Плацка́ртный ваго́н — один из видов пассажирских вагонов в России и других странах СНГ. Является самым массовым типом вагонов в этих странах.
Термин «плацкартный» происходит от плацкарты — дополнительной к проездному билету карточки или квитанции, позволяющей занимать определённое нумерованное место в определённом вагоне [1] . Бесплацкартными назывались вагоны, в которых билеты с обозначением места не продавались, но позже они были переведены в разряд общих вагонов, с возможностью занимать определённое место.
Содержание
История [ править | править код ]
Плацкартные вагоны III класса открытого типа (4 полки поперек вагона и 2 полки вдоль вагона) строились ещё в дореволюционной России — например, на казённых железных дорогах это были вагоны с длиной кузова 14 и 18 метров. После 1917 года старая классификация была отменена, и вагоны бывшего III класса стали называться жёсткими плацкартными дальнего следования. В 1920-е годы различными заводами строились 14-метровые вагоны. В 1928–1941 годах массовое производство деревянных вагонов с длиной кузова 20,2 м (так называемый «егоровский» тип) было развёрнуто на Ленинградском и Тверском (Калининском) заводах. Слово «жёсткий» начало выходить из официального употребления лишь с середины 1960-х, когда деревянные полки всех новых вагонов, включая купейные, получили полумягкую обивку с дерматиновым покрытием.
В 1934 или, по другим данным, в 1935 году Калининский завод построил первый в СССР цельнометаллический вагон с условным названием «ДИП» («Догоним и перегоним»). Он имел 25-метровый кузов, традиционно зауженный у тамбуров, 62 места для лежания (или 82 места для сидения). Модель была построена в нескольких опытных образцах, но в серию не пошла.
В 1946 году Ленинградский завод имени И. Е. Егорова построил опытный образец модели 2 сб — плацкартного вагона современного типа, с цельнометаллическим кузовом длиной 23,6 м и шириной 3,106 м. Вагон имел плоские наружные стены, 60 лежачих или 90 сидячих мест и опирался на бесчелюстные тележки типа ЦМВ (с конструкционной скоростью 120 км/ч). С 1947 года серийное производство аналогичных вагонов началось параллельно на Ленинградском и Лианозовском заводах.
Вагоны второго выпуска (с августа 1948 года) отличались только челюстными тележками. [2]
Вагоны третьего выпуска (1949–1950) имеют следующие особенности: тележки челюстные, тара 55,3 тонны, увеличенное служебное купе проводников с двумя спальными местами, число пассажирских мест — 58 спальных и 87 для сидения, в туалетах вместо алюминиевых установлены фаянсовые умывальные чаши и унитазы, оконные рамы вагонов с 1949 года делаются с наружной металлической облицовкой. [2] [3]
Вагоны четвертого выпуска (с 1950 года) имеют такие особенности: бесчелюстные тележки, теплоизоляция вместо фольги — мипора, гофрированные боковые стены, внутренняя обшивка вместо дубового шпона — линкруст, умывальные чаши и унитазы фаянсовые с металлической наружной армировкой с эмалированной поверхностью.
В 1950 году Ленинградский завод прекратил производство открытых вагонов и переключился на купейные, багажные, почтовые и специального назначения. Лианозовский завод построил последний вагон в 1952 году и был перепрофилирован под производство сложной радиоэлектронной аппаратуры. [4]
С 1951 по 1960 годы выпуском плацкартных вагонов занимался Калининский вагоностроительный завод [5] , постепенно совершенствуя конструкцию. С 1952 года на тележках применены роликовые подшипники (вместо подшипников скольжения), с 1957 года — тележки КВЗ-5 (с конструкционной скоростью 140 км/ч). Все вагоны имели окна с форточками и принудительную вентиляцию. Параллельно калининским вагонам в 1950–1960 годах поставлено 2746 аналогичных вагонов модели 66W производства Познаньского завода им. Сталина (он же с 1956 года — завод им. Х. Цегельского). Строились они по советским чертежам, но в отличие от калининских, польские вагоны несколько тяжелее (тара 51 т против 48 т у большинства модификаций), гофрированный кузов получили с 1954 года, роликовые подшипники — с 1956 года, а тележками КВЗ-5 оснащались только в 1960 году.
В 1966 году производство плацкартных вагонов для Советских железных дорог было возобновлено.
Из ПНР в 1966–1974 годах импортировались следующие семейства (модель 908A имеет 58 спальных мест, остальные — 54):
- 908A (1966–1967, 425 штук);
- 909A (1967, 1 шт.); 909Aa (1967–1969, 544 шт.); 909Ad (1968–1969, 80 шт.);
- 910A (1969–1970), 192 шт.;
- 911A (1970), 9 шт.;
- 912A (1971–1973 или 1971–1974), количество неизвестно;
- 914A (1970), количество неизвестно.
С 1966 года Калининский (Тверской) ВСЗ выпускает плацкартные вагоны практически непрерывно, оставаясь единственным производителем плацкартных вагонов в самом СССР, а ныне — и в России:
- 61-181, тип ЦМВО-66, цельнометаллический вагон открытого типа (1966–1975) — первый вагон с компоновкой на 54 лежачих места, ставшей стандартной на четыре десятилетия. Окна — без форточек, с опускающимися рамами, тележки — КВЗ-ЦНИИ (конструкционная скорость 160 км/ч).
- 61-425 (1975–1983) — первый вагон с подвагонной магистралью 3000 В и комбинированным отоплением (твёрдым топливом или электричеством, подающимся от электровоза по подвагонной магистрали).
- 61-806 (ок. 1980) — опытный вагон с кузовом из нержавеющей стали.
- 61-821 (1983–1988) — первый вагон со встроенными угольными ящиками и вертикальными гофрами на торцевых стенах.
- 61-825 (1988).
- 61-826 (первый экземпляр в 1988, серия в 1989–1999) — отличается новой конструкцией лестниц у рабочего тамбура, малым числом крышевых дефлекторов, с 1992 (?) года применяется кузов с острой нижней кромкой, с 1998 года в окнах установлены стеклопакеты.
- 61-836 (первый экземпляр в 1991, серия в 1993–1997) — отличается кузовом из низколегированных и легированных (нержавеющих) сталей. Нижний пояс кузова выполнен из нержавеющей стали 12Х13Г18Д (ДИ-61), а межоконные простенки и верхний пояс – из низколегированной стали 10ХНДП. Широкого распространения модель не получила. [6]
- 61-4177 (первый экземпляр в 1997, серия в 1998–2003) — отличается улучшенной планировкой пассажирского помещения и усовершенствованной системой вентиляции с использованием инерционных фильтров и вентилятора повышенной мощности. [7]
- 61-4194 (2003–2008) — отличается кондиционером и вакуумными туалетными комплексами (ЭЧТК). С 2007 года — новые тамбурные двери с овальными стеклопакетами.
- 61-4447 (с 2008 года) — плоскогофрированный вагон нового модельного ряда. Длина кузова увеличена до 25 м (25 500 мм по осям сцепок), оба туалета размещены у некотлового тамбура. С 2013 года выпускается модификация 61-4447.07 с герметичными межвагонными переходами для поездов постоянного формирования.
Крюковский вагоностроительный завод (Кременчуг, Украина) с сентября 2010 года производит плацкартные вагоны модели 61-779П, которые поставляются на железные дороги Украины, Казахстана, а Белорусская железная дорога эксплуатирует вагоны 61-779П финальной сборки Гомельского вагоностроительного завода. [8] Модель отличается увеличенной длиной (26 696 мм по осям сцепкок) и вместимостью (58 мест, в последнем отсеке боковых мест нет).
Минский вагоностроительный завод в 2006–2009 годах получал от ЗАО «Вагонмаш» кузова для производства собственной модели 61-537. [9] Впоследствии закупались вагонокомплекты ТВЗ — локализованные в Беларуси модели получили индексы 61-4194.М [10] и 61-4447.М [11] и имеют некоторые отличия от тверских образцов. [12]
В ноябре 2018 года в России был представлен опытный образец нового плацкартного вагона с улучшенным интерьером, которым постепенно до 2025 года будут заменяться плацкартные вагоны предыдущих моделей [13] [14] [15] [16] .
Описание и конструкция [ править | править код ]
Купе [ править | править код ]
В каждом купе расположены 6 полок для пассажиров в два яруса, два столика, три багажных полки, три багажных отделения под нижними полками, два окна.
С одной стороны от прохода параллельно окну расположены: нижняя полка (нечётные места № 37–53), раскладывающаяся в столик и два сиденья, под ней — багажный отсек, над ней — верхняя полка (чётные места № 38–54), складывающаяся под багажную полку, над ней — багажная полка. Эти места (№ 37–54) называют боковыми.
С другой стороны от прохода расположены поперёк вагона 4 полки (2 нижних и 2 верхних), между ними — столик, под нижними полками — багажные отсеки, для доступа к ним полки поднимаются, над верхними полками — багажные полки. Окно над столиком открывается (за исключением купе 3 и 6, где расположены аварийные выходы).
Эти места (нечётные № 1-35 — нижние, чётные № 2-36 — верхние) называются купейными.
Нумерация мест в вагоне идёт по часовой стрелке: от рабочего тамбура идёт нумерация купейных мест, а нумерация боковых наоборот, от нерабочего тамбура.
Параметры пассажирского салона могут незначительно отличаться в зависимости от модели. Для исходного типа ЦМВО-66 (модель 61-181) они таковы: [17]
- высота от пола до потолка — 2585 мм;
- ширина внутренняя меж боковых стен вагона — 2923 мм;
- длина «полукупе» — 1792 мм, ширина — 1767 мм;
- спальная полка в «полукупе»: средняя длина — 1725 мм (из-за скоса ближняя к стенке сторона полки длиннее, у прохода — короче), ширина — 580 мм;
- ширина прохода между спальными полками — 607 мм.
- ширина боковой полки: средняя — 570 мм (на уровне плеч сидящего пассажира), максимальная — 605 мм (по глубине раскладного столика);
- ширина главного коридора: 561 мм (минимальная, в проёме).
Общевагонное оборудование [ править | править код ]
В вагоне имеется два туалетных отделения с умывальниками, двухместное закрывающееся купе проводников (с поперечным расположением полок), служебное купе (откуда дежурный проводник управляет системами вагона), котёл для кипячения питьевой воды («титан»).
Плацкартный вагон в России является одним из самых дешёвых и популярных видов проезда на дальние расстояния.
Плацкартный вагон на станции Донецк
Боковые места поезда «Роза Донбасса» (Нижняя полка в положении сиденья+столик)
Титан для подогрева воды (кипятильник)
Плацкартный вагон на 54 места
Пассажиры в плацкартном вагоне
Плацкартный вагон № 083 27090 модели 66W (1953 год)
Тележка плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)
Тамбурная дверь плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)
Переходная площадка плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)
Вагон № 045 27289 (УЗ) модели 61-181 после КРП с обновлением кузова
Критика [ править | править код ]
Бывший президент ОАО РЖД Владимир Якунин в конце срока своего президентства признал поездку в плацкартных вагонах своеобразным «коллективным стриптизом» [18] .
Плацкартный вагон — идеальный выбор для пассажиров, путешествующих в одиночку. Да и проезд обойдется гораздо дешевле, чем в купе или спальном вагоне.
Но перед выбором места в вагоне, полезно узнать конструктивные особенности плацкарта, размеры и расположение полок. Уточнив важные нюансы, вы сделаете поездку не только выгодной, но и максимально удобной.
Документальная основа
В процессе проектирования вагонов любой категории конструкторы опираются на специальные нормативы. Плацкарт — не исключение. Таким ключевым документом являются «Санитарные правила», разработанные для железнодорожного транспорта. При создании Правил учитывались мнения специалистов различных областей, в том числе медработников. Документ периодически подвергается изменениям и дополняется (последние изменения были в 2016 году).
Все санитарные нормы для поездов, разработанные медиками и специалистам смежных областей, утверждаются главным врачом РФ. В них прописываются рекомендуемые размеры вагонов, полок и т.д. Правила призваны обеспечить максимальный комфорт пассажиров и минимизировать потенциально опасные для их здоровья и жизни факторы.
«Санитарные правила» утверждает главный врач РФ. Они используются при проектировании плацкартных вагонов.
В ходе изготовления плацкартных вагонов, Правила учитываются при конструировании основных элементов и при обустройстве внутреннего пространства. Этот документ используется и для капитального ремонта, если планируется изменить расположение основных деталей, ширину или длину полок, другие важные характеристики.
Перед началом эксплуатации каждый вагон проходит проверку и получает заключение, подтверждающее его полное соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам. Без специального заключения использование вагона недопустимо, так как он может быть опасен для пассажиров.
Каждый новый вагон проверяется на безопасность для пассажиров.
Основные особенности и размеры
Плацкарт относится к третьему классу комфорта. Он разбит на 10 открытых секций — между купе отсутствуют перегородки и двери. В каждом отсеке имеется по 3 верхних и нижних полки для пассажиров. В целом такой вагон вмещает 54 человека.
С обеих сторон плацкарта располагается по 1 санузлу. В туалетной комнате также установлен умывальник, поручень, ершик и держатель для бумаги.
В разных вагонах полки могут несколько отличаться по размеру. Это объясняется датой производства. В современной России действуют другие нормативы, чем в СССР.
С момента появления боковых полок основные (купейные) стали короче. С одной стороны, это очень выгодно для перевозчика, ведь в каждом отсеке стало по 2 дополнительных места, на которые можно продать билеты. С другой, боковые полки не назовешь комфортными, потому что мимо постоянно ходят люди. Кроме этого, каждое спальное место с двух сторон ограничено перегородками, поэтому пассажирам высокого роста полностью вытянуть ноги не удастся.
Боковые полки в плацкартном вагоне — самые дешевые, но не самые удобные места.
Аналогичным недостатком обладают места № 35 и 36. Они расположены рядом с туалетом и отгорожены специальной перегородкой, ограничивающей их длину. Еще один минус — неприятный запах из санузла, особенно в летнее время.
Ширина полок купейной части обычно варьируется от 58 до 60 см, а длина — 166,5 см. В редких случаях цифра будет чуть больше, но она не может превышать 170 см, ведь такой показатель указан в нормативах. Расстояние между полками составляет 60 см.
Нижняя полка, расположенная сбоку от основного прохода, имеет ширину 55 см и длину 175 см. Ее высота от пола 34 см. Ширина и длина верхней боковой полки на 3 см меньше нижней — 52 и 172 см. Промежуток между верхним и нижним спальным местом равен 92 см.
Как уже говорилось выше, размеры и расположение полок могут немного разниться в зависимости от времени производства вагона. Уточнить все интересующие моменты можно у кассира в момент покупки проездного талона.
Самые большие полки в плацкартном вагоне — основные.
Особенности и размеры багажных отсеков
Многих пассажиров интересуют размеры багажных отсеков, особенно тех, кто перевозит много вещей. Для транспортировки багажа в плацкартном вагоне имеются так называемые третьи полки (вверху) и багажные отсеки — рундуки (внизу).
Верхние багажные полки находятся на высоте 2 м от пола вагона, поэтому путешественникам небольшого роста не составит труда разместить сумки и чемоданы. Ширина полки — 54 см, длина варьируется от 167 до 176 см, высота до потолка равна 53 см.
Рундук находится под нижней полкой. Его размеры сильно различаются в современных вагонах и в составах времен СССР. В советских плацкартах нижние багажные отделения более просторны — 128 х 50 х 47 см. Современные рундуки имеют меньшие размеры — 90 х 45 х 35 см.
По закону, каждый пассажир вправе бесплатно перевозить с собой багаж небольшого размера (ручную кладь). Общая площадь сумки или чемодана не должна превышать 180 см.
В современных плацкартных вагонах для перевозки багажа установлены небольшие рундуки и удобные верхние полки.
Теперь вы знаете общепринятые размеры спальных и багажных мест плацкартного вагона. При оформлении проездных документов обращайте внимание на эти нюансы и выбирайте самое удобное место. Иначе запланированное путешествие обернется затекшими конечностями и бессонницей. При наличии крупного багажа уточните у оператора размеры багажных отделений. Так вы сможете разместить свои вещи без ущерба для других пассажиров.
Также в рубрике «Новости» вы можете ознакомиться с планами РЖД о введении новых плацкартных вагонов в поездах дальнего следования.
Покупка билета в плацкарт – это выгодное решение для одиноких путешественников.
Путешествие на железнодорожном транспорте будет приятным и комфортным при условии, если пассажир внимательно изучит все детали.
Многие пассажиры желают знать размеры мест в подобном вагоне для того чтобы быть убежденным в степени комфорта предстоящей поездки.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 350-91-63 . Это быстро и бесплатно !
Документы с нормативами размеров и расстояний
Размеры вагона, а также его внутреннего интерьера разработаны специалистами, а том числе и медиками. Результаты исследований и установленные нормы вошли в нормативный документ под названием «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на ЖД транспорте» (СП 2.5.1198-03). Последние изменения этого нормативного документа были произведены в июне 2016 года.
Эти правила утверждены главным санитарным врачом страны. В них приведены размеры внутренних помещений и деталей не только поезда, но и железнодорожного вокзала. Эти нормы направлены на комфортную перевозку пассажиров, избравших для себя железнодорожный транспорт, и ограждение их здоровья от негативных последствий.
Производство вагонов опирается на этот нормативный документ при установке и изготовлении внутренней составляющей вагона. Соблюдение правил касается как физических, так и юридических лиц, задействованных в осуществлении пассажирских перевозок. Для того чтобы ввести в эксплуатацию новые составы или модернизировать уже имеющиеся плацкартные вагоны, а также включить новые элементы, потребуется санитарно-эпидемиологическое заключение. Оно должно выдаваться в установленном порядке.
Габариты плацкартного вагона
Плацкартный вагон относят к третьему классу по степени комфорта пассажирских перевозок.
Это означает, что вагон относят к открытому типу, не ограничивающему пространство между проходом и купе. Каждый из таких отсеков включает в себя три нижних и три верхних полки для проезда пассажиров.
Всего в вагоне предусмотрено 54 спальных места. По двум сторонам располагаются туалеты, ширина которых должны быть не менее 900 миллиметров.
В каждом из них в обязательном порядке должен быть расположен умывальник и унитаз, при этом на расстоянии 700-750 миллиметров расположен поручень, предназначенный для туалетной бумаги и ершика.
Размеры полок различаются в зависимости от того, где они расположены, а также от года постройки вагона.
После того как плацкартные вагоны были введены в эксплуатацию, размеры полок в купе существенно уменьшились. Это произошло в силу того что появились боковые полки, сокращающие пространство.
Для многих пассажиров такие нововведения могли показаться неудобными, но с тех пор в плацкартном вагоне появилась боковая полка. Она обеспечивает многих путешественников двумя дополнительными местами. Конечно, неудобными из-за того что мимо проходят пассажиры. Полки располагаются поперечно относительно длины поезда. Места расположены в отдельной купейной части, высота которой составляет 230 сантиметров, если вести расчет от пола до потолка.
Больше о том, что такое боковое место в плацкарте и какие их недостатки и преимущества, читайте тут.
В месте под номером «36», которое не относится к боковым, имеются недостатки. Оно располагается около туалета, и около него имеется перегородка, мешающая вытянуть ноги (подробно о том, как организована нумерация в плацкарте РЖД, читайте здесь, а в этой статье мы рассказывали, как выбрать лучшее место в таком вагоне).
Ширина полки в купейной части составляет 580-600 миллиметров. При этом ее длина составляет 166,5 сантиметров. По стандарту размер спального места в купейной части не может превышать одного метра семидесяти сантиметров. Длина меньше, чем у полки в купейном вагоне, для которой характерно 172 сантиметра. Этот факт необходимо учитывать пассажирам с высоким ростом.
Для боковой полки установлены следующие нормативы:
в длину нижняя боковая полка составляет 175 сантиметров.
- В ширину ее размеры ширину 55 сантиметров
- Верхняя боковая полка имеет ширину 52 сантиметра, а длину 172.
- Высота от пола до полки составляет 340 миллиметров.
- Высота от нижнего спального места до верхнего составляет 920 миллиметров.
Расстояние между полками в плацкартном вагоне составляет 600 миллиметров. Высота, ширина и длина полок определяются по стандартным замерам.
Больше о том, что такое плацкарт и как распределяются места в таком вагоне, читайте тут, а здесь вы можете посмотреть фото вагона изнутри.
Особенности конструкции нестандартных полок
В местах под номером «36» и «35», которые не относятся к боковым, а располагаются в купейной части вагона, имеются недостатки. Они установлены вблизи туалета и около них имеется перегородка, мешающая вытянуть ноги.
Размер багажного отделения
Многих пассажиров, планирующих дальние переезды на железнодорожном транспорте, волнует вопрос о том, какие габариты имеет багажное отделение? Это важно для уверенности в том, что провозимый груз полностью поместится в отведенное место, и не будет составлять неудобств для остальных попутчиков.
Места, предназначенные для перевозки чемоданов и других вещей пассажиров, установлены под нижней полкой и над верхним спальным местом.
По высоте багажные полки имеют следующие габариты:
- высота до третей полки, предназначенной для хранения вещей, составляет 2000 миллиметров;
- ширина верхней полки составляет 542 мм;
- расстояние от багажной полки до потолка составляет 530 мм;
- длина зависит от конструкции поезда, и может быть 1680, 1768 или 1678 мм.
Габариты багажного отсека, называемого рундуком, зависят от года постройки поезда и конструкции вагона. Для плацкартных вагонов, изготовленных несколько десятилетий назад, характерны следующие габариты: 128х50х47 сантиметров. Эти размеры можно встретить лишь в поездах советской постройки.
Для современных вагонов применяют следующие измерения: 90х35х45 сантиметров. Пассажир имеет право на провоз ручной клади, сумма трех измерений которого не превышает 180 сантиметров.
Заключение
Если приобрести билет на поезд, зная все параметры и размеры элементов вагона, тогда можно предусмотреть многие факторы, в том числе и те, которые касаются провоза багажа.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему – позвоните прямо сейчас: