No Image

Шелковые твитеры для авто

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

Поначалу я не планировал делать полноценный отчёт по второму выпуску Opera ES-130 – не хотелось повторяться. Не далее, чем этой весной эта акустика уже была у меня на тестировании. Но то был вариант с металлическими твитерами – первый выпуск. Он, к слову, тоже до сих пор актуален, и его можно приобрести в компании PIT, которой принадлежит бренд E.O.S. Этот же комплект – более позднего выпуска, с шёлковыми твитерами. В. Л. Резников (как раз он и разработал в своё время эту модель), уговорил меня взять его не столько для теста, сколько для того, чтобы наглядно показать разницу в звуковой подаче шёлковых и металлических высокочастотников. Собственно, почему бы и нет?

Вообще, сама акустика спроектирована весьма серьёзно. У мидбасовых динамиков литая корзина, что в калибре 5,25 дюймов (или 13 см) встречается всё реже и реже. Магнит, опять же по меркам этого калибра, достаточно крупный и дополнительно закрыт защитным кожухом, который только усиливает это ощущение. Лёгкий визуальный штрих – хромированная нижняя шайба магнитопровода с лазерным нанесением надписей.

Целлюлозный диффузор очень жёсткий, с полимерным покрытием лицевой части. При этом, как показали измерения, ни разу не тяжёлый. Вместо привычного выпуклого центрального колпачка – вогнутый "кругляш", закрывающий магнитный зазор.

Собственно, НЧ/СЧ динамики в первом и втором выпусках Opera ES-130 одинаковые, как и кроссоверы.

Различия лишь в твитерах. В первом выпуске ES-130 они металлические, с апертурным телом перед излучающим куполом. Во втором выпуске металл уступил место шёлку, а апертурное тело было удалено. Сам купол, разумеется, тоже изменил свою форму и стал более выпуклым.

Как такие изменения отразились на формальных характеристиках и на звучании – это и предстоит выяснить.

Разминать нужно любые динамики, а в случае с ES-130 это и тем более актуально, акустика не вчера выпущена. Для кого-то это, возможно, покажется странным, ведь в автомобильной технике "срок жизни" каждой модели обычно невелик. Но на самом деле всё нормально. К примеру, у "домашников" динамики, выпущенные десяток-другой лет назад – это обычная практика.

В общем, пришлось перед прослушиванием и измерениями поставить акустику на более длительную разминку. Причём, даже в более жёстком режиме, чем обычно.

Измерения НЧ/СЧ динамика

Хоть основной акцент в этом тесте делается на твитерах, обойти стороной НЧ/СЧ динамик было бы как-то неправильно. Он снова оказался жёстче заявки, хотя разница и не такая сильная, как в прошлый раз, когда я измерял Opera ES-130 первого выпуска.

Красная – НЧ/СЧ динамик
Синяя – твитер (шёлк)
Зелёная – акустическая система в сборе, переключатель уровня твитера "0 дБ"
Оранжевая – акустическая система в сборе, переключатель уровня твитера "-2 дБ"

Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика:
Fs (собственная резонансная частота) – 80 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 3,2 л
Qms (механическая добротность) – 4,93
Qes (электрическая добротность) – 0,81
Qts (полная добротность) – 0,69
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,9 дБ

Ну и заодно снял АЧХ. Только если в прошлый раз я снимал при слегка повышенном уровне громкости, то сейчас снял при обычном. Впрочем, характеры кривых всё равно совпали достаточно точно.

Вот теперь вернусь к главной теме. Снял АЧХ твитеров, включенных через кроссовер. Как обычно, по оси и под углами 30 и 60 градусов. Металлический твитер оказался сильнее зависим от угла разворота, а вот шёлковый, как ни странно, и разворачивать можно смелее, и на самом-самом верху он чувствует себя даже лучше.

Для тех, кто соберётся использовать акустику в "поканалке", сделал ещё одно интересное измерение – включил твитеры в полную полосу и дополнительно снял уровень гармонических искажений.

В обоих случаях к фильтру предъявляется одно и то же требование – высокая частота раздела и невысокая крутизна. Так что кроссоверы во втором выпуске Opera ES-130 остались неизменными вполне обоснованно.

Для "поканалки" же рекомендации можно сделать такие. Твитер лучше подрезать примерно на 8 кГц фильтром с крутизной 6 дБ/октава. В этом случае он будет "доигрывать вниз" и плавно стыковаться с НЧ/СЧ динамиком где-то в районе 3-5 кГц.

Соответственно, НЧ/СЧ динамик нужно ограничивать сверху не выше 4-5 кГц. Такой "разбег" частот ФВЧ для твитера и ФВЧ для НЧ/СЧ динамика даст наиболее ровную стыковку полос.

Интересный факт – выбор твитера влияет не только на звучание верхних частот, но и на характер звука в целом. Тут поясню чуть подробнее.

Немного о "цельности" звукового восприятия

Наш слух имеет вот какую особенность. Когда мы слушаем, к примеру, музыку, сыгранную "живыми" инструментами, то наш мозг не делит звучание по частотным диапазонам, а строит "цельные образы" самих инструментов – рояль, саксофон, барабаны, труба, гитара и т. п. Он не раскладывает каждый из них на составные звуки. Напротив, мозг старается собрать из отдельных звуков цельную картину происходящего. Это заложено в нас природой, так слух помогает нам ориентироваться в пространстве.

Главная же особенность такого "цельного" восприятия в том, что изменение в какой-то одной части звукового спектра радикально меняет весь характер звучания целиком. Это кажется парадоксальным, но то, как мы воспринимаем, например, среднечастотный диапазон, во многом зависит и от того, как мы слышим верхние частоты.

Именно по этой причине я не буду зарываться в описание нюансов в ВЧ диапазоне, а расскажу о том, как в целом звучит акустика с разными твитерами.

Читайте также:  Спектр излучения светодиодных ламп

Звучание с металлическими твитерами (ES-130 первого выпуска)

В случае с металлическими твитерами звучание получается чётким и чуть прохладным. Нюансы безжалостно вытаскиваются на передний план, и делается это немного жёстко, что порой даже лишает звучание естественности. Но зато такую подачу оценят те, кто придаёт детальности первостепенное значение. При этом характерного "звона", присущего акустике с подобными высокочастотниками, тут нет. В этом смысле алюминиевый купол на шёлковом подвесе – довольно удачное решение.

Что касается стыковки полос в Opera ES-130, то алюминиевый твитер немного "переигрывает" СЧ/НЧ динамик в чувствительности, даже если его "придавить" переключателем кроссовера на "-2 дБ". Но это исправляется разворотом твитеров, что для автомобильной акустики, скорее, даже плюс – можно ставить их с направлением на центр противоположного бокового окна или вовсе разворачивать друг на друга.

Звучание с шёлковыми твитерами (ES-130 поздних выпусков)

Если честно, я ожидал от шёлка более "телесного" и "приземлённого" звучания и, может, даже снижения "воздушности". Однако получилось ровно наоборот – звучание стало восприниматься в целом легче, а звуковая сцена немного увеличилась в глубину. Нельзя сказать, что звучание стало менее детальным, но детали перестали акцентироваться и лезть на передний план. В свистяще-шипящих звуках (особенно это хорошо заметно по вокалу) ушла жёсткость, они стали более корректными.

По чувствительности "шёлк" оказался примерно на уровне металлических твитеров, так что ставить их тоже лучше с разворотом на центр противоположного бокового окна или друг на друга. В таком положении баланс между ВЧ и НЧ/СЧ выравнивается, и звучание становится более естественным.

Общее впечатление от E.O.S. Opera ES-130 осталось прежним – это хороший комплект с5,25-дюймовыми динамиками, его можно смело выбирать, когда нет возможности поставить акустику с 6,5-дюймовыми динамиками.

Если же выбирать между первым и вторым выпуском этой модели, то в целом можно сказать, что "металл" (первый выпуск) честнее передаёт все нюансы звучания, но делает это несколько жёстче. Его, к слову, ещё можно выбирать в открытые автомобили, скажем, в кабриролеты. "Шёлк" (второй выпуск) не так явно вытаскивает детали на первый план, но при этом звучание, как это ни странно, в целом воспринимается легче, такой характер хорошо подходит для длительного комфортного прослушивания.

Можно ли переносить этот эксперимент на все виды шёлковых и металлических твитеров? Разумеется, нет. Но зато появился лишний повод напомнить, что мы всегда слышим не отдельные компоненты, а работу всей систему целиком.

Что такое твитер и зачем он нужен.

Твитер (от английского tweet – щебетать, чирикать) динамик, предназначенный для качественного воспроизведения высокочастотных звуков слышимого диапазона (2000-20000 Гц). Зачем же он нужен?

Во-первых, производители автомобилей часто экономят на штатной аудиосистеме и ограничиваются установкой пары недорогих широкополосных динамиков в двери. «Провал» высоких частот на таких динамиках – обычное дело. Решить проблему можно, заменив штатные широкополосные динамики на коаксиальные, либо установив дополнительно к штатным твитеры.

Компонентная акустика

Во-вторых, наличие твитеров необходимо, если вы цените хороший звук и решили установить в автомобиль компонентную акустику, т.е., такую акустику, в которой каждую полосу частот озвучивает отдельный динамик: ВЧ – твитеры, СЧ – широкополосные динамики, НЧ – сабвуферы. Несмотря на всю перспективность коаксиальной акустики, компонентная пока считается наилучшим решением для обеспечения чистоты и качества звука.

Установка и подключение твитеров.

Прежде чем приступить к выбору модели твитеров, будет нелишне определиться с местом их установки. Установка твитеров имеет несколько особенностей, о которых нельзя забывать, чтобы не разочароваться в их приобретении:

  • человеческое ухо очень хорошо определяет направление на источник высокочастотного звука, поэтому твитеры не должны располагаться на большом расстоянии от соответствующих широкополосных динамиков. Если пренебречь этим требованием, может возникнуть «плавающий» стереоэффект, при котором кажущееся направление на источник звука будет меняться в зависимости от частоты. Максимально допустимым расстоянием считается 6 дюймов – около 21 см. Исходя из этого и следует выбирать место расположения твитера.
  • если у вас установлены задние СЧ-динамики и они играют на одинаковой с передними громкости, твитеры следует установить и сзади – для предотвращения того же «плавающего» стереоэффекта
  • если место установки твитера ближе к уху водителя, чем место установки широкополосного динамика, твитер следует выбирать с меньшей, чем у основного динамика, чувствительностью, иначе верхние частоты будут «задавливать» громкостью остальные

Звуковая картина для водителя и пассажира одинакова и сбалансирована, так как отклонения от осей твитеров для обоих ушей как водителя, так и пассажира тоже одинаковы. Звуковая картина сбалансирована и для водителя и для пассажира, но водитель получает более качественный и громкий звук
  • многие твитеры имеют довольно узкую диаграмму направленности, т.е., качество звука заметно ухудшается при смещении уха от оси направления. Поэтому оба твитера либо направляют прямо в уши водителя, либо в точку между передними сиденьями – тогда отклонение от осей обоих твитеров одинаковы, что для водителя, что для пассажира.
  • между твитером и слушателем не должно быть препятствий
  • высокочастотный звук твитера хорошо отражается от стекол автомобиля, поэтому располагать твитеры надо так, чтобы отражения звукового конуса от стекол не попадали в уши слушателя, искажая звуковую картину. Представьте, что вместо твитера вы ставите фонарик и установить его надо так, чтобы отражение света от этого фонарика ни в одном из стекол не было видно
  • не обязательно располагать твитер строго напротив уха, но стоит поднять его повыше – для уменьшения отражений, которые могут возникнуть (и ухудшить качество звука) при установке твитера в двери или в нижней части приборной панели
  • Читайте также:  Сони плейстейшен какие игры идут

    В данном случае варианты 3 и 4 – не самые удачные из-за того, что часть звукового конуса от левого твитера перекрываются рулевым колесом.

    Исходя из перечисленных требований, наиболее удачными местами установки твитеров являются двери, уголки зеркал, приборная панель, боковые стойки.

    Подключение твитера также имеет свои особенности – твитеры не любят, когда на них подается низкочастотный сигнал, особенно – НЧ сигнал с большой амплитудой. Если вы подключаете твитеры не к срезающему низкие частоты кроссоверу усилителя, а к широкополосному выходу магнитолы, то «пищалка» может быстро выйти из строя.

    Поэтому большинство твитеров снабжается простейшим кроссовером – обычным конденсатором, достаточно эффективно фильтрующим низкочастотные колебания. Как правило, такой конденсатор входит в комплектацию самого твитера и либо уже припаян к клемме, либо к монтажным проводам, с помощью которых следует производить подсоединение твитеров к усилителю (магнитоле). Перед подключением твитеров убедитесь, что конденсатор присутствует в цепи каждого твитера, иначе первое же включение акустики может оказаться для твитеров последним. Если конденсаторов нет, не беда – их можно подобрать, воспользовавшись формулой

    и припаять их к плюсовым клеммам твитера.

    Характеристики твитеров.

    Цены на различные модели твитеров отличаются в десятки раз – от тысячи рублей до десятков тысяч. Свою лепту в цену вносят как марка твитера, так и его характеристики – можно подобрать модель на любой кошелек, но следует иметь в виду, что класс твитера должен соответствовать классу остальных компонентов аудиосистемы. Как нет смысла устанавливать дорогие твитеры рядом с простыми дешевыми широкополосниками, так и нет смысла экономить на твитерах в Hi-End аудиосистеме.

    Диаметр твитеров меняется от 2 до 10 см, модели с большой мощностью обычно имеют диаметр больше, но явной взаимосвязи тут нет, и диаметр твитера следует рассматривать как чисто геометрическую характеристику: маленькому твитеру, как правило, и место найти проще.

    Максимальная мощность твитера (PMPO) – это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать динамик без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность твитеров, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной – особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости. Но следует иметь в виду, что стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует и при выборе динамиков ориентироваться лучше не на неё, а на номинальную мощность.

    Номинальная мощность твитера (RMS) – та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно эту характеристику следует использовать при подборе. Также следует ориентироваться на мощность усилителя, к которому будет подключен твитер. Мощность твитера должна быть сравнима с мощностью усилителя (магнитолы). При больших различиях мощности твитера и усилителя следует воздержаться от прослушивания музыки на высокой громкости: при превышении мощности усилителя над мощностью твитеров громкой музыкой последние можно просто сжечь. А при превышении мощности твитера над мощностью усилителя, он может войти в режим «клиппинга», выдавая на динамик чрезвычайно вредный высокочастотный сигнал высокой мощности. При появлении в звучании твитера появляются хрипов, тресков и щелчков – явных признаков «клиппинга» – следует немедленно уменьшить громкость и более до этого уровня не увеличивать. Для систем высокой мощности лучше использовать твитеры с подвесом на ферромагнитной жидкости – в таких твитерах тепловая энергия отводится намного эффективнее и он лучше переживает пиковые нагрузки.

    Твитеры отличаются высокой чувствительностью – даже самые дешевые модели обеспечивают показатель в 95 дБ. Но если чувствительность твитеров будет больше чувствительности широкополосных динамиков, то громкость высоких частот будет заметно больше громкости остальных частот. В этом случае либо следует твитеры отодвинуть дальше от ушей слушателя, либо понизить уровень высоких частот на головном устройстве.

    Импеданс или внутренне сопротивление твитера должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.

    Твитеры часто подключаются параллельно широкополосному динамику. Следует помнить, что общий импеданс при этом меняется! Он считается по формуле, соответствующей типу подключения.

    Подбирая твитер, помните о том, что минимальная частота твитера должна быть ниже максимальной частоты широкополосного (или среднечастотного) динамика – это обеспечит ровную амплитудно-частотную характеристику всей системы.

    Максимальная частота твитера никак не может быть ниже 20000 Гц. Как правило, эту планку выдерживают все модели твитеров. Но у некоторых указана максимальная частота намного выше – 22000, 30000 и даже 50000 Гц. Какой в этом смысл? Разумеется, человеческое ухо таких частот не слышит. Такие частоты скорее являются показателем совершенства аппаратуры и некоторой гарантией того, что уж на слышимом участке до 20000 Гц АЧХ твитера будет максимально ровной.

    Перед покупкой твитера обратите внимание на диффузор выбранной модели. Диффузоры купольной формы обеспечивают более широкий звуковой конус и снижают требования к выдерживанию направления на ухо слушателя, но и они же порождают больше отражений в пространстве автомобиля. Сам диффузор может быть сделан из шелка (чаще всего), бумаги (бюджетный вариант, чреватый недолгим сроком эксплуатации) и металла (самый дорогой вариант).

    Твитерами или пищалками называются высокочастотные динамики, используемые в акустических системах. Главная задача этих устройств – воспроизведение звуков высокой частотности.

    Читайте также:  Смартфон xiaomi redmi note 5 plus

    Пищалки или ВЧ динамики для акустики обычно входят в комплект многокомпонентной системы, но их можно приобрести и отдельно. Внешне они представляют собой колонки небольшого размера, но, несмотря на это, способны значительно улучшить автомобильный звук, добавив ему объем и звонкость.

    Цена на пищалки в машину начинается от 200 рублей и выше, в зависимости от марки и характеристик устройства.

    Первое, что нужно сделать, выбирая звуковую систему для автомобиля – определиться с качественной компонентной акустикой, ведь только её использование гарантирует хороший и насыщенный звук. Обязательно обратите внимание на мощность системы, она должна соответствовать мощности усилителя.

    Что же касается того, какие пищалки в машину лучше, то здесь главное материал, из которого изготовлены их купола. Это может быть шелк или металл, пластик, бумага.

    После покупки, пищалки лучше устанавливать в подиумы (которые можно смастерить самим), а дверь шумоизолировать.

    Устанавливать их назад или вперед – тут всё зависит от схемы акустической системы. Однако учитывайте, что заниматься самостоятельной установкой твитеров не имея определенных навыков, не стоит, так как этот процесс является довольно сложным, и, при установке устройств такого рода, следует учитывать возможность искажения звука, вызываемого эффектом его отражения.

    Критерии выбора пищалок в машину

    1. Материал купола . Каждый, кто решается самостоятельно улучшить качество звука в автомобиле, задается вопросом: какие лучше купить пищалки в машину, шелковые или металлические?

    Специалисты не видят больших различий между работой твитеров с шелковыми и металлическими куполами, так как всё полностью зависит от качественности, с которой они изготовлены и от компании, их поставляющей. Единственное значимое различие – это фазовыравнивающий диск, имеющийся только в твитерах с металлическими куполами.

    К примеру, среди шелковых пищалок наиболее качественные и производительные пищалки альфард (Alphard). Их стоимость выше некоторых других устройств, но качество заметно лучше.

    Из металлических твитеров звук высокого качества выдают пищалки драгстер (Dragster), цена на которые начинается от 1500 рублей.

    2. Частотный диапазон . Данный критерий является самым важным в покупке ВЧ динамиков, так как показывает возможности воспроизведения их головок, а именно, звуки какой частотности они могут воспроизводить. Это помогает определиться с выбором акустической системы, в которой можно использовать определенные пищалки. В основном показатель составляет от 2 до 20-30 кГц.

    3. Импеданс . Сопротивляемость катушек твитеров должна быть равна сопротивляемости других составляющих акустической системы – от 2 до 16 Ом.

    4. Высокая чувствительность . Из-за легкой мембраны и небольших габаритов ВЧ динамики имеют высокую чувствительность, в сравнении с другими динамиками. Благодаря этому, пищалки даже при небольшой мощности выдают нужный уровень громкости. Стоит помнить, что чувствительность дешевых устройств составляет максимум 96 дБ.

    5. Калибр твитера . Ввиду небольшого размера, пищалки бывают калибром от 1 до 2 дюймов (от 2,5 до 5 см).

    6. Мощность . Для твитеров данный параметр не столь важен, как для простых динамиков, так как для создания хорошего высокочастотного звучания достаточно небольшой мощности. Однако многие производители предлагают пищалки, имеющие мощность от 50 до 80 Вт, правда, на деле она намного меньше.

    7. Цена . Данный критерий не столь важен, но все, же нужно учесть, что ВЧ динамики, находящиеся в более высокой ценовой категории, имеют качество лучше, чем динамики в пределах 200-500 рублей.

    Особенность пищалок – составляющие ВЧ динамиков

    Основой для твитера является катушка, которая находится между керном и магнитом. Она плотно прикреплена к звукоизлучающему устройству – мембране, имеющей форму купола.

    Звучание, излучаемое мембраной, возникает таким образом:

    1. в момент подачи напряжения звуковой частоты вокруг катушки образуется магнитное поле, взаимодействующее с полем магнита;
    2. что провоцирует движение вдоль керна с одновременным изменением напряжения.

    В основном твитеры бывают с такими мембранами:

    • из бумаги, которая применяется довольно редко, хотя и является наиболее дешевым материалом;
    • из шелка, который пропитывается специальным составом, благодаря чему купол становится более жестким. Этот материал часто используется в изготовлении пищалок;
    • из металла, мембраны, выполненные из тонких пластин алюминия или титана, наделяют устройство высоким качеством воспроизведения звука. Однако такие твитеры имеют достаточно высокую цену и некоторые недостатки, устраняющиеся только при установке аудиосистемы профессионалом.

    Магниты у ВЧ динамиков, в независимости от того, дорогие они или дешевые, стоят мощные неодимовые.

    Наиболее распространены 2 вида пищалок, которые отличаются особенностями конструкции:

    1. Обычные пищалки, имеют небольшой размер и плоскую либо выпуклую форму.
    2. Рупорные твитеры, по размерам немного больше обычных, особенно в длину. Рупор в этих устройствах обеспечивает требуемую диаграмму направленности.

    Как правильно подобрать ВЧ динамики

    Твитеры являются важным компонентом любой акустической системы автомобиля. Они доступны для покупки практически в каждом магазине радиоэлектроники. Покупая эти устройства, обязательно обратите внимание на 3 параметра:

    1. Диапазон. Две границы: нижняя твитера и верхняя СЧ или СЧ-НЧ динамика должны иметь точку пересечения. К примеру, для качественного воспроизведения всего частотного спектра лучше использовать пищалку, имеющую нижнюю границу в 3 кГц или ниже, так как среднечастотный динамик имеет границу в 4,5 кГц.
    2. Сопротивляемость. Покупать следует только те устройства, которые имеют сопротивление, равное сопротивлению кроссовера. Если пищалки будут подключаться параллельно основным динамикам, то их сопротивляемость должна быть больше.
    3. Номинальная мощность устройств не должна быть ниже показателей мощности усилителя.

    Видео: что такое кроссовер и как выбрать пищалки.

    Использование других параметров в выборе твитеров возможно, но оно не так важно и отвечает, скорее, личным пожеланиям и материальным возможностям автолюбителя, а также техническим характеристикам автомобиля.

    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    Adblock detector