Схема стабилизатора ресанта асн 10000 1 ц

Эта статья расскажет о таких вопросах:

В очень многих домах и квартирах используются те стабилизаторы напряжения, которые были сделаны в стенах компании «Ресанта». Благодаря использованию этих приборов владельцы обеспечивают стабильную работу и защищают «здоровье» всех своих домашних электроприборов.

В конечном итоге каждый домашний электроприбор работает в течение долгого времени и очень редко требует ремонта.

Хотим отметить, что стабилизатор также является домашним прибором, который требует надлежащего ухода и соблюдения необходимых условий эксплуатации. В противном случае стабилизатор напряжения, который выпустила компания «Ресанта», может выйти из строя и будет нуждаться в ремонте.

Кроме этого он может выходить из строя после долгих лет эксплуатации. Другими словами он также обладает способностью ломаться.

Смотря на эту способность, мы решили посвятить статью слабым местам стабилизаторов марки «Ресанта» и рассмотреть, каким образом можно отремонтировать поврежденные элементы, а также восстановить полную работоспособность этого востребованного устройства.

Но, сначала расскажем об общем строении и принципе работы устройств этой марки.

Принцип работы

Как и все стабилизаторы напряжения, так и нормализаторы марки «Ресанта» состоят из:

  1. автоматического трансформатора.
  2. электронного блока.
  3. вольтметра.
  4. элемента, который осуществляет подключение/отключение определенных обмоток.

Учитывая то, что производитель осуществляет выпуск различных видов стабилизаторов, элементы для подключения обмоток являются разными. О них мы отметим несколько ниже, а именно тогда, когда будем рассматривать особенности работы и ремонта каждого вида нормализатора от латвийского производителя.

Электронный блок любого стабилизатора компании «Ресанта» осуществляет управление всей работой устройства. Он управляет работой вольтметра и получает данные об уровне входного напряжения. Дальше он сравнивает это напряжение с нормированным и определяет, сколько вольт нужно добавить или отнять.

После этого определяется то, какие обмотки стабилизатора нужно подключить или же отключить. Когда известна эта информация электронный блок подключает/отключает необходимые обмотки с помощью реле или сервопривода и наши электроприборы получают нормализованный ток.

Такой принцип стабилизации тока присущ каждому стабилизатору напряжения от компании «Ресанта». Однако процесс стабилизации в различных моделях компании имеет отличия. Они обусловлены тем, что по-разному происходит подключение/отключение обмоток трансформатора.

В стенах компании выпускается два типа стабилизаторов:

И, конечно, ремонт каждого из них имеет свои особенности.

Особенности работы электромеханического прибора

Сначала мы рассмотрим электромеханический нормализатор. Устройство этого стабилизатора напряжения от компании «Ресанта» предусматривает наличие такого элемента как сервопривод. Собственно благодаря ему осуществляется переключение различных обмоток автоматического трансформатора.

Переключение этих обмоток осуществляется плавно и в результате обеспечивается точная регулировка напряжения на выходе.

Каким же образом происходит это плавная регулировка? Сервопривод представляет собой двигатель и щетку (электрический контакт), которая прикреплена к якорю двигателя. Когда этот якорь крутится, то движется и щетка. Она постоянно контактирует с медными обмотками трансформатора.

По сути дела она скользит по ним. Она имеет такую ширину, которая позволяет соединять две обмотки одновременно. В результате на выходе не пропадает фаза.

Для того, чтобы щетка двигалась в определенном направлении и на определенную величину, в нормализаторе создается напряжение ошибки. Далее благодаря операционному усилителю и транзисторному выходному каскаду (он представляет собой усилитель мощности) это напряжение усиливается.

После этого оно подается на двигатель и заставляет крутиться якорь в определенном направлении.

В таком направлении движется и щетка, которая контактирует с обмотками. Напряжение ошибки является пропорциональным величине, которая является разницей между количеством вольт на входе и необходимым количеством вольт.

Сигнал ошибки может иметь одну из двух полярностей и в результате каждая полярность заставляет ось двигателя крутиться в определенном направлении. Такими являются особенности работы электромеханического нормализатора.

Отметим, что очень многие люди покупают 10-киловольт-амперный электромеханический стабилизатор. Поэтому возможные неисправности и поломки этого типа стабилизатора напряжения от компании «Ресанта» будут рассмотрены на этой модели. Ниже приводится его электросхема.

Рис. 1. Электросхема стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ.

Стоит обратить внимание на тот факт, что общее строение всех нормализаторов этого типа является похожим. Различия заключаются в отдельных элементах моделей с разными уровнями мощности.

Основные неисправности

Из вышеописанного принципа работы электромеханического стабилизатора становится понятно, что когда происходит изменение тока в электросети, происходит одновременное вращение якоря двигателя и движение графитовой щетки.

Постоянное движение сервопривода и является главной слабостью электромеханического устройства. Почему? Потому, что в результате трения щетки о витки катушки происходит чрезмерное нагревание как щетки, так и витков под ней.

Кроме этого, трение вызывает износ щетки и загрязнение медных проводов. Последняя причина обусловливает появление искр.

Учитывая тот факт, что в наших электролиниях ток меняется очень часто, то с такой же частотой происходит движение сервопривода. Такое частое вращение становится причиной выхода из строя самого двигателя.

Примечательной особенностью является то, что поломка двигателя вызывает выход из строя других деталей. Так, появляется вероятность выхода из строя выходного каскада управления двигателем.

Специалисты компании «Ресанта» собирают этот каскад на основе пары транзисторов Q2 TIP41C и Q1 TIP42C. Когда происходит сгорание этих транзисторов, то сгорают и резисторы R45 и R46.

Они являются составляющими коллекторной цепи вышеуказанных транзисторов. R45 и R46 характеризуются сопротивлением в 10 Ом и мощностью в 2 ватта.

Когда есть такие неисправности, то надо провести проверку линейного стабилизатора. Его латвийские специалисты собирают на базе стабилитрона DM4 и транзистора Q3 TIP41C.

Если все эти составляющие электросхемы стабилизатора напряжения электромеханического типа, изготовленного компанией «Ресанта», сгорели, то их в любом случае нужно купить и заменить.

Ремонт двигателя сервопривода

Когда сгорел сам двигатель, то есть два варианта:

  1. Покупка нового и его установка.
  2. Попытка реставрации старого двигателя.

Второй вариант дает возможность реанимировать двигатель собственными силами, однако, на не долгое время. Для реанимации нужно произвести отключение двигателя от общей схемы. После этого его нужно подключить к мощному источнику питания.

Читайте также:  Собственный вектор матрицы задает направление

Вашей задачей является подача на его выходы тока с постоянным напряжением в 5 вольт. Ток при этом должен иметь силу от 90 до 160 мА. При подаче такого тока на щетках двигателя сгорает каждая мелкая частица «мусора».

Полезный совет: поскольку двигатель относится к реверсивному типу, то при подаче напряжения нужно менять полярность. Эта процедура проводится два раза.

После таких действий двигатель сможет снова работать, и стабилизатор будет выполнять свою основную функцию. Далее по несложной схеме можно проводить процедуру подключения стабилизатора напряжения, выпущенного компанией «Ресанта».

Эта схема предусматривает подключение входного фазного и нейтрального кабелей к входной фазной и нейтральной клеммам соответственно. Аналогичным является подключение выходных проводов. Также обязательно подключают заземляющий провод.

Как работают релейные стабилизаторы?

Что касается релейных стабилизаторов от латвийской компании, то во время их эксплуатации возникают другие неисправности. Соответственно, их ремонт представляет собой иную процедуру.

Перед тем, как рассмотреть особенности ремонта релейного нормализатора «Ресанта», обратим внимание на особенности его работы. Релейное устройство выравнивает ток скачкообразно.

Это происходит потому, что одно реле подключает/отключает определенное количество витков второй обмотки. Если сравнить электромеханический стабилизатор, то его щетка постепенно контактирует с большим количеством витков.

Иными словами она постепенно подключает промежуточные витки и останавливается на нужном витке. В релейных приборах от «Ресанта» все витки будто поделены на группы и от каждой из них отходит вывод. Собственно на этот вывод и подается ток при включении реле.

Электрическая схема каждого релейного стабилизатора напряжения от компании «Ресанта» предусматривает наличие четырех реле, а это означает, что количество выводов второй обмотки также равняется цифре четыре.

Исключение составляют модели серии СПН. Число реле равняется цифре пять.

Полезный совет: когда включается или отключается определенное реле, напряжение на выходе меняется на 15-20 вольт, то есть происходят минискачки напряжения. Эти минипрыжки хорошо заметны на лампах освещения.

Для большинства электроприборов они не являются страшными. Однако сложная электронная и измерительная техника требуют более плавной стабилизации тока. Это следует учитывать при использовании любого релейного стабилизатора.

Подытоживая выше сказанное, отметим, что весь процесс нормализации тока сопровождается постоянной работой реле. Собственно этот механический компонент и является самым слабым местом. При эксплуатации он может как сгореть, так и залипнуть.

Как ремонтировать реле?

В том случае, когда из строя выходят контакты реле, поломаться могут и транзисторные ключи. В зависимости от модели эти ключи могут собираться на разных транзисторах. Так, в модели СПН-9000 эти ключи собраны на основе транзисторов 2SD882.

В основе транзисторных ключей модели АСН-5000/1-Ц (его схема приводится ниже) находятся транзисторы D882Р. Все эти транзисторы выпускает компания NEC.

Рис. 2. Схема стабилизатора АСН-5000/1-Ц.

В тех случаях, когда эти транзисторы и реле выходят из строя, их полностью заменяют. Такие запчасти для вышеупомянутых моделей стабилизаторов напряжения, выпускаемых компанией «Ресанта», можно найти во многих магазинах.

Также можно попробовать отреставрировать изношенные контакты реле. Данная процедура начинается со снимания крышки реле. Потом приступают к снятию подвижного контакта. Этот контакт нужно высвободить от пружины.

Далее берут наждачную бумагу «нулевку» и очищают этот контакт от всех нагоревших частиц. Такую же процедуру очистки нужно сделать и относительно верхнего и нижнего контактов.

В конце обрабатывают все контакты бензином «Галоша» и осуществляют сборку реле. Когда реле является собранным, следует проверить транзисторы 2SD882 или D882Р, или же другие (это зависит от модификации).

Их выпаивают (нужно иметь паяльник) и осуществляют проверку целостности переходов. Если переходы не является целостными, нужно взять новые транзисторы.

Проведение диагностики

После окончания ремонтных работ необходимо провести диагностику работы стабилизационного прибора. Для этого используют ЛАТР, к которому подключают стабилизатор. Далее с помощью ЛАТРа изменяют напряжение и следят за работой стабилизационного устройства. В качестве нагрузки используется лампочка.

После проверки можно произвести подключение к общей сети. Если вы не знаете, как подключить релейный стабилизатор напряжения, сделанный в стенах компании «Ресанта», то стоит запомнить, что данная процедура является такой же, как и для электромеханического нормализатора. О ней мы уже писали.

Другие неисправности релейных приборов

JAKEC набор конденсаторов

Стоит отметить, что поломка реле может быть не единственной неисправностью, которая возникает в релейном нормализаторе от латвийской компании. В некоторых случаях в стабилизаторе СПН-9000 наблюдался периодический дефект.

Внешним признаком этого дефекта являлось хаотическое отображение сегментов дисплея, которые включались. В это же время наблюдалась хаотическое включение реле.

Причина этого кроется в холодной пайке кварцевого резонатора ХТА1, который имеет рабочую частоту 8 мегагерц. Такая пайка вызывает неправильную работу микроконтроллера U2.

Для решения проблемы нужно выпаять этот резонатор, почистить его выводы с помощью нулевой наждачной бумаги, провести качественную подпайку и поставить обратно.

Специалисты также рекомендуют проверить электролитические конденсаторы, которые находятся на плате контроллера. Это необходимо сделать по той причине, что фирма использует конденсаторы от производителя JAKEC. Эти конденсаторы не характеризуются высоким качеством. Во время их проверки проводят измерение емкости и ESR.

Стабилизаторы напряжения «Ресанта» используются во многих домах для обеспечения стабильной работы и защиты «здоровья» электрических приборов. В результате домашняя техника работает в течение длительного времени и почти не подвергается ремонту.

Надо сказать, что самому стабилизатору напряжения тоже необходимо соблюдение условий эксплуатации и периодический уход. Иначе аппарат может выйти из строя и ему потребуется ремонт. Помимо этого, отслужив достаточно большой срок, прибор может поломаться просто по причине износа деталей.

Эта статья посвящена тонким местам стабилизаторов бренда «Ресанта». Рассмотрим, как ремонтируются вышедшие из строя детали, а также восстанавливается полная работоспособность прибора.

Степень сложности ремонта стабилизаторов напряжения

Все приборы стабилизации оснащены защитными функциями, с помощью которых контролируются технические показатели на соответствие заявленным данным и условиям эксплуатации. У каждой модели защитная система своя, но существуют общие понимания выхода за пределы допустимого, что не позволяет аппарату дальше работать.

Читайте также:  Что будет если не выключить плойку

Прежде всего, требуется:

  • проверка на наличие КЗ, входного и выходного напряжения, температурного режима компонентов;
  • изучение высвеченного на дисплее кода ошибки.

Наиболее трудно определить неисправность симисторных ключей прибора, так как их управление связано со знанием электроники. При ремонте не обойтись без принципиальной схемы, измерительных средств, в том числе осциллографа. По контрольным точкам снятых осциллограмм определяются повреждения в структурном модуле устройства. Затем предстоит проверка каждой радиодетали и узла на предмет дефекта.

В стабилизаторах релейного типа нередко причиной неполадок становится реле, предназначенное для переключения обмоток трансформатора. Частые переключения контактов реле приводят к их выгоранию, заклиниванию, или перегоранию самой катушки. Если пропадает напряжение либо выходит сообщение об ошибке – стоит проверить все реле.

Наиболее прост ремонт электромеханического стабилизатора, у которого работа и реакция на изменение параметров сети становятся очевидными сразу после снятия корпуса. Недаром простая конструкция и высокая точность стабилизации делают эти модели весьма распространенными.

Виды неисправностей стабилизаторов напряжения

Ремонт электромеханического типа

Распространенной проблемой таких приборов является перегрев. Поэтому раз в 2 месяца следует предавать устройство техническому обслуживанию. Важной частью ремонта считается именно чистка элементов.

Примером могут служить характерные поломки распространённого стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ. Устройство состоит из трёх одинаковых частей — из трёх 1-фазных стабилизаторов, предназначенных для стабилизации только своей фазы. Сердцем аппарата является повышающий автотрансформатор. Он же вместе с контактором и вводным автоматом относится к силовой части.

Принципиальная схема АСН-10000/1-ЭМ приведена на рисунке ниже.

В основе принципа действия электромеханических выравнивателей лежит плавное регу­лирование выходных параметров. Напряжение изменяется благодаря скольжению элек­трического контакта по обмотке автотрансфор­матора посредством электрического привода. На оси электродвигателя крепится ползунок, который перемещаясь, нормализует выходные параметры.

Заслуживает особого внимания следующая характерная неисправность, возникающая в процессе эксплуатации элект­ромеханических стабилизаторов и методы ее устранения – отсутствие стабилизации выходного напряжения.

Первый признак такой неполадки – может ощущаться запах тлеющих деталей. Реверсивный двигатель недаром зовут «ахиллесовой пятой» электромеханических приборов. Контроллером стабилизатора напряжения постоянно отслежива­ется значение выходных параметров. Ротор по­стоянно вращается и это постепенно изнашивает сам двигатель.

Одна неисправность может повлечь за собой другие, например, выход из строя целого каскада управления электродвигателем, собранного на паре транзисторов. Помимо этих элементов от перегрева плавятся резисторы, стоящие в их кол­лекторной цепи.

Конечно, изношенный электродвигатель лучше заменить, но бывает умелая попытка привести его в действие, венчается успехом. Это и есть самый про­стой способ реанимации двига­теля:

  • отключение двигателя от схемы;
  • подача на его выводы 5 В от мощного источника питания, к примеру, от компьютерного БП ATX.

При этом получается отжиг мелкого «мусора» на щётках двигателя. Нормальный ток электропотребления движка дол­жен не выходить за пределы 90–160 мА. Поскольку двигатель реверсивного типа, то напряжение необходимо подавать не менее двух раз со сменой полярности. После этих воздействий ра­ботоспособность агрегата временно восстана­вливается.

Другой вариант решения проблемы – небольшая замена схемы с сужением диапазона регулировки. Просто щетка будет ездить по-другому, в обход выгоревших участков дорожки трансформатора.

Ремонт релейных стабилизаторов

В качестве примеров рассмотрим ремонт:

Наиболее частыми ошибками являются сообщения «L» и «H», что означает начальные буквы английских слов «низкий» и «высокий». То есть показатели выходят за пределы допустимых параметров. На прежних релейных стабилизаторах Ресанта со стрелочными индикаторами можно было видеть изменение выходного напряжения в пределах 204–235 В при переключении ступеней. На нынешней аппаратуре по записи видно 220 В, а по факту те же +- 6%, согласно паспортным данным.

Случается проблема реле медленно переключается, что влияет на защитное отключение компрессора кондиционера. Дело в том, что производителем используются дешёвые конденсаторы весьма низкого качества. Если заменить электролиты – проблема будет решена.

Главное, не стоит забывать о мощности. То, что написано на шильдике корпуса, справедливо для входного напряжения 200 В, в реальности для заниженного (170–180 В) мощность должна быть в 2 раза меньше.

В основе принципа действия этого релейного стабилизатора лежит ступенчатое регулирование выходного напряжения. Стабилизация обеспечивается посредством микропроцессора. Коммутация отводов автотрансформатора выполняется пятью мощными реле, которые управляются транзисторными ключами. Стабильность выходного напряжения зависит от дискретности переключения (5–20 В).

Основная болезнь СПН-9000 – обгоревшие либо залипшие контакты в реле. Эти неполадки довольно часто возникают в процессе эксплуатации релейного стабилизатора. А также при несоответствии входного напряжения диапазону пороговых значений стабилизация не станет работать. Бывает, сразу при включении прибора выбивает предохранители, так срабатывает защита от КЗ.

По причине неисправности реле «летят» транзисторные ключи. Реле подлежат замене или реставрации. Для этого необходимо убрать крышки с реле, после снять подвижный контакт, освободить его от пружины и наждачной бумагой аккуратно очистить все контакты реле. В завершение очистить все контакты специальным бензином и собрать реле в обратном порядке. Затем впаять все транзисторы, и проверить на целостность переходов. Если понадобится, заменить транзисторы на новые.

Заключение

Если вам нужно подключить к стабильнику предположим электрическую печь (9 кВт), то лучшего прибора, чем стабилизатор напряжения Ресанта для этого не найти. А если при этом возникнут мелкие недочеты, то сервисные мастерские быстро и профессионально устранят их на основании гарантийных обязательств. Своевременно сделанный ремонт – залог долговечности и надёжности прибора и после гарантийного срока.

Поломки бывают различные, и иногда сложно понять, то ли просто не соблюдены условия эксплуатации по инструкции, то ли аппарат неисправен. Однако, неполадки могут существовать, и в итоге в самый неподходящий момент может возникнуть проблема. Правильно установить «диагноз» и эффективно устранить их всегда поможет ремонтная компания.

На видео: простой ремонт стабилизатора РЕСАНТА 15 квт 3 фазы.

«Хроническая» нестабильность сетевого на­пряжения стала почти нормой в домах частного сектора. В пиковые нагрузки, особенно зимой, происходит понижение сетевого напряжения до критического минимума. Эти негативные факто­ры вынуждают потребителя приобретать стаби­лизаторы напряжения сети, которые иногда вы­ходят из строя. В этой статье автор делится своим опытом ремонта стабилизаторов напряже­ния «Ресанта».

Рынок стабилизаторов представлен широким спектром торговых марок: Progress, «Штиль», WUSLEY SASSIN, «Ресанта», «Энергия», СПНБ, Solby, «ЩИТ», ТСС, «Калибр», Lider, СТЭМ, СТС, Ortea, Volter, Voltguard, Vega, Pilot, Legat, APC, FNEX, Orion, CCK.

Читайте также:  Эмулятор андроида в браузере

«Ресанта» — популярная торговая марка кру­пнейшего латвийского производителя электро­технического оборудования. Рассмотрим ремонт двух моделей стабилизаторов фирмы «Ресанта»: АСН-10000/1-ЭМ мощностью 10 кВт и СПН-9000 мощностью 9 кВт. Обе модели по своим техниче­ским характеристикам востребованы на потреби­тельском рынке, и могут быть использованы в квар­тире, доме и небольшом офисе. Первая модель относится к типу электромеханических стабилиза­торов, вторая — к типу электронных стабилизато­ров с цифровой индикацией. Оба стабилизатора относятся к классу однофазных стабилизаторов. Они отличаются принципом работы, но имеют свои сильные и слабые стороны.

Ремонт электромеханического стабилиза­тора АСН-10000/1-ЭМ

Принципиальная электрическая схема стабилиза­тора АСН-10000/1-ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабили­затора — на фото 1.

Принцип действия электромеханических ста­билизаторов основан на плавном и точном регу­лировании выходного напряжения. Изменение напряжения происходит за счёт скольжения элек­трического контакта по обмотке автотрансфор­матора с помощью электропривода. В стабили­заторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилите­лем мощности), а затем оно подаётся на двига­тель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону. На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотран­сформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.

Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации элект­ромеханических стабилизаторов, на примере АСН-10000/1-ЭМ фирмы «Ресанта» и методы ее устранения.

Отсутствует стабилизация выходного напря­жения. Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном со­стоянии. Ощущается запах перегретых компонен­тов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель. Контроллер стабилизатора постоянно отслежива­ет уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в по­стоянном вращении, что приводит к преждевре­менному износу двигателя. После остановки дви­гателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем, собранный на комплемен­тарной паре транзисторов Q1 TIР42С и Q2 TIР41С (рис.1). Кроме этих транзисторов от перегрева вы­горают резисторы R45 и R46, включенные в их кол­лекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощ­ность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор, собранный на транзисто­ре Q3 TIР41С и стабилитроне DМ4.

Рис. 1. Схема стабилизатора Ресанта АСН-10000/1-ЭМ

Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать. Один из про­стых способов реанимации неисправного двига­теля следующий:

  • отключить двигатель от схемы;
  • подать на его выводы постоянное напряже­ние 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.

При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя.

Нормальный ток потребления двигателя дол­жен быть в пределах 90.. .160 мА.

Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности. После этих нехитрых манипуляций ра­ботоспособность двигателя временно восстана­вливается.

Ремонт электронных стабилизаторов

Принцип действия электронных стабилизато­ров основан на дискретном (ступенчатом) регу­лировании выходного напряжения. Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспе­чивается микропроцессором. Коммутация отво­дов автотрансформатора производится скачко­образно с помощью мощных электрических реле, управляемых транзисторными ключами. Дис­кретность переключения различных стабилизато­ров колеблется от 5 до 20 В. Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.

Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электрон­ных стабилизаторов, на примере СПН-9000. Стаби­лизация не работает при снижении входного напряжения от

220V до

170V, либо при по­вышении его выше

220 В. При этом в обоих слу­чаях отсутствия стабилизации выходное напряже­ние меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения — обгорание и залипание контактов ре­ле (фото 2).

Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 про­изводства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный кон­такт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очища­ют все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все кон­такты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют тран­зисторы новыми.

Совсем недавно пришлось ремонтировать ста­билизатор напряжения с периодическим дефек­том. Внешне этот дефект проявлялся как хаоти­ческое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил ко­довое название «вьюга». Возникает из-за холод­ной пайки кварцевого резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц. Понятно, что из-за этого не будет нормально работать микроконтроллер U2 (марки­ровка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцевого резонатора плохо облуживаются. Поэтому лучше всего его вы­паять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, под­паять и установить XTA1 на место.

Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что произво­дитель использует дешёвые конденсаторы тор­говой марки JAKEC крайне невысокого каче­ства. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения мож­но считать законченным. Затем стабилизатор на­пряжения включают и проверяют его работоспо­собность.

Рекомендации

Для проверки работоспособности, а также при диагностике стабилизаторов напряжения, входное напряжение нужно подавать через ЛАТР. Это по­зволит изменять входное напряжение в больших пределах.

В качестве нагрузки можно использовать лам­пы накаливания

При диагностике стабилизаторов напряжения необходимо соблюдать меры предосторожности.

При эксплуатации стабилизаторы напряжения необходимо отключать перед грозой.

Стабилизаторы напряжения требуют регулярно­го обслуживания для сохранения рабочего ресур­са. Поэтому не реже чем раз в полгода требуется проводить техническое обслуживание стабилиза­торов напряжения. Невыполнение этого правила может привести к их поломке.

Автор: Анатолий Горячкин, г. Кыштым, Челябинской обл.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector