No Image

Эргономика и техническая эстетика

0 просмотров
22 января 2020

Лекция 12. Эргономика и техническая эстетика. Конструирование РЭС с учётом требований эргономики, технической эстетики, влияния на человека

· Основные характеристики человека-оператора.

· Художественное оформление конструкции РЭС. Основы композиции

12.1. Вводные положения

Установлением взаимосвязи параметров человека и машины занимается эргономика и ее раздел — инженерная психология. Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как сложное, функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Инженерная психология — отрасль науки, изучающая деятельность человека в системе управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем. Объектом изучения инженерной психологии, в частности, являются сенсорный вход (органы чувств), моторный выход (двигательный аппарат) человека-оператора, процессы переработки информации в нормальных и критических условиях его жизнедеятельности.

Вопросами реализации требований эргономики художественными средствами занимается другая отрасль науки — дизайн, иногда называемый технической эстетикой. Под дизайном понимаются различные виды проектировочной деятельности, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Часто считают, что главная задача дизайна — создание вещей, которые легко было бы продавать. Техническая эстетика рассматривает основополагающие методы и принципы художественного конструирования, проблемы стиля и мастерства. Требования инженерной психологии и технической эстетики учитывались и при конструировании РЭС первых поколений.

Эргономические показатели конструкции делятся на гигиенические (освещенность, температура, напряженность полей, токсичность, вибрация), антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека и его частей, входящих в контакт с изделием), физиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, зрительным возможностям человека), психологические.

12.2. Основные характеристики человека-оператора

Эргономические показатели человека служат для оценки согласованности его возможностей с требованиями, обусловленными особенностями техники и среды обитания. Обычно человек выполняет свои функции на рабочем месте, под которым понимается зона, оснащенная необходимыми техническими средствами. Рабочее место должно быть приспособлено для конкретного вида труда и для работников определенной квалификации с учетом их антропометрических, физиологических, психофизиологических и психологических возможностей и особенностей.

Надежность работы операторов в значительной степени зависит от оптимальных значений гигиенических показателей (параметров) окружающей среды. Между комфортными и некомфортными условиями существует психологическая граница, а между некомфортными и невыносимыми— физиологическая граница.

К антропометрический показателям человека-оператора относятся геометрические пропорции его тела, которые необходимо учитывать при конструировании пультов управления РЭС. Антропометрические показатели определяют положение элементов инди­кации и управления, размеры пульта, размеры и форму рабочего кресла.

Учет формы и размеров человеческого тела особенно актуальны при проектировании сидений, когда выбираются форма и профиль сиденья, спинки, подлокотников (рис. 12.1).

Рис 12.1 Поле зрения человека и зона доступности элементов

К физиологическим показателям относятся силовые параметры различных органов движения человека (табл. 13.2).

К психофизиологическим показателям относятся скорость и темп движений частей тела, характеристики зрения. Эти показатели необходимо учитывать при выборе конструкции элементов управления (ручек, кнопок, тумблеров и т. д.), элементов индикации (цифровых табло и пр.). Среднее время вращательного движения руки с преодолением сопротивления составляет 0,72 с, а без преодоления сопротивления —0,22 с.

Табл.13.2. Сила мышц рук оператора, Н

Скоростные возможности звеньев руки человека-оператора приведены в табл. 12.3

Табл. 12.3 Скоростные возможности подвижных звеньев руки

Самыми важными психофизиологическими показателями человека являются характеристики зрения. С помощью зрения человек получает до 90% всей информации. Глаз способен воспринимать электромагнитные излучения длиной волны l =300. 700 нм (рис. 13.2).

Рис. 12.2 Относительная чувствительность глаза V l для дневного (колбочки) и сумеречного (палочки) зрения

Цвет ассоциируется у человека с понятием тепла и холода, приближения и отдаления, легкости и тяжести. Цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга, называются взаимодополняющими (например, красный и зеленый). Разные цвета оказывают разное физиологическое воздействие. Кроме цвета глаза реагируют на яркость и контраст.

Диапазон яркостей, при котором возможна работа глаза, очень широк: от 10-4 до 108 кд/м2. Оптимальная яркость фона, при которой отмечается наибольшая разрешающая способность зрения, составляет 104 кд/м2. Для восприятия необходима не только оптимальная яркость, но и оптимальное соотношение яркостей предметов — контраст. Рекомендуются следующие соотношения яркостей: 2:1—между рабочим полем и ближним фоном; 10:1 — между рабочим полем и дальним фоном; 50:1—между самым светлым и самым темным пятнами, попадающими в поле зрения.

Точное восприятие цвета зависит от контрастности к цветовому фону. Наибольшей разрешающей способностью по цвету отличаются следующие комбинации при восприятии знаков: синий на белом, черный на желтом, зеленый на белом, черный на белом, зеленый на красном, красный на желтом. Восприятие изображения глазом—процесс психофизиологический.

Адаптация — это изменение чувствительности глаза под воздействием раздражителей. Процесс приспособления глаза к темноте называется темновой адаптацией. Для адаптации к темноте требуется примерно 20 мин. Взглянув на яркий источник света, человек уже через 5. 6 с может в темноте различить предметы.

Тактильная чувствительность человека—это способность воспринимать механические раздражения кожи. При легком касании предмета появляется чувство прикосновения, а при более сильном — чувство давления. Тактильная чувствительность обеспечивает распознавание оператором элементов управления по форме и размерам на ощупь.

К психологическим относится показатель соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации человеком, а также вновь формируемым навыкам. Восприятие и переработка информации зависят от психологических возможностей человека

12.3. Художественное оформление конструкции РЭС. Основы композиции

Художественное оформление конструкции должно обеспечивать:

Гармоничность — свойство формы конструкции быть органично согласованной с элементами формы, что достигается определенным соотношением размеров, форм, яркости, цвета, расположения отдельных элементов, согласованности с помещением, где располагается конструкция.

Выразительность—способность конструкции своим внешним видом наглядно отображать качество, обеспечивая соответствующее эстетическое восприятие (целостность формы, композиционное равновесие, взаимодействие конструкции и пространства).

Оригинальность — совокупность своеобразных элементов формы и их отношений, позволяющая отличить данную конструкцию от однотипных.

Стиль — это устойчивая общность формально-художественных средств, отражающая исторически сложившиеся социально-экономические и идейно-эстетические принципы и художественно-конструкторские методы и средства их воплощения.

Мода (в отличие от стиля) представляет собой менее устойчивую общность названных методов и средств.

Польза изделия заключается в удовлетворении социально-экономических потребностей определенной группы пользователей, а также — в удобстве пользования изделием (утилитарности).

Важная категория композиции — цветовая гармония; она реализуется с учетом требований эргономических характеристик зрения. Умело, сочетая те или иные цвета, можно создать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступления и отступления элементов и узлов изделия. Цвет необходим для выделения нужных деталей (наиболее важных клавиш, элементов, находящихся под высоким напряжением и т. д.). Цвет является средством эстетического воздействия. С помощью цвета можно акцентировать нужные элементы формы или композиционно ослабить их, соподчинить и в известной мере объединить. Особенно тщательно должны быть продуманы цветовые контрасты, ибо излишний контраст может нарушить целостность формы.

Симметрия — организация элементов конструкции, основанная на правильном их размещении относительно центра или оси. Конструкции, не обладающие симметрией, называются асимметричными, в сознании человека симметрия ассоциируется со статичностью (равновесием), что способствует уменьшению утомляемости.

Читайте также:  Что делать если на компьютере выключился звук

Пропорциональность — соразмерность частей и форм между собой, а также между собой и целым.

Рис. 13.3. Конструкция управляющих ручек

Рис. 12.4. Передняя панель прибора. Ширина панели выбрана с использованием иррациональных соотношений иррациональных соотношений

При разработке конструкции для улучшения внешнего вида РЭС широко используют оптические иллюзии. Например, белые фигуры на черном фоне кажутся больше черных фигур на белом фоне, вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных, так как глаз точнее оценивает размеры по ширине, чем по высоте и глубине. Поэтому для создания иллюзии ширины следует наносить горизонтальные линии; сходящиеся к центру симметрии.

1. Какие вопросы рассматривает эргономика?

2. Что понимать под дизайном?

3. Как вопросы эргономики связаны с вопросами, относящиеся к дизайну?

4. Каковы требуются основные характеристики от человека-оператора?

5. Что относят к психофизиологическим показателям человека?

6. От чего зависит точное восприятие цвета человеком?

7. Какова роль художественного восприятия конструкции человеком?

8. Определите основные требования к оформлению лицевой панели прибора.

Вопросы для самостоятельной работы:

Учет и применение индикаторных систем.

Перечислить и объяснить функциональное назначение, устройство и области применения индикаторных устройств. Показать тенденцию развития, перспективы, элементную базу используемых индикаторов для отображения информации.

Горошков техника. М. Академия, 2005, 320с. (рекомендована гл.3. Технические средства отображения информации).

Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические функции, психику, производительность труда.

Проблемами приспособления производственной среды к возможностям человеческого организма занимается наука эргономика. Эргономика изучает систему «человек — орудие труда — производственная среда» и ставит своей задачей разработать рекомендации по ее оптимизации. Оптимизация этого процесса предполагает поставить человека в наиболее благоприятные условия при выполнении функциональных задач. Она включает разработку научно обоснованных организационно-технических требований и решений к орудиям и процессам труда, окружающей среде с учетом особенностей человека: физических, психологических и антропометрических.

Эргономика использует рекомендации таких наук, как биология, психология, физиология, гигиена труда, химия, физика, математика, кибернетика и др. Роль эргономики с каждым годом возрастает, особенно в период внедрения механизации и автоматизации технологических процессов.

Для оценки качества производственной среды используются следующие эргономические показатели:

· гигиенические — уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность, шум, радиация, вибрация и др.;

· антропометрические — соответствие изделий антропометрическим свойствам человека (размеры, форма). Эта группа показателей должна обеспечивать рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки и т. д., предохранять человека от быстрого утомления;

· физиологические — определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), вкусовой и обонятельной информации, поступающей через органы чувств;

· психологические — соответствие изделия психологическим особенностям человека. Психологические показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации.

Диапазон техники, где необходим учет эргономических требований, весьма широк: от средств транспорта и сложных систем управления до потребительских товаров.

В последнее время все больше внимания уделяется проблемам эстетики сферы труда и перестройки производственной среды на эстетических началах. Важное значение для улучшения условий труда имеет производственная и техническая эстетика. Производственная эстетикавключает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую эстетику.

· Планировочная эстетика включает структуру, размеры, размещение и взаимосвязь помещений. Она должна разработать кратчайшие пути перемещения людей, транспортных средств, создать условия для внедрения прогрессивной технологии и повышения производительности труда.

· Строительно-оформительская эстетика решает вопросы освещения, окраски стен, потолков, полов и других элементов, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях.

· Технологическая эстетика предусматривает подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т. п.

Правильное решение комплекса вопросов производственной эстетики благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность труда и культуру производства.

Техническая эстетика предусматривает конструирование и эксплуатацию оборудования, приспособлений, инструмента и включает:

· архитектонику (учет форм, пропорций, гармоничность планировки);

· безопасность и безвредность работы (ограждение опасных зон, предохранительные устройства).

Производственный микроклимат

Производственный микроклимат (метеорологические условия) — климат внутренней среды производственных помещений, определяется действующим на организм человека сочетанием температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.

Производственный микроклимат (метеорологические условия) — климат внутренней среды производственных помещений, определяется действующим на организм человека сочетанием температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.

Производственный микроклимат зависит от климатического пояса и сезона года, характера технологического процесса и вида используемого оборудования, размеров помещений и числа работающих, условий отопления и вентиляции. Поэтому на различных объектах производственный микроклимат разный. Однако при всем многообразии микроклиматических условий их можно условно разделить на четыре группы.

1. Микроклимат производственных помещений, в которых технология производства не связана со значительными тепловыделениями. Микроклимат этих помещений в основном зависит от климата местности, отопления и вентиляции. Здесь возможно лишь незначительное перегревание летом в жаркие дни и охлаждение зимой при недостаточном отоплении.

2. Микроклимат производственных помещений со значительными тепловыделениями. Подобные производственные помещения, называемые горячими цехами, широко распространены. К ним относятся котельные, кузнечные, мартеновские и доменные печи, хлебопекарни, цеха сахарных заводов и др. В горячих цехах большое влияние на микроклимат оказывает тепловое излучение нагретых и раскаленных поверхностей.

3. Микроклимат производственных помещений с искусственным охлаждением воздуха. К ним относятся различные холодильники.

4. Микроклимат открытой атмосферы, зависящий от климато-погодных условии (например, сельскохозяйственные, дорожные и строительные работы).

Одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности человека при выполнении профессиональных функций является сохранение теплового баланса организма при значительных колебаниях различных параметров производственного микроклимата, оказывающего существенное влияние на состояние теплового обмена между человеком и окружающей средой.

Теплообменные функции организма, регулируемые терморегуляторными центрами и корой головного мозга, обеспечивают оптимальное соотношение процессов теплообразования и теплоотдачи в зависимости от конкретных метеорологических условий. Основная роль в теплообменных процессах у человека принадлежит физиологическим механизмам регуляции отдачи тепла.

В обычных климатических условиях теплоотдача осуществляется в основном за счет излучения (передача тепла от поверхности с более высокой температурой поверхности с меньшей температурой) — примерно 45% всей удаляемой организмом теплоты, конвекции (передача тепла потоками вещества, для нашего случая — воздухом) — 30% и испарения — 25%.

При пониженной температуре окружающей среды возрастает удельный вес конвекционно-радиационных теплопотерь. В условиях повышенной температуры среды теплопотери уменьшаются за счет конвекции и излучения, но увеличиваются за счет испарения. При температуре воздуха и ограждений, равной температуре тела, теплоотдача за счет излучения и конвекции практически исчезает и единственным путем теплоотдачи становится испарение пота.

Низкая температура и усиление подвижности воздуха способствуют увеличению теплопотерь конвекцией и испарением.

Роль влажности при пониженных температурах воздуха значительно меньше. В то же время считается, что при низких температурах среды повышенная влажность увеличивает теплопотери организма в результате интенсивного поглощения водяными парами энергии излучения человека. Однако большее увеличение теплопотерь происходит при непосредственном смачивании поверхности тела и одежды. В производственных условиях, когда температура воздуха и окружающих поверхностей ниже температуры кожи, теплоотдача осуществляется преимущественно конвекцией и излучением. Если температура воздуха и окружающих поверхностей равна температуре кожи или выше ее, теплоотдача происходит за счет испарения влаги с поверхности тела и с верхних дыхательных путей, если воздух не насыщен водяными парами.

Читайте также:  Фильмы на подобии бригады

Значительная выраженность отдельных факторов микроклимата на производстве может быть причиной физиологических сдвигов в организме рабочих, а в ряде случаев возможно возникновение патологических состояний и профессиональных заболеваний.

При разных метеорологических условиях в организме человека происходят изменения в системах и органах, принимающих участие в терморегуляции, — в системе кровообращения, нервной и потоотделительной системах. Интегральным показателем теплового состояния организма человека является температура тела. О степени напряжения терморегуляторных функций организма и о его тепловом состоянии можно судить также по изменению температуры кожи и тепловому балансу. Косвенные показатели теплового состояния — влагопотеря и реакция сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, уровень артериального давления и минутный объем крови).

Нарушение терморегуляции из-за постоянного перегревания или переохлаждения организма человека вызывает ряд заболеваний.

В условиях избыточной тепловой энергии ограничение или даже полное исключение отдельных путей теплоотдачи может привести к нарушению терморегуляции, в результате которого возможно перегревание организма, т. е. повышение температуры тела, учащение пульса, обильное потоотделение, и при сильной степени перегревания — тепловом ударе — расстройство координации движений, адинамия, падение артериального давления, потеря сознания.

Вследствие нарушения водно-солевого баланса может развиться судорожная болезнь, которая проявляется в виде тонических судорог конечностей, слабости, головных болей и др.

При работах на открытом воздухе во время интенсивного прямого облучения головы может произойти солнечный удар, сопровождающийся головной болью, расстройством зрения, рвотой, судорогами, но температура тела остается нормальной.

Воздействие инфракрасного излучения на организм человека вызывает как общие, так и местные реакции. Местная реакция сильнее при облучении длинноволновой радиацией, поэтому при одной и той же интенсивности облучения время переносимости короче, чем при коротковолновой радиации. За счет большой глубины проникновения в ткани тела коротковолновый участок спектра инфракрасной радиации обладает более выраженным общим действием на организм человека.

Под влиянием инфракрасного изучения в организме человека возникают биохимические сдвиги и изменения функционального состояния центральной нервной системы, усиливается секреторная деятельность желудка, поджелудочной и слюнных желез.

Холодовый дискомфорт (конвекционный и радиационный) вызывает в организме человека терморегуляторные сдвиги, направленные на ограничение теплопотерь и увеличение теплообразования. Уменьшение теплопотерь организма происходит за счет сужения сосудов в периферических тканях.

Под влиянием низких и пониженных температур воздуха могут развиваться ознобления (припухлость, зуд и жжение кожи), обморожения, миозиты, невриты, радикулиты и др. Длительное охлаждение способствует развитию заболеваний периферической нервной, мышечной систем, суставов: радикулитов, невритов, миозитов, ревматоидных заболеваний. При частом и сильном охлаждении конечностей могут иметь место нейротрофические изменения в тканях.

студент, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин),

канд. биологических наук, преподаватель дисциплины – безопасности жизнедеятельности, доцент Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета(Сибстрин),

Как известно, направление технической эстетики зародилось в середине XIX века благодаря непосильному труду английского писателя, теоретика искусства Дж. Рёскина. Набирающий уверенные обороты научно-технический прогресс, а также политические противостояния, которые перевернули историю с ног на голову, способствовали обособлению пространства искусства от закостенелого академизма. Прочно устоявшаяся мода на вычурные изгибы и рудиментарные элементы давно канувшего в Лету барокко совершенно не вписывались в социокультурные рамки опустошенного войной и революциями общества. Тенденция, тяготеющая к абстрактным композициям и прикладным техникам привела искусство на порог модернизма и авангарда, чьи нарочитые творения были негативно восприняты как публикой, так и серьезными критиками. На первый план вышли всевозможные попытки абсолютизации бытовой среды обитания человека, ставшей впоследствии господствующей тематикой в работах школ дизайна «Де-Стейл» и «Баухауз» в начале XX века.

Разносторонний анализ технической эстетики как научной отрасли начал Г. Земпер, перу которого принадлежат вышедшие в 1860—1863 гг. труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика». Согласно его теоретическим обоснованиям, форма вещи продиктована несколькими параметрами: функцией, материалом изготовления, технологией производства и, не в последнюю очередь, — социально-идеологическими факторами, предписанными индустриальным обществом. На рубеже XIX-XX вв. работавший в Бельгии и Германии архитектор А. ван де Вельде заявил, что изделие должно интегрировать техническую и художественную форму, подчиняться целесообразности, логике, «практической и разумной красоте» [4; с. 272]. Социолог и теоретик искусства Г. Мутезиус выступал за придание простым бытовым предметам художественных черт, придающих более привлекательный эстетический вид предметному миру. В 1907 г. художественный директор концерна АЭГ П. Беренс выдвинул идею художественной стандартизации, а впоследствии его ученик, архитектор В. Гропиус, подчеркивал в 1913г., что любой совершенный в техническом отношении объект нуждается в том, чтобы художник вдохнул в него жизнь и оформил в соответствии с запросами эстетики. В 1919г. в Германии был основан «Баухауз», ставший одним из центров технической эстетики.

История данной обители дизайна и в современном мире играет весьма значимую роль — взять хотя бы внешний облик продукции шведской фирмы Ikea, в которой ярко прослеживается влияние идей веймарской школы, воспитавшей целое поколение смелых авангардистов в прикладном искусстве. Не последнюю роль в данном процессе сыграла и голландская «Де-Стейл» под предводительством П. Мондриана. В России аналогом стала ВХУТЕМАС, прославившая семейный дуэт А. Родченко и В. Степановой среди художественной богемы. Дело в том, что по статистике большинство людей в период между двумя мировыми войнами остро ощущали необходимость противопоставления своей индивидуальности обезумевшему от жестокости пространственно-временному континууму. Руку помощи им и старались протянуть архитекторы двух вышеупомянутых столпов дизайна. Собственно, этот отрезок истории и стал отправной точкой для развития эргономики — дисциплины, чей теоретический базис направлен на улучшение условий жизнедеятельности за счет модернизации оборудования, предметов интерьера, рабочих мест человека. Ведь ее несоблюдение ведет к необратимым последствиям для и без того хрупкого здоровья людей — в качестве примера статистические исследования приводят к угрожающей цифре 95% учеников школы, спинами которых весьма успешно овладел сколиоз по причине отсутствия удобства сидения на стуле часами [3; с. 11]. Поэтому, учет индивидуальных особенностей тела человека и его физических характеристик стали краеугольным камнем в проектировании объектов интерьера жилищной среды и рабочей зоны.

Рассматриваемая школа дизайна, конечно же, была ближе именно к самой эстетике, но с другой стороны, ее творения должны были и обезопасить человека от воздействия производственных факторов, так как мебель создавалась не только для домашнего уюта и комфорта, но и для рабочей зоны. Ведь для того, чтобы были исключены отрицательные последствия воздействия внешней среды на организм, необходимо обеспечить требуемые условия функционирования системы «человек — среда». Если характеристики человека относительно постоянны, то параметры среды поддаются регулированию. Поэтому, идеологи технической эстетики старались соблюдать антропометрические данные, рабочую позу и другие немаловажные элементы при проектировании и производстве своей продукции.

Читайте также:  Через сколько можно восстановить пароль в вк

При создании новой атмосферы, в первую очередь, сознательно стиралась граница между художником и ремесленником, подчеркивалась значимость ориентации в пространстве и просчет масштаба, студенты приучались работать сообща, чтобы обмениваться полезным опытом. В рамках технической эстетики делаются попытки определить, каким же образом научные открытия, технические новшества, общественные сдвиги, приводящие к демократизации жизни, более тесной зависимости людей друг от друга в масштабах города, страны, континентов, воздействуют на наше эмоциональное восприятие окружающего мира, как формируются новые отношения к пространству, к ускорению ритма жизни; как складывается современный стиль предметной среды в условиях широкого распространения одинаковых, промышленно изготовляемых форм. В первые годы «Баухауз» находилась под покровительством немецкого экспрессионизма, светилом и проповедником которого был швейцарский художник Й. Иттен, чья теория цвета и цветовой круг до сих пор пользуются преимуществами непререкаемого канона для всех дизайнеров. Яркие цвета и минималистичные формы стали визитной карточкой этого храма искусства [4; с. 474]. Задача была поставлена на увеличение свободной площади жилого помещения и организованное ее заполнение необходимой атрибутикой, олицетворяющей простоту и эстетическую слаженность. Культовыми изобретениями идеологов «Баухауз» стали раздвижные столешницы с покрытием из цветного стекла, кухонная посуда, кофейные столики, кресла «Барселона» и «Василий», формы которых были заимствованы всё той же Ikea.

С расцветом дизайнерской деятельности обрела второе дыхание и декоративно-прикладная живопись, служащая украшением для архитектурных ансамблей, домашнего интерьера или ландшафтного дизайна. Всевозможные техники и приемы, созданные в рамках данного вида живописи, поражают сознание обыденного индивида буйством красок, замысловатостью исполнения и разнообразием рабочих материалов. Заметной популярностью на современном мировом рынке пользуются росписи акриловыми красками, аэрография, граффити, квиллинг, дудлинг, зентангл — чисто физически не представляется возможным все перечислить. К тому же, стили дудлинг и зентангл являются эффективными средствами арт-терапии, повышая концентрацию внимания, улучшая самочувствие и память. Конечно же, указанные направления играют далеко не главную роль в проектировании рабочего места, но если мы рассматриваем помещения вроде салона красоты или бассейна, то эстетика здесь немаловажна — при длительной однообразной работе иногда необходимо отвлечься, а красивые узоры на стенах или мебели способны успокоить нервы и настроить на качественный рабочий процесс. В нашу неспокойную эпоху, где повсюду царит агрессия и неврологические отклонения, крайне важно, чтобы рабочий не изливал гнев на клиентов или остальных сотрудников, поэтому окружающее пространство должно разряжать накаленную обстановку.

Несмотря на некоторые принципиальные различия названных сфер деятельности, конечная цель у них едина — возродить культуру материально-предметной среды, окружающей человека, на самый высокий научно-технический и художественно-эстетический уровень путем синтеза науки, техники и искусства. В этом созидательном творчестве необходимо максимально задействовать технический прогресс, закономерности развития природы и композиционные основы, созданные на протяжении тысячелетий в области архитектуры и техники. В связи с такой тенденцией появилась новая социальная каста — потребителей, чья неуемная энергия не оставляет дизайнеров без работы и вряд ли оставит в ближайшие десятилетия. Ведь все люди быстро привыкают к комфортным условиям существования, а с современными темпами производства привыкание только усиливается. При исследовании эстетических проблем материального окружения большое место занимает изучение спроса, вкусовых предпочтений, общности и индивидуальных черт в предметной среде, влияния образа жизни и общественных идеалов на ее оценку. Растут требования к комфорту, в повседневной жизни. Как бы ни поэтизировали, как бы высоко ни ставили люди эстетическое совершенство предметной среды прошлого (хотя многое утраченное в мастерстве исполнения, безусловно, должно быть восстановлено и возрождено), никто не откажется от современных условий жизни: освещения, отопления, новых видов транспорта и коммуникаций. Конечно, все это не простые вопросы. Они связаны с критериями потребления, с социальными и эстетическими идеалами людей. Кроме того, оказывая непосредственное воздействие на культурную среду обитания, искусство помогает гармоничному сосуществованию интересов общества, поддерживая межкультурный диалог.

Группе людей различных возрастных категорий было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1) с целью выявить их отношение к такой науке, как эргономика и определить влияние данной науки на их комфортное и безопасное существование. Было опрошено 100 человек возрастом от 17 до 65 лет.

В результате анкетирования было выявлено, что только 41% опрошенных известна данная наука. Также 41% респондентов считают ориентацию на эргономичность важной частью разработки дизайна элементов материально-предметной среды, в то время как оставшаяся часть респондентов не определились с ответом.

Среди опрошенных 96% испытывают боли в спине после длительной работы за неудобным рабочим местом, а 4% не замечали влияние рабочего пространства на их самочувствие. На вопрос о степени дискомфорта предметов быта, не соответствующим антропометрическим данным, мнения разделились: 16% респондентов претерпевают невыносимый дискомфорт, 77% признались, что нерациональность рабочего места доставляет сильный дискомфорт, и только 7% готовы терпеть неудобства при работе. Что интересно, ни один из опрошенных не утверждает, что не подвергается изменениям в самочувствии или не испытывает дискомфорта после длительного пребывания в неудобном рабочем месте.

На вопрос о влиянии ортопедических подушек и матрасов, которые принимают очертания тела человека, на качество сна и отдыха, 25% ответили, что постельные принадлежности имеют исключительно положительный эффект, остальные 75% признались, что никогда не спали на подобных изделиях.

Проанализировав результаты опроса, было выявлено, что немногие знакомы с эргономикой, но тем не менее, данная наука уверенно набирает темпы в современном мире, где всё больше ценятся комфортные и безопасные условия труда и отдыха.

Приложение 1

1.Знаете ли вы, что такое эргономика?

2.Считаете ли вы ориентацию на эргономичность важной частью разработки дизайна помещения/предметов быта?

3. Испытываете ли вы боли в спине/позвоночнике/шее после длительной работы "в наклон" за неудобным рабочим местом?

4.Насколько сильный психологический и физический дискомфорт вы испытываете, если вынуждены долгое время работать, сидя за столом/стулом, не соответствующим антропометрическим данным?

  • Невыносимый
  • Сильный
  • Терпимый
  • Не испытываю дискомфорта

5.Считаете ли вы более эффективной релаксацию, и более глубоким и спокойным свой сон, если спите на матрасе/подушке с эффектом "памяти"?

  • Да
  • Нет
  • Не спал на матрасе/подушке с эффектом "памяти"

Список литературы:

  1. Воронов Н. В., Шестопал Я. Е. Эстетика техники: Очерки истории и теории. — М.: Советская Россия, 1972. — 176 с.
  2. Сост. О. И. Генисаретский, Е. М. Бизунова; Худож. А.Н. Лаврентьев: Теоретические и методологические исследования в дизайне. — М.: Школа Культурной Политики, 2004.
  3. Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. – М.: Логос, 2001. – 356 с.: ил.
  4. Эфрусси Т.А. Баухауз на выставках в СССР. 1924-1932 гг.// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. Под ред. А.В. Захаровой— Санкт-Петербург: НП-Принт — 2012. — с.472-477.
Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector