и единственный, для того, чтобы хорошо зарекомендовать себя.
Как произвести хорошее первое впечатление?
- Кредит доверия от сцены.
Сцена дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Изначальный кредит доверия и уважением — это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать — это отдельная тема.
Задача оратора кредит доверия использовать — то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением.
В течение какого времени формируется первое впечатление? Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется.
Возможная поправка: есть данные, что первое впечатление формируется в первые 2 секунды и после этого практически не меняется (меняется в малой степени). Смотри 2 секунды на впечатление
Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену — семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис — впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале — вы уже в поле внимания. Поэтому помните — выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис! Типичная ошибка неопытного оратора: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое складывается впечатление? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений. Поэтому — никакой "кухни" на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.
В этом емком слове — Хозяин — заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость. В чем частая причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина. Рекомендуемый тренинг – «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство»
Эффекты восприятия. Закономерности формирования первого впечатления: факторы восприятия при первом впечатлении
В результате психологических исследований социальной перцепции были обнаружены определенные схемы, по которым люди строят образ другого человека. Данные схемы получили название "эффекты восприятия".
Мы уже говорили, что содержание межличностного восприятия зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия. Сам процесс взаимодействия имеет две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-либо характеристик друг друга. В процессе межличностного взаимодействия при оценивании важны характеристики воспринимающего (субъекта). Исследования выявили, что одни люди склонны больше фиксировать физические черты, другие лучше воспринимают психологические характеристики окружающих (больше включают механизм приписывания). Кроме того, приписываемые характеристики зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. В исследованиях, изучающих характеристики объекта восприятия, было выявлено, что одни люди более открыты для восприятия другими людьми, другие – менее ("он скрытный" или "он себе на уме" и т.д.). Однако полученные данные не могли вскрыть всех причин поведения людей. Поэтому при построении прогноза успешности межличностного восприятия проблема решается на уровне определения эффектов межличностного восприятия: эффекта первого впечатления (установки), эффекта ореола, эффекта первичности и новизны и др. (табл. 3.2) [1] .
Эффекты социального восприятия
Играет большую роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке
Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан заранее
Эффект новизны и первичности
Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека)
Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека)
Эффект первого впечатления (установки) – это сложный психологический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты, присутствует эмоциональное отношение, а также более или менее осознаваемые и обобщенные суждения [2] . Данный эффект играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [3] .
Пример 3.7
Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости "идти до конца" в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д. [4]
А. А. Бодалев указывал на то, что в первом впечатлении всегда в некоторой степени присутствует прошлый опыт человека, его знания, которые и преобразуются в установки. Возможно, поэтому можно говорить о профессиональной деформации личности как о влиянии профессионального опыта личности на складывающийся образ другого человека [5] .
В книге "Восприятие и понимание человека человеком" представлены закономерности формирования первого впечатления, а также факторы, которые повышают его точность [6] .
Исследователями также были выявлены типичные ошибки первого впечатления, которые влияют на создание образа другого. К таким ошибкам относятся: эффект ореола ("гала-эффект"), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков [2] .
Эффект ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через приписывание ему определенных качеств. При этом информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, накладывается на тот образ, который уже заранее был создан. Ранее сложившийся образ выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Под "ореолом" принято понимать стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность [8] .
При эффекте ореола общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее ярко эффект ореола проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия [9] , а также когда суждения касаются моральных качеств (эксперименты А. А. Бодалева и П. Уилсона).
При запуске эффекта ореола специалисты обнаружили действие нескольких схем, или факторов, восприятия. В первую очередь "ореол" создают факторы внешней привлекательности, превосходства и хорошего отношения к нам.
Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров по общению в той или иной сфере (социальной, интеллектуальной, экономической и пр.). Мы говорим о факторе превосходства, который проявляется в склонности людей систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. В основном используют два источника информации для установления параметров:
- 1) одежду человека, все внешнее "оформление", включая знаки отличия, очки, прическу, награды, драгоценности и др.;
- 2) манеру поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и пр.).
Как указывают исследователи, мы склонны приписывать целый ряд хороших качеств человеку, который вызывает у нас восхищение по какому-либо значимому для нас показателю. И наоборот, мы склонны недооценивать человека, у которого слабо выражено значимое для нас качество [10] .
Пример 3.8
Если человек болезненный и слабый, но мечтает о хорошем здоровье и физической силе, встречает здорового и сильного другого человека, то не исключено, что первый переоценит его по многим параметрам: кроме силы и здоровья он будет казаться и красивым, и умным, и добрым.
Следующая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека: мы склонны оценивать его более хорошим, умным и интересным – это фактор привлекательности (эксперименты А. А. Леонтьева и А. Миллера).
Пример 3.9
Молодым людям было предложено оценить почерк женщины, при этом к написанному ею тексту прилагался ее портрет. В одних группах испытуемых использовали портрет женщины с привлекательной внешностью, а в других – портрет "дурнушки". Более высокие оценки получил почерк красивой женщины.
Пример действия данного фактора можно найти и в литературе. Л. Н. Толстой в "Крейцеровой сонате" писал: "Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна" [11] .
Проявление фактора хорошего отношения к нам выражается в том, что воспринимающий склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Так, люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. Кроме того, на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-либо вопросу [8] .
Пример 3.10
В одном эксперименте студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими – отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить его по ряду характеристик: "доброжелательный" преподаватель получил значительно более высокую оценку, чем "холодный" [13] .
Ученые нс раз задумывались над вопросом: от чего зависит точность первого впечатления? Среди предположений назывались общие способности человека, его интеллект, умение привлекать свой прошлый опыт, знание и использование в практике имплицитных теорий личности, умение сопереживать и т.д. – все это в той или иной степени делает человека проницательным в сфере взаимодействия людей. По мнению психологов, среди людей, точнее оценивающих других, чаще всего встречаются те, кто:
- – в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотип;
- – менее авторитарные личности;
- – более объективно относящиеся к себе [14] .
Кроме того, определенную роль играют и оцениваемые свойства. Например, отношение к объектам и ситуациям оценить легче, чем отношение к людям, к себе, черты личности или мотивы, мало проявляющиеся в поведении.
Итак, при формировании первого впечатления эффект ореола проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное – к недооценке неизвестного ранее нам человека. При действии в ситуации общения указанных выше факторов (превосходство, привлекательность, отношение к нам) человек применяет одну из схем восприятия и может ошибочно оценить собеседника [15] .
Эффект снисходительности заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно. Иногда его называют эффектом Полианны (Роllуаппа) – люди оцениваются положительно, это свойственно главным образом женщинам [16] . Кроме того, мы можем использовать но отношению к другому человеку позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности [17] .
Исказить наши оценки и впечатления о незнакомом человеке может такой феномен, как проекция – приписывание другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно (мы уже говорили о проекции, когда описывали механизмы межличностного восприятия). Так, психологи обнаружили, что люди, у которых ярко выражены такие личностные характеристики, как желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечают эти черты у других людей [18] .
Испытываемые эмоциональные состояния также искажают наши оценки при восприятии людей, ранее нам не знакомых.
Пример 3.11
Студенты театрального училища разыгрывали этюд, который в одном случае заканчивался дракой с убийством, в другом – страстной любовной сценой. Затем им предлагалось оценить своих случайных партнеров но этюду. В нервом случае (этюд с дракой) в описаниях-оценках партнеров преобладали характеристики настойчивости и агрессивности, обнаруживались неприязнь и недоброжелательность. Во втором варианте (этюд с любовной сценой) в описаниях партнеров присутствовали оттенки расположения и приязни [16] .
Кроме описанных выше эффектов и факторов восприятия к ошибкам в восприятии незнакомого человека могут привести различия в интерпретации жестов, мимики (невербальной речи), поведения, связанные с культурными (национальными) особенностями человека.
В целом специалисты утверждают, что вопрос о верности или неверности первого впечатления сложен. В повседневной жизни почти каждый взрослый человек, имеющий богатый опыт общения, способен достаточно точно определить основные характеристики партнера по общению (психологические черты, социальный статус и пр.). Однако это возможно лишь в нейтральных ситуациях, когда на человека не действуют установки, предубеждения, мнения, ситуация взаимодействия и пр. В реальных ситуациях присутствует некоторый процент ошибок восприятия: чем менее нейтральными являются отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем вероятность ошибки повышается [8] .
Кроме эффекта первого впечатления существует эффект первичности и новизны. Он связан с определенным порядком предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как "первичная", а поздно предъявленная как "новая".
Пример 3.12
В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием нс возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее информация возобладала.
Такой эффект получил название "эффекта первичности" и был обнаружен при восприятии незнакомого человека. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", когда более новая информация оказывается наиболее значимой [21] .
Эффект фаворитизма близок к эффекту снисходительности. Те, кто чувствует себя в группе любимцами, фаворитами, часто воспринимают новичков с чувством превосходства ("сверху вниз"). Кроме того, часто фаворитов неадекватно оценивают, завышая их возможности из-за высокой уверенности в себе [8] .
Кроме перечисленных существует еще эффект средней ошибки. Он проявляется в тенденции смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека к среднему, т.е. усреднять их [23] .
Как отмечает Г. М. Андреева, чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком [24] .
Направленное формирование первого впечатления
В жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, в которых требуется умение целенаправленного формирования впечатления о себе. Действие, благодаря которому человек формирует это представление, называется презентацией. Владение презентацией является частью профессиональных умений, обеспечивающих успешную деятельность политиков, дипломатов, различных агентов и сотрудников турфирм и др. Презентация включает в себя самопрезентацию – кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении для достижения заранее поставленных целей. Процесс самопрезентации разворачивается в заранее определенных рамках [25] .
Как считают В. Н. Куницына и ее коллеги, среди основных целей самопрезентации называют: желание расположить к себе, сформировать о себе благоприятное впечатление. При этом мотивация может быть разноуровневой и многослойной, осознанной и неосознанной: от побуждения к контакту и развитию отношений, формированию имиджа до получения сиюминутного практического результата.
Известно, что социально-психологические параметры ситуации содержат ролевое взаимодействие, что подразумевает соблюдение определенных правил общения и ограничения. Самопрезентация включает в себя представление о предъявляемой о себе информации, о преобразованиях, происходящих с ней исходя из анализа ответных реакций партнера по взаимодействию, о текущей стадии самопредъявления. От успешности осуществления процесса саморегуляции и самоорганизации (вербального и невербального поведения) зависит и эффект произведенного вами впечатления (самопрезентации). Данные факты необходимо учитывать при корректировке образа "Я" и совершенствовании тактики самопредъявления, умения подать себя [8] .
Исследователи отмечают, что для успешной самопрезентации при любых условиях человеку необходим набор определенных свойств личности и умений, среди которых важную роль играют социальный интеллект, эго-компетентность, природное обаяние, способность к мобилизации и переключению, манипулятивные умения. И, наоборот, существует ряд факторов, тормозящих процесс самопрезентации, – это неспособность к самораскрытию, зажатость и застенчивость, комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков. Подробно техники и стратегии самопрезентации представлены в параграфе 3.7 учебника.
Кроме того, будущей успешной самопрезентации способствует работа над собственным имиджем, которая включает формирование впечатления о себе на основе знаний о себе, эго-компетентности и саморегуляции. Имидж – направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте "Я", имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей, содержит конкретные цели и задачи. Главной составляющей частью имиджа служит продуманный внешний облик, сигнализирующий о профессионально-ценностных свойствах личности и способствующий созданию репутации [27] .
В практическом плане имидж необходим видным политическим деятелям, кандидатам в депутаты, в губернаторы и т.д. в период предвыборной кампании. Подробно об имидже мы поговорим в гл. 6 учебника.