Схема усилителя на п605

Свое знакомство с мощными усилителями я начал в 1958 году, когда учился в энергетическомтехникуме, и мне поручили обслуживать радиоузел. Он состоял из трех частей: малогабаритной радиотрансляционной установки “ТУ-100", магнитофона “Днепр 9” и ЛАТРа на 2 А.

“ТУ-100” – громадный ящик из железа весом около 100 кг – содержал два блока выходных усилителей по 50 Вт на четырех лампах 6ПЗС каждый, шесть кенотронов 5Ц4С и пять двойных триодов 6Н9С в предварительном усилителе и фазоинверторах. Кроме того, в комплекте был радиоприемник “ТПС-54-С” (кстати, прекрасно работавший), а также электропроигрыватель грампластинок на 78 об/мин.

Потребляемая мощность радиоузла доходила до 600 Вт. Вещь, весьма “достойная” по аудиофильским меркам.

Во время работы усилители страшно грелись, лампы нужно было подбирать, напряжение в сети доходило до 240 В, и его приходилось постоянно контролировать и понижать ЛАТРом до 220 В.

Однажды вечером, уходя домой после озвучивания очередных танцев, я забыл выключить усилитель, и он сгорел, распространяя ужасный запах. Меня тут же отстранили от “ТУ-100”. Еще работая с “ТУ-100” и магнитофоном, я познакомился с таким явлением, как “микрофонный эффект” у ламп.

Методы борьбы с ним – амортизация ламповых панелек, одевание на лампы тяжелых колпаков (из металла) – мне не нравились, и я решил сделать микрофонный усилитель на транзисторах. Нужно сказать, что в это время уже появились первые транзисторы: П1 – маломощные и П3 – мощные, довольно оригинально выполненные заодно с радиатором, а затем П5 и, наконец, П6-уже оформленные как потом широко известные П13 и П16.

Я собрал усилитель на одном транзисторе П5Д в небольшой коробочке (меньше спичечной). Схему разработал, изучая публикации журнала “Радио”. Электролитических конденсаторов малого размера у меня не было, и я их делал сам, распиливая корпуса и “начинку” больших, а затем все заливая парафином.

Усилитель прекрасно работал от батарейки 4,5 В, не чувствовал ударов, не “шипел”, как многие лампы, и не “фонил”. Я стал поборником транзисторов, и появилась мечта построить малогабаритный УНЧ ватт на 10.

Первый транзисторный УНЧ

И я его построил в 1962 году по схеме Х.Лина [1]. Выходные транзисторы выбирать было не из чего – в наличии были только П4. Заработавший усилитель не возбуждался, но на высоких частотах (после 10 кГц) ток потребления возрастал в 3 раза из-за плохих частотных свойств транзисторов П4.

Звучание усилителя было не хуже, чем у тогдашних ламповых аппаратов (по крайней мере, при сравнении с радиолой “Дружба”), а мощность была больше, чем у всех выпущенных до той поры радиоприемников.

Рис. 1. Принципиальная схема УМЗЧ на германиевых транзисторах, 20Вт на 4Ом.

Выявился, правда, и другой недостаток: слабое подавление пульсаций напряжения выпрямителя при питании от сети. Но поскольку у него напряжение питания было около 30 В, ток потребления – не более 1. 1,5 А, этот недостаток я легко преодолел с помощью транзисторного стабилизатора напряжения. Затем стали появляться более совершенные транзисторы: П308, П605 и пр.

Стала расти мощность усилителей, а вместе с ней и габариты радиаторов охлаждения выходных транзисторов УНЧ и стабилизатора. Возникли проблемы с самовозбуждением (транзисторы стали более высокочастотными), нередко приводившие к выжиганию мощных и дорогих транзисторов.

Схема стабилизатора напряжения

Понадобилась быстродействующая защита от перегрузки по току. Схема одного канала построенного мной в 1968 году двухканального усилителя приведена на рис.1. Усилитель на нагрузке 4 Ом отдавал 20 Вт и звучал отлично. Питался он от стабилизатора с электронной защитой на туннельном диоде (рис.2).

Рис. 2. Схема стабилизатора напряжения с электронной защитой на туннельном диоде.

УНЧ на 50 Вт при нагрузке 8 Ом

Наступил 1969 год. И тут я в журнале “Электроника” (был в СССР такой переводной американский журнал) на какой-то рекламной странице в номере, то ли 5, то ли 9, сейчас не помню, увидел схему УНЧ без всякого описания.

Мощность – 50 Вт на 8-омной нагрузке, никаких стабилизаторов, двухполярное питание, нет громоздкого разделительного конденсатора и выходного трансформатора. Предел мечтаний! Схема этого усилителя приведена на рис. З. Не правда ли, она знакома многим?

Рис. 3. Схема транзисторного УМЗЧ с выходной мощностью 50Вт на 8Ом.

Но кто же автор? Как можно узнать из [2], – все тот же Х. Лин! И предложил он ее, якобы, еще в 1956 году! Сомнительно, но не будем придираться к автору работы [2], так как он посвятил анализу этой схемы полкниги, описал и проанализировал работу многих усилителей мощности, привел массу полезных данных и указал на разработанную им в 1984 году схему УМЗЧ с параллельным высокочастотым каналом.

Но вернемся к схеме на рис. З. Я построил усилитель на ее основе в 1972 году. Некоторые решения позаимствовал из усилителя Е5707 [4].

И этот макет стереоусилителя стоит у меня на полке до сих пор. Дорог как память! Схему усилителя я дополнил защитой от больших токов в выходном каскаде собственной разработки.

Усовершенствование усилителя

Схема окончательного варианта УМЗЧ показана на рис.4. Транзистор VT9 (МП25) контролирует ток через выходные транзисторы VT7 и VT8.

Рис. 4. Окончательный, доработанный вариант схемы УМЗЧ на транзисторах.

Рис. 5. Продолжение схемы УМЗЧ с рисунка 4.

При превышении его заданной величины срабатывает триггер на туннельном диоде VD5, и реле К1, К2 отключают питание усилителя. Кнопка SB1 сбрасывает триггер в исходное состояние.

К сожалению, на выход “пролезают” заметные пульсации питающих напряжений, так что питать усилитель нужно от стабилизированного источника.

Звучание и этого усилилителя, и усилителя по рис.1 мне нравилось больше, чем лампового УНЧ радиолы “Симфония-2”-лучшего продукта советской промышленности в те годы.

Дальнейшие эксприменты

А тут подоспели интегральные микросхемы, и я построил свой следующий усилитель – “ОрІгопіс-2475" [3]. Компактный и удобный, он работает до сих пор, с 1975 года! За все время ремонтировался три раза.

Выходили из строя миниатюрная лампочка накаливания НСМ6.3-20 и фоторезистор СФЗ-1 в фотоэлектрическом тонкомпенсированном регуляторе громкости (узел оказался не очень надежным), а также транзистор ГТ310, да и то по недосмотру!

Эксплуатируя этот стереоусилитель долгое время, я заметил, что на большой мощности (24 Вт на канал на 8-омной нагрузке) звучание улучшается.

Я стал подумывать о создании усилителя мощностью 50 Вт на канал, полагая, что таким путем я улучшу качество звуковоспроизведения. И это при объеме комнаты около 50 м^3!

Построенный усилитель имел двухполюсную коррекцию, не возбуждался, но его звук неожиданно оказался несколько “глуховат”, несмотря на достаточную скорость нарастания выходного напряжения.

В чем тут дело? Перечитывая замечательную книгу Д.Е.Полонни-кова [8], на стр.85 я обратил внимание на поведение операционного усилителя с изломами на АЧХ (диаграмме Боде). Другой автор, Н.

Достал, в своей книге [9] на стр. 291 (в разделе “Частотный дублет“) подробно описывает вид переходного процесса ОУ с отрицательной обратной связью при наличии на АЧХ изломов (“диполей” или “дублетов”, как их называют разные авторы).

Что есть диполь? Это излом АЧХ, т.е. изменение ее наклона с 6 дБ/ок-тава на 12 дБ/октава, и наоборот. Именно это наблюдается при двухполюсной коррекции! В статье [5] я призывал строить УМЗЧ только с однополюсной коррекцией, т.е. с наклоном АЧХ 6 дБ/октава.

Без “волнистости”, “изломов”, “диполей” или “дублетов”. Цитирую: “Идеальный усилитель – один каскад усиления напряжения и бустер (оконечный усилитель) тока. Но, увы, это трудно осуществить”.

Читайте также:  Шумоизоляция холодильника своими руками

Пример излишней сложности – усилитель С.Агеева, там далеко не один каскад усиления напряжения, да и диаграмму Боде автор не приводит.

УМЗЧ должен хорошо усиливать звуковые сигналы. А в какой полосе? Еще в “дотранзисторную эру” (в 1947 году) знаменитый D.T.Williamson указал необходимую, по его мнению, полосу частот для высококачественного усилителя- 3,3 Гц. 60 кГц (по уровню -3 дБ), которая дает минимальные фазовые сдвиги на краях слышимого диапазона.

Фазовый набег не должен превышать 20° во всем диапазоне слышимых частот. Его усилитель – ламповый, трансформаторный, с отрицательной обратной связью. Если мы зададимся полосой слышимых частот 20 Гц. 20 кГц (это с запасом), то фильтр верхних частот (ФВЧ) первого порядка с частотой среза 2 Гц даст сдвиг фазы на 20 Гц примерно 5°.

Соответственно, фильтр нижних частот (ФНЧ) первого порядка с частотой среза 200 кГц обеспечит фазовый сдвиг на 20 кГц те же 5°. Выскажу банальное предположение, что требования к однажды установленным границам с ростом качества воспроизведения могут неоднократно уточняться.

В УМЗЧ верхняя граница малосигнальной полосы пропускания может быть получена значительно выше 200 кГц, хотя это пока и не требуется. И нижняя граница может доходить практически до постоянного тока (т.е. fн=0), что также, по-видимому, излишне.

Хотя построение УМЗЧ по схеме усилителя постоянного тока (УПТ) заставляет обращаться к соответствующим схемам и методам, зато позволяет избавиться от громоздкого элемента – разделительного конденсатора большой емкости на выходе усилителя. Правда, современные электролитические конденсаторы не столь объемисты, как их недавние “предки”, а вопрос об искажениях, которые возникают в конденсаторах, до сих пор не решен. Поэтому традиционное построение простых высококачественных усилителей подсхеме Лина имеет право на жизнь [6].

В усилителях с ООС по напряжению полосу полной мощности, как известно из [7], можно определить из соотношения:

где Vu – скорость нарастания (отклика) выходного напряжения, В/мкс;

fв – верхняя частота, МГц.

Глядя на это выражение, зададимся вопросом: что брать в качестве fв- верхнюю границу полосы звуковых частот (20 кГц), полосу по контуру ООС или полосу единичного усиления f1?

Автор работы [2] предлагает брать полосу по контуру ООС (100С). Тогда для усилителя с Uмакс=50 В и fоос=1,9 МГц он получает требуемую скорость нарастания Vu:

Для более “скромного” усилителя с Uвых макс=25 В получаем Vи=300 В/мкс. Ограничив полосу входных сигналов значением 200 кГц, скорость нарастания можно существенно понизить – до 60 и 30 В/мкс. В усилителях с токовой обратной связью Vu может быть очень большой, а полоса не связана с Vu. И диаграмма Боде у них однополюсная.

Так, почти через 20 лет после появления усилителя М.Александера, я обратил на него свой взор. Захотелось сравнить звучание хороших усилителей с однополюсной диаграммой Боде и с двухполюсной, как у “Marantz PM-8”. А где возьмешь?! Нет у меня усилителя с токовой ОС!

Придется строить самому.

И. Пугачев, г. Минск. РМ-08-12.

  1. И.Пугачев. 50 лет в строю УМЗЧ. – Радиомир, 2004, №8, С.9
  2. Данилов А.А. Прецизионные усилители низкой частоты. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004.
  3. И.Пугачев. Усилитель с “бородой”, но. – Радиолюбитель, 2000, №11, С.З.
  4. Hi-Fi Stereo Verstärker “ES 707”. – Funk-Technik, 1971, №4, C.125.
  5. И.Пугачев. Украдет ли усилитель “виртуальную глубину”. – Радиолюбитель, 2000, №9, С.З.
  6. И.Пугачев. УМЗЧ с “виртуальной глубиной” на трех транзисторах. – Радиомир, 2008, №10, С.З.
  7. Шило В.Л. Линейные интегральные схемы.- Сов.радио, 1974, С. 109.
  8. Полонников Д.Е. Операционные усилители. – М, 1983.
  9. Достал Н. Операционные усилители. – М.: Мир, 1982.

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

  1. Технологии
  2. Хитрости
  3. Самые музыкальные германиевые транзисторы

Самые музыкальные транзисторы

Аббас = Для себя отобрал:

  • П605, КТ602 и КТ908 по совету Сергея Рубцова.
  • Экспериментирую с ГТ402-402 по совету Георгия62.
  • В стабилизаторах активно применяю AD148, AD162 siemens, philips, telefunken.
  • Лежат без дела ASY21.
  • П210 забраковал давно и навсегда.
  • Очень хорошо по памяти играли КТ850 и КТ851, даже собираюсь их применить.
  • Германиевый мощный ГТ806 сравнивал с П605, в динамике выигрывают ГТ806, а в красоте тембров П605.
  • Из полевых транзисторов однозначно хорошо играли КП904 (Андронников их использует в каком-то усилителе).

Есть еще много хороших транзисторов, которые мне советовали, но до которых не дошли руки.

Хочу услышать мнения насчет перспектив транзисторов

George62 = Мой список германиевых транзисторов: П605, ГТ402-403-404. Есть ГТ905/906, ГТ806 и 1Т813. Последние четыре толком не пробовал. Сейчас делаю апгрейд выхода топового ЦАП -а. Выбор пал, несмотря на неудобство монтажа (пришлось делать на заказ радиатор) на П605. Есть буржуазный германий, пока не пробовал. Полевые: BSP129, КПС104, КП901, КП902, КП904. Кремний: тут у меня однозначности нет. По поводу КТ602, я пробовал его в нескольких местах. Нигде он мне не понравился, резковатый такой звук, может чем надо было уравновешивать и разбавлять, но замена оказалась предпочтительней.

Аббас = Я недавно слушал германиевый транзистор МП10а и кремниевый П101 в преобразователе ток напряжение. П101а завода «Светлана», 1960 года выпуска со звездой на макушке – звучит приятно, музыкально, но глуховато, края диапазона провалены. Возраст не победил плохую технологию, говорят в те годы выпуск годных транзисторов составлял 20%. Германиевый МП10а гораздо лучше – играет мягко, деликатно и достаточно ясно. С КТ602 звук Хай-Энднее, в скрипке больше металла и блеска, в голосе давления, пространство глубже, резче очерчены границы. Но, в принципе, оба варианта можно привести к нужному результату, использовав сильные стороны транзисторов. У МП10 есть некоторая "зашумленность" звучания, особенно заметная на оцифровках шеллака. На очереди еще несколько десятков кандидатов.

RSD = кт602 даёт ясность, которая может быть вредна для конкретного изделия по ряду причин. Если она лишняя вдруг, то замутить и закрасить можно всегда, а если нет ясности в отдельной радиодетали, то её уж неоткуда будет взять. Германиевые П605-609 тоже достаточно ясные. Все они при ясности не отдают искусственностью и синтетикой, в этом их главный плюс. А вот всякие там мп10 не уверен, технологии раньше были не очень, поэтому вряд ли. Если уж западные германиевые транзисторы из тех, что мне попадался, сплошь – мутное дерьмо. Но тут остаётся одно – рыть и надеяться на чудо. ГТ308 – подобные ещё вот может. (сам не слушал).

George62 = Мне вот, в первую очередь последнее импонирует, насчет искусственности, и особенно синтетики. Желательности их полного отсутствия. С германиевым транзистором П605 – полностью согласен, П609 только хочу попробовать, хотя уже и заявляют, что это не то. С транзистором КТ602 – не спорю, что и ясность, но есть у него и резковатость. Все же замена его на германий оказалась, для меня благоприятней. Германиевый транзистор МП10 именно с буквой А, я применил в одном из ранних изделий. Оно до сих пор трудится у клиента, и все попытки заменить его на что-то другое, закончились провалом. Да, он слышит, что новые изделия в чем-то превосходят его, но я его понимаю, свое очарование в том ДАК -е есть. Слушает он, в основном оперу. Кстати, и другие германиевые транзисторы серии МП, как бы и не были незатейливы с виду, имеют свои интересные моменты.

Аббас = Отслушал кремниевые П701 и МП111 в преобразователе ток напряжение. Первый дает «кашу» во всем диапазоне. Второй транзистор порадовал, играет на удивление хорошо, только чуть взрывной динамики и объема не хватает. А так все есть – и ясность, и ровность, и красочные тембры. Как вариант для недорогих ДАК -ов, очень даже ничего, ибо чую, скоро все кт602 на золото сдадут и все равно придется искать замену.

Читайте также:  Что такое dvdrip avc

YaKoFF = Я предпочитаю Hitachi самые музыкальные, и в питании, и усилителе. Первые особенно:

  • 2SC2855 -2sa1190
  • 2sc1775 -2SA872
  • 2sd756 -2sb716
  • 2SB646 -2sd666
  • 2SB647 -2sd667
  • 2SB648 -2sd668
  • 2SB649 -2SD669

Винтажные аппараты на германии

Леонид = По сложностям со спиной от габаритных изделий, все чаще встречаю 2х-3х корпусные изделия где 30-45 кг общего веса легко дробятся по 10-15 кг на корпус и плевать на лишние 2-3 пары проводов в системе, зато потом в стойке удобнее жить с такими компонентами. Кроме того, я лично с нетерпением жду когда кто-то первый откроет серию гибридных или полностью германиевых изделий (имею в виду предусилитель или фоно-корректор). Если с усилителями мощности на германии есть определенные проблемы (перегрев и 5-6 Вт мощности там быстро теряют контроль над басовыми динамиками без серьезных вложений в питание с большим запасом), то компактные и музыкальные предварительные усилители или корректоры вроде Uher CV 140. просто с первых аккордов подкупают густым телесным звучанием. На что способны будут такие "коробочки" с навесным монтажом и подбором деталей музыкальных, даже представить не могу.

До сих пор храню остатки коллекции германиевых усилителей / ресиверов, потому что уже когда-то слышал, как вкусно их начинка начинает петь если купировать все лишнее (оставляли буквально по 2-3 транзистора на канал в предусилителе и по паре выходных на радиаторе вешали) приладить блок питания с запасом по мощности хотя бы в 5-10 раз. Особенно Tfk и B&O выделялись неповторимым характером / подачей. А самая динамичная и драйвовая версия усилителя мощности на германии у меня была на основе пожилого Fergusson (этот мог резануть ухо не комфортной нотой или нарастанием звука в Форте).

С нетерпением буду ждать премьеры идеи готовых SE на 45-ках, еще бы добавить в линейку варианты по мощнее на F2a или те же 5 Вт на германии. И конец на пару лет рынку HI-END монстров.

Пока из того что удалось послушать готового на германиевых транзисторах, самыми музыкальными были именно небольшой мощности компоненты (около 5-6 Вт). По наблюдениям, варианты на комплементарных парах в выходе – звучали немного живее / разнообразнее. Возможно, как раз – нужные мне 2-3 Вт мощности были самой серединой запаса тех усилителей, комфортного как крейсерская скорость автомобиля. Фергюссон имел уже 8-10 Вт мощности и с ним сложнее было поймать оптимальную громкость между комфортным полноценным звуком и криком (играть тихо он умел плохо). Был опыт прослушивания и более мощных усилителей по 12- 15 – 20 Вт от Грюндик или других производителей на огромных с медный пятак, металлических транзисторах "моторолла ", "альтек" и т. д. К сожалению шарм и обаяние германия в самых мощных изделиях почти не прослушивался – это были всего лишь относительно маломощные усилители – в них сплошные минусы ограничений, связанных с германием.

По-моему, у меня на полках еще остались (как раз на комплементарных парах) компактные ресиверы Beomaster 900 от B&O и совсем не раскрученный "Нордменде" с транзисторами под лого "Telefunken".

(. Аббас, если вам интересно будет их препарировать / изучить и возможно собрать на этой основе что-то особенное, я готов доверить их судьбу мастеру (без привязки к срокам и вообще, каких либо, обязательств на случай неудачи)! Вам нужно будет только объяснить мне как оптимально их переслать – если мое предложение покажется интересным. )

Из обрывков информации по германиевым усилителям / ресиверам я понял, что изделия на комплементарных парах считались классом выше – они гораздо реже встречаются (видимо при производстве с ними больше было вложений и возни) ну и в случае необходимости ремонта на выход там уже не воткнешь что попало.

Любопытно, что – имея одновременно более десятка разных усилителей на германиевых транзисторах, я внятно слышал очень большую разницу в их звучании и характере. Если мощные транзисторные усилители звучать по-разному в нюансах и деталях, ты вслушиваешься в их подачу и замечаешь различия. Германиевые же, даже серийные изделия разительно отличались между собой – вернее сказать лучшие из них, выделяются очень эмоциональной подачей. Они буквально берут за горло и как благовония или какие-нибудь ароматические палочки, и тут же погружают тебя в другое по энергетике пространство (особенно на интересных по исполнению записях это слышно и на любой музыке из другой эпохи – полное погружение). Как знать, возможно в сочетании с хорошим предварительным усилителем на лампах – такой симбиоз даст результат не хуже, а в чем-то и лучше даже по сравнению с дорогими и легендарными лампами.

В свое время мне именно на германиевом усилителе было удобнее всего отслушивать сочетания проводников для разных кабелей – возможно это не случайность. Так же я заметил, что кроме повышенной чувствительности к свойствам проводки, эти изделия чрезвычайно зависимы от качества всего блока питания. Например, в B&O самых ранних версий (у меня такой) использовали в питании большой селеновый мост от Siemens. Я дважды в жизни натыкался на "улучшателей технарей", которые начинали бездумно менять конденсаторы в схеме и звучание становилось только – хуже. Когда меняли это диодный мост на "качественный современный ", звук деградировал еще сильнее. У меня один такой запасной где-то был припасен для проекта усилителя на когда-нибудь.

(. В общем, думаю вы Аббас, как никто другой осилите эту тему и сможете раскрыть немалый потенциал этих вымирающих усилителей (прекрасных как драконы или единороги). Что-то мне подсказывает что не случайно в начале 60-х именно германий по сути вытеснил лампу из массовых изделий и убедительно показал, что в транзисторе тоже есть звук. Тот период в 5-7 лет пока производители выпускали усилители на германиевых транзисторах, стал переходным периодом или "сладкой оболочкой " горькой внутри пилюли. Горькую пилюлю предстояло распробовать в следующие десятилетия с началом безумной гонки за количество транзисторов в изделии под гордой вывеской "Solid State". Заразительная погоня за мощностью в связке с все более тупыми по чувствительности и материалам динамиками, превратила попытку создать систему с характером дикого мустанга – в тупиковый " тяни-толкай". )

Александр Михайлов = В наших ЦАП -ах с успехом в стабилизаторах цифровой части трудятся кт603, кт608, где не большой ток потребления, а также кт972, кт973 (комплементарная пара). В преобразователе I/U хорошо показали себя кт604. Они похожи на кт602, но при этом ещё имеют полностью позолоченное основание и позолоченные выводы.

Аббас = Я пробовал ГТ402 и ГТ404 на звук, мне больше понравились их аналоги от Siemens в корпусах «кубиках» АС174. В этих транзисторах, и даже в Siemens, есть какая-то специфическая "рыхлость", как будто звук обложили ватой. Пока не знаю, как ее преодолеть, в общем отложил в сторону. Может режимы были неудачные, но в преобразователе ток напряжение пока лучше кремний играет, хорошо показали себя МП111. За КТ608 и КТ604 спасибо, поищу попробую. Усилитель Жана я видел, но межкаскадный трансформатор, по-моему, все таки лучше на лампу ставить.

Las-piter = Мне очень понравилось звучание усилителя на германиевых ГТ402, Гт404. Из них можно выжать 3 – 4 Вт, установив на радиатор. Сначала я сделал усилитель на 4-х транзисторах (2 предварительных каскада и комплементарный выходной) с небольшой обратной связью. Но потом выкинул первый каскад, убрал обратную связь и усилитель запел очень прилично. Особенно, когда я все резисторы сделал графитовыми на деревянных болванках, а с электролитов снял удушающую звук внешнюю полиэтиленовую пленку и поставил германиевый однополупериодный выпрямитель в минус питания. Трансформатор с картонной катушкой, пропитанной прополисом конечно, тоже желателен для улучшения свободы звучания. ГТ-806, ГТ-703, ГТ-704 на мой взгляд играют относительно грубо. Я уже не говорю об ужасных П201 – П216 и П4. П605 – П608 заметно музыкальней, но гт402 – 404, на мой взгляд, лучшие отечественные германиевые транзисторы для звука. Хотя мощности чуть-чуть не хватает. Из зарубежных пробовал несколько старых германиевых транзисторов фирмы Sanyo, но ни один из них не обыграл гт402 – 404.

Читайте также:  Что делать с пауком в игре гренни

В последнее время заметно вырос интерес к усилителям мощности на германиевых транзисторах. Есть мнение, что звучание таких усилителей более мягкое, напоминает «ламповый звук».
Предлагаю вашему вниманию две простые схемы усилителей мощности НЧ на германиевых транзисторах, опробованные мной некоторое время назад.

Здесь использованы более современные схемные решения, чем те, которые использовались в 70-е годы, когда «германий» был в ходу. Это позволило получить приличную мощность при хорошем качестве звучания.
Схема на рисунке ниже, является переработанным под «германий» вариантом усилителя НЧ из моей статьи в журнале Радио №8 за 1989г (стр. 51-55).

Выходная мощность этого усилителя 30 Вт при сопротивлении нагрузки акустических систем 4 Ома, и примерно 18 Вт при сопротивлении нагрузки 8 Ом.
Напряжение питания усилителя (U пит) двухполярное ±25 В;
Диапазон рабочих частот 20Гц…20кГц:

Несколько слов о деталях:

При сборке усилителя, в качестве конденсаторов постоянной ёмкости (помимо электролитических), желательно применять слюдяные конденсаторы. Например типа КСО, такие, как ниже на рисунке.

Транзисторы МП40А можно заменить на транзисторы МП21, МП25, МП26. Транзисторы ГТ402Г – на ГТ402В; ГТ404Г – на ГТ404В;
Выходные транзисторы ГТ806 можно ставить любых буквенных индексов. Применять более низкочастотные транзисторы типа П210, П216, П217 в этой схеме не рекомендую, поскольку на частотах выше 10кГц они здесь работают плоховато (заметны искажения), видимо, из-за нехватки усиления тока на высокой частоте.

Площадь радиаторов на выходные транзисторы должна быть не менее 200 см2, на предоконечные транзисторы не менее 10 см2.
На транзисторы типа ГТ402 радиаторы удобно делать из медной (латунной) или алюминиевой пластины, толщиной 0,5 мм, размером 44х26.5 мм.

Пластина разрезается по линиям, потом этой заготовке придают форму трубки, используя для этой цели любую подходящую цилиндрическую оправку (например сверло).
После этого заготовку (1) плотно надевают на корпус транзистора (2) и прижимают пружинящим кольцом (3), предварительно отогнув боковые крепёжные ушки.

Кольцо изготовляется из стальной проволоки диаметром 0,5-1,0 мм. Вместо кольца можно использовать бандаж из медной проволоки.
Теперь осталось загнуть снизу боковые ушки для крепления радиатора за корпус транзистора и отогнуть на нужный угол надрезанные перья.

Подобный радиатор можно также изготовить и из медной трубки, диаметром 8мм. Отрезаем кусок 6…7см, разрезаем трубку вдоль по всей длине с одной стороны. Далее на половину длины разрезаем трубку на 4 части и отгибаем эти части в виде лепестков и плотно надеваем на транзистор.

Так как диаметр корпуса транзистора где-то 8,2 мм, то за счёт прорези по всей длине трубки, она плотно оденется на транзистор и будет удерживаться на его корпусе за счёт пружинящих свойств.
Резисторы в эмиттерах выходного каскада – либо проволочные мощностью 5 Вт, либо типа МЛТ-2 3 Ом по 3шт параллельно. Импортные пленочные использовать не советую – выгорают мгновенно и незаметно, что ведет к выходу из строя сразу нескольких транзисторов.

Настройка:

Настройка правильно собранного из исправных элементов усилителя сводится к установке подстроечным резистором тока покоя выходного каскада 100мА (удобно контролировать на эмиттерном резисторе 1 Ом – напряжение 100мВ).
Диод VD1 желательно приклеить или прижать к радиатору выходного транзистора, что способствует лучшей термостабилизации. Однако если этого не делать, ток покоя выходного каскада от холодного 100мА до горячего 300мА меняется, в общем-то, не катастрофично.

Важно: перед первым включением необходимо выставить подстроечный резистор в нулевое сопротивление.
После настройки желательно подстроечный резистор выпаять из схемы, измерить его реальное сопротивление и заменить на постоянный.

Самая дефицитная деталь для сборки усилителя по вышеприведённой схеме – это выходные германиевые транзисторы ГТ806. Их и в светлое советское время было не так легко приобрести, а сейчас наверно и того труднее. Гораздо проще найти германиевые транзисторы типов П213-П217, П210.
Если Вы не сможете по каким либо причинам приобрести транзисторы ГТ806, то Вашему вниманию предлагается ещё одна схема усилителя, где в качестве выходных транзисторов, можно использовать как раз вышеупомянутые П213-П217, П210.

Схема эта – модернизация первой схемы. Выходная мощность этого усилителя составляет 50Вт при сопротивлении нагрузки 4 Ом и 30Вт при 8-Омной нагрузке.
Напряжение питания этого усилителя (U пит) так же двухполярное и составляет ±27 В;
Диапазон рабочих частот 20Гц…20кГц:

Какие же изменения внесены в эту схему;
Добавлены два источника тока в «усилитель напряжения» и еще один каскад в «усилитель тока».
Применение еще одного каскада усиления на довольно высокочастотных транзисторах П605, позволило несколько разгрузить транзисторы ГТ402-ГТ404 и расшевелить совсем уж медленные П210.

Получилось довольно не плохо. При входном сигнале 20кГц, и при выходной мощности 50Вт – на нагрузке искажений практически не заметно (на экране осциллографа).
Минимальные, мало заметные искажения формы выходного сигнала с транзисторами типа П210, возникают только на частотах около 20 кгц при мощности 50 вт. На частотах ниже 20 кгц и мощностях менее 50 вт искажений не заметно.
В реальном музыкальном сигнале таких мощностей на столь высоких частотах обычно не бывает, по этому отличий в звучании (на слух) усилителя на транзисторах ГТ806 и на транзисторах П210 я не заметил.
Впрочем, на транзисторах типа ГТ806, если смотреть осциллографом, усилитель работает все-таки лучше.

При нагрузке 8 Ом в этом усилителе, также возможно применение выходных транзисторов П216…П217, и даже П213…П215. В последнем случае напряжение питания усилителя нужно будет снизить до ±23В. Выходная мощность при этом, разумеется, тоже упадет.
Повышение же питания – ведет к увеличению выходной мощности, и я думаю, что схема усилителя по второму варианту имеет такой потенциал (запас), однако, я не стал экспериментами искушать судьбу.

Радиаторы для этого усилителя обязательны следующие – на выходные транзисторы площадью рассеивания не менее 300см2, на предвыходные П605 – не менее 30см2 и даже на ГТ402, ГТ404 (при сопротивлении нагрузки 4 Ом) тоже нужны.
Для транзисторов ГТ402-404 можно поступить проще;
Взять медную проволоку (без изоляции) диаметром 0,5-0,8, намотать на круглую оправку (диаметром 4-6 мм) проволоку виток к витку, согнуть в кольцо полученную обмотку (с внутренним диаметром меньше диаметра корпуса транзистора), соединить концы пайкой и надеть полученный "бублик" на корпус транзистора.

Эффективней будет наматывать проволоку не на круглую, а на прямоугольную оправку, так как при этом увеличивается площадь соприкосновения проволоки с корпусом транзистора и соответственно повышается эффективность отвода тепла.
Также для повышения эффективности отвода тепла для всего усилителя, можно уменьшить площадь радиаторов и применить для охлаждения 12В куллер от компьютера, запитав его напряжением 7…8В.

Транзисторы П605 можно заменить на П601…П609.
Настройка второго усилителя аналогична описанной для первой схемы.
Несколько слов об акустических системах. Понятно, что для получения хорошего звучания они должны иметь соответствующую мощность. Желательно также, используя звуковой генератор – пройтись на разных мощностях по всему диапазону частот. Звучание должно быть чистым, без хрипов и дребезга. Особенно, как показал мой опыт, этим грешат высокочастотные динамики колонок типа S-90.

Если у кого возникнут какие либо вопросы по конструкции и сборке усилителей – задавайте, по возможности постараюсь ответить.

Удачи всем Вам в Вашем творчестве и всего наилучшего!

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector