Создайте свой вариант прогулки используя форму письма

Задания для муниципального этапа олимпиады по литературе в 10 класе.

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_shkolnikov_po_literature.doc 29.5 КБ
klyuchi_k_olimpiade_shkolnikov_po_literature.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада школьников по литературе

2016-2017 учебный год

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; я в пять лет

Должен был от скарлатины

Умереть, живи в невинный

Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,

А при Грозном жить не хочешь?

Не мечтаешь о чуме

Флорентийской и проказе?

Хочешь ехать в первом классе,

А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; обниму

Век мой, рок мой на прощанье.

Время – это испытанье.

Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.

Время – кожа, а не платье.

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас – его черты и складки,

Приглядевшись, можно взять.

  1. Какова, по вашему мнению, главная тема стихотворения?
  2. У стихотворения А. Кушнера нет название. Какое название дали бы вы этому стихотворению? Свой ответ аргументируйте.
  3. Каким настроением проникнуто это стихотворение и почему? Свой ответ аргументируйте.
  4. Лирический герой стихотворения – кто он? Как раскрыт внутренний мир лирического героя? Свой аргумент аргументируйте.
  5. В чем, по вашему мнению, смысл выделенных строк? Свой ответ аргументируйте.
  6. Дайте оценку поэтическому синтаксису.
  7. Каковы основные образы стихотворения. Звук, свет, цвет, слова-доминанты в стихотворении. Свой ответ аргументируйте.
  8. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом

в данном стихотворении.

Итого: максимальный балл – 70 баллов.

2. В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий. Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчетов [Гуминский 1987: 314—315]. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» — «прогулки». Так, например, у К. Н. Батюшкова мы найдем прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств».

ЗАДАНИЕ. Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных вариантов. Не забывайте, что эпиграф — это эмоциональный и смысловой ключ к тексту.

1. «Унылая пора! очей очарованье!»

2. «Посмотри в окно.

Осень в желтых листьях, в нежной позолоте

Медленно колдует. Что нам суждено?»

3. «Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном…»

4. «Улетели листья с тополей —

Повторилась в мире неизбежность…»

5. «Третьи сутки дождь идет,

Ковыряет серый лед

И вороне на березе

Моет клюв и перья мнет…»

Итого: максимальный балл – 30 баллов .

Предварительный просмотр:

Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

Задание №1. Максимальный балл – 70 баллов.

Примерный текст ответа.

«Времена не выбирают…» — самое известное стихотворение петербургского поэта Кушнера. Первая его строчка ушла в народ, став афоризмом. В первых строках А. Кушнер раскрывает тему стихотворения. В каждом времени своя прелесть, и нужно радоваться тому времени, в котором живёшь, и быть благодарным за судьбу, данную тебе: радоваться жизни, радоваться событиям, которые происходят вокруг. В произведении утверждается простая мысль: человеку не стоит ждать лучших времен. Нужно жить здесь и сейчас, ценить то, что дано. Согласно философии Кушнера, лучшие времена никогда не наступят. Людям всегда приходится преодолевать какие-то препятствия. Именно в этом заключается движение жизни. Наслаждаться настоящим – невероятно важно, ведь прошлое уже осталось позади, а будущее пока не наступило. Для иллюстрации своих мыслей Александр Семенович вспоминает разные эпохи. В частности, речь заходит о временах правления на Руси Ивана Грозного и об эпидемии чумы во Флоренции (видимо, подразумеваются вспышки 1348 или 1448). Перечисления Кушнера несколько напоминают историю о путешествии на машине времени, в которой персонажи постоянно попадают из огня да в полымя.

Лирический герой стихотворения призывает никому не завидовать, ведь любое время – это испытание. Необходимо просто принять собственную участь, не клянча у мироздания лучшей доли, не пеняя на него, не торгуясь с ним, будто с простой рыночной продавщицей. Герой рассматриваемого текста смиренно принимает доставшуюся ему эпоху и место, в котором довелось жить. Подобную позицию Кушнер демонстрирует и в других стихотворениях. Среди них – «Я в этом городе провел всю жизнь свою…», «Зимний Петербург», «Закрою глаза и увижу…».

В финальной строфе анализируемого текста поэт сравнивает время с кожей. От него невозможно избавиться, как от надоевшего платья или костюма. Оно представляет собой неотъемлемую часть человеческой личности. Печать времени видна на всем. От того, в какую эпоху живет человек, во многом зависят его нравственные ориентиры, мировосприятие, цели и так далее. По замечанию Кушнера, приглядевшись, с людей можно взять «черты и складки» времени, в котором они существуют. Необыкновенно тесня связь человека и эпохи, нет никакой возможности разорвать ее.

Читайте также:  Тропико 5 как увеличить население

Популярность стихотворения «Времена не выбирают…» среди россиян не в последнюю очередь обусловлена песней, сочиненной семейным дуэтом – Сергеем и Татьяной Никитиными. Известные барды, участники многих фестивалей и лауреаты престижных премий не раз обращались к лирике русских поэтов – Пастернака, Фета, Тарковского, Чухонцева, Слуцкого, Багрицкого, Мориц.

"Время кожа или платье?"- так можно назвать стихотворение.

Проблему, которую затрагивает автор данного стихотворения можно сформулировать так: век нужно воспринимать как неизменное данное или как пластилин, который можно поломать и слепить заново?

Каждый человек рождается именно в то время, в которое ему нужно было родиться. " Времена не выбирают…" Его будут окружать люди, отражающие идущий век. Исходя из этих рассуждений, автор верно подмечает:

" Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять,

Разве можно те на эти,

Как на рынке поменять…"

Ведь глупо жаловаться на всю эпоху, нужно принять век таким, каким его тебе дали. Это и является первым аргументом автора о том, что век- это данное. Если век- это данное, то есть "опираясь" на этот век, ты будешь "вставать на ноги", то совершенно бессмысленно жаловаться на твои корни. В каждом веке есть свои трудности, значит глупо ждать "лучших времен", ведь даже и у них будут свои, новые трудности. Нужно жить здесь и сейчас.

" Что ни век, то век железный,

Но дымиться сад чудесный

Блещет тучка, я в пять лет

Должен был от скарлатины

Умереть, живи в невинный

Век, в котором горя нет…"

Во время Грозного все страдали от "тисков" и нехватки "свободы", а во время Смуты от "свободы" и нехватки "тисков". Это подтверждает то, что в каждом веке есть свои трудности, но опровергает высказывание: " Живи в невинный век, в котором горя нет…" Эту фразу охарактеризует это предложение: нужно ценить то, что имеешь. Все вышесказанное является вторым аргументом автора о том, что век- это неизменное данное, ведь "время- это кожа, а не платье."

Люди отображают век или век отображает живших в нем людей?

Век мой, рок мой на прощание…

Крепко тесное объятье…

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас его черты и складки

Приглядевшись можно взять"

Из этих строк понятна авторская мысль о том, что люди отражают век, то есть время ставит своё клеймо на людях.

Идея данного произведения: автор призывает нас к тому, что нужно жить сегодня, ибо ни прошлого ни будущего нет. Тебе дается время, в котором ты должен прожить достойно.

Время- это кожа, это данное, но с кожей ты можешь делать всё, что хочешь. Ты её не сможешь сохранить такой, какая она была тебе дана. Твои потомки будут смотреть на "сделанную" тобой кожу, значит ты будешь отражать уже сделанный тобой, свой век. Всё идет по кругу. Сначала люди отображают предыдущий век, а затем по сделанному людьми веку, время отразит людей.

Критерии проверки ответа:

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной четырёхбалльной системе: первая оценка- условная "двойка", вторая- условная "тройка", третья- условная "четвёрка", четвёртая- условная "пятёрка".

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр- оценок по каждому критерию, а затем в виде итоговой суммы баллов.

1. Понимание произведения как "сложно построенного смысла" (Ю. М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в "лабиринте сцеплений", через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок:0-10-20-30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0-5-10-15

3. Владение теоретико- литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения ( в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3- 5

Итого: максимальный балл- 70 баллов.

Критерии оценки творческого задания.

1Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности описываемого ландшафта, значимость попутных наблюдений, умение включить в описание характерные подробности пейзажа (или картины природы).

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

2. Соответствие выбранного жанра композиционно-стилистическому воплощению текста ( форма письма, дневниковой записи, заметке в блоге или на странице в социальных сетях, статьи).

Максимально: 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3. Соответствие эмоционального строя созданного текста тональности эпиграфа.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

Читайте также:  Сын ничего не добился

Итого: максимальный балл- 30 баллов.

Итого: максимальный балл за всю работу- 100 баллов.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

2014 – 2015 учебный год

Задания для второго этапа

В своем эссе «О хороших читателях и хороших писателях» Владимир Набоков вспоминает: «В одном провинциальном колледже, куда меня занесло во время затянувшегося лекционного тура, я устроил небольшой опрос. Я предложил десять определений читателя; студенты должны были выбрать четыре, каковой набор, по их мнению, обеспечит хорошего читателя. Список куда-то затерялся, но попробую восстановить его по памяти. Выберите четыре ответа на вопрос, каким должен быть и что делать хороший читатель:

1. Состоять членом клуба книголюбов.

2. Отождествлять себя с героем/героиней книги.

3. Интересоваться прежде всего социально-экономическим аспектом.

4. Предпочитать книги, в которых больше действия и диалога.

5. Не приступать к чтению, не посмотрев экранизацию.

6. Быть начинающим писателем.

7. Иметь воображение.

8. Иметь хорошую память.

9. Иметь словарь.

10. Иметь некоторый художественный вкус.

Студенты дружно налегли на…» ( Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. С. 25)

ЗАДАНИЕ. Предложите свой вариант ответа из 4-х пунктов, которые, с вашей точки зрения, характеризуют хорошего читателя. Прокомментируйте, обоснуйте свой выбор. Используйте свой собственный читательский опыт.

Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий. Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчетов. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» – «прогулки». Так, например, у мы найдем прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств».

ЗАДАНИЕ. Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных вариантов. Не забывайте, что эпиграф – это эмоциональный и смысловой ключ к тексту.

1. «Унылая пора! очей очарованье!»

2. «………….Посмотри в окно.

Осень в желтых листьях, в нежной позолоте

Медленно колдует. Что нам суждено?»

3. «Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном…»

4. «Улетели листья с тополей –

Повторилась в мире неизбежность…»

5. «Третьи сутки дождь идет,

Ковыряет серый лед

И вороне на березе

Моет клюв и перья мнет…»

2014 – 2015 учебный год

Задания для второго этапа

всероссийской олимпиады по литературе

В одном из фантастических рассказов, написанных в середине ХХ века («Ашер-2» Рея Бредбери), рассказывается о возможном будущем, в котором «реалистическое искусство» постепенно вытеснило всю «фантастику» из кино и литературных произведений. Это стало возможно потому, что желание воспринимать «прекрасные литературные вымыслы, полёт фантазии» оказалось для правительства в ряду подозрительных, неблагонадёжных увлечений и попало под запрет. Однако главный герой нарушил запрет на чтение фантастических произведений или произведений с элементами фантастики и построил замок, который заполнил персонажами таких книг. А затем устроил званый ужин, на который пригласил чиновников, ответственных за закон, запрещающий чтение и хранение фантастических произведений…

ЗАДАНИЕ: Представьте себя на месте хозяина такого мероприятия и создайте его «сценарий»: опишите тех персонажей произведений русской и зарубежной литературы, при создании которых авторы использовали «фантастику» и которых вы бы пригласили. Охарактеризуйте их так, чтобы их «чудесная», «гротескная» природа или участие в фантастических событиях стала «пропуском» на подобный званый ужин.

В помощь вам приводим выдержку из статьи в одном из современных литературоведческих словарей, где даётся следующее определение «фантастики» и «фантастического»:

«Фантастическое (от греч. «phantas+tike» – «искусство воображать») – тип художественной образности, основанный на тотальном смещении-совмещении границ «возможного» и «невозможного». Фантастическое (…) связано с нарушениями принятых норм художественной условности, включающих принципы правдоподобия (естественнонаучные, эмпирические). Нарушения такого рода мотивируются столкновением героя (и/или читателя) с явлением, выходящим за рамки той картины мира, которую принято считать «обычной» («объективной», «исторически достоверной» и пр.). Посредством фантастического (…) привычные (для героя и/или читателя) элементы действительности, а также языка, ее описывающего, сочетаются неожиданным и невероятным способом.» // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. – М.: Intrada, 2008. – с. 278.

В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий. Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчетов. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» – «прогулки». Так, например, у мы найдем прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств».

ЗАДАНИЕ. Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных вариантов. Не забывайте, что эпиграф – это эмоциональный и смысловой ключ к тексту.

1. «Унылая пора! очей очарованье!»

2. «………….Посмотри в окно.

Осень в желтых листьях, в нежной позолоте

Медленно колдует. Что нам суждено?»

3. «Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном…»

4. «Улетели листья с тополей –

Повторилась в мире неизбежность…»

5. «Третьи сутки дождь идет,

Ковыряет серый лед

И вороне на березе

Моет клюв и перья мнет…»

Критерии оценки работ, комментарии и рекомендации

Учащимся 7-8-х классов предложено по два письменных задания творческого характера, что исключает жесткую регламентацию в определении достоинств и недостатков работ. Нам рекомендуют «не забывать о здравом смысле и в спорных случаях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мертвой букве инструкций».

Читайте также:  Цветовая субдискретизация 4 2 2

Время выполнения заданий – 3 часа.

ЗАДАНИЕ. Предложите свой вариант ответа из 4-х пунктов, которые, с вашей точки зрения, характеризуют хорошего читателя. Прокомментируйте, обоснуйте свой выбор. Используйте свой собственный читательский опыт

Задание подобного рода дает повод для рефлексии того, что такое творчески продуктивный контакт с литературным произведением и каковы признаки «настоящего читателя», становится отправной точкой для осмысления и оценки собственной читательской активности.

1. Цельность и стройность работы. Понимание поставленной задачи, умение работать в заданном направлении. Способность аргументировать и обосновывать свой выбор

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2-5-8-10⃰ (см. примечания)

2. Опора на собственный читательский опыт. Способность передать личные читательские впечатления.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2-5-8-10

3. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

4. Оригинальность сочинения. Литературный и общекультурный кругозор

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

Итог: максимальный балл 30.

ЗАДАНИЕ: Представьте себя на месте хозяина такого мероприятия («званый ужин») и создайте его «сценарий»: опишите тех персонажей произведений русской и зарубежной литературы, при создании которых авторы использовали «фантастику» и которых вы бы пригласили. Охарактеризуйте их так, чтобы их «чудесная», «гротескная» природа или участие в фантастических событиях стала «пропуском» на подобный званый ужин.

Выполнение этого задания позволяет учащимся проявить творческую инициативу и умение аргументировать свои умозаключения. Описание героев фантастических произведений, стилистическое верное по отношению к оригиналу, позволяет проявить читательскую чуткость к художественной логике и языку выбранных произведений. Отбор персонажей, образ которых создан с нарушением границ возможного или при помощи смешения разнородных элементов действительности, демонстрирует литературный кругозор участника.

1. Цельность и стройность работы. Понимание поставленной задачи, умение работать в заданном направлении.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

2. Обоснованность отбора персонажей (гостей), убедительность их характеристик как героев фантастических сюжетов

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2-5-8-10

3. Оригинальность сценария «званого ужина»

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2-5-8-10

4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

Итог: максимальный балл 30.

Творческое задание 2. (7-8 классы) Описание прогулки.

Выполнение этого задания позволяет учащимся проявить творческую фантазию, без которой невозможно представить полноценного читателя. Но не менее важно умение уловить и выдержать единство тона, эмоционального строя в описании.

1. Цельность и стройность работы. Понимание поставленной задачи, умение работать в заданном направлении. Соответствие описания избранной форме – письма или дневниковой записи

Творческое задание на олимпиаде по литературе в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Творческое задание на олимпиаде по литературе в 11 классе»

Второй тур заключительного этапа – творческий.

Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года.

Для школьного этапа 2016/2017 года предлагаем в качестве примера творческого задания следующее (один и тот же тип задания может быть использован в 9, 10 и 11 классах – главное подобрать разный материал и разные примеры для этого типа заданий):

9 класс В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий.

Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчётов. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» – «прогулки».

Так, например, у К.Н. Батюшкова мы найдём прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств»

Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи, заметки в блоге или на своей странице в социальных сетях

. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных ниже фрагментов стихотворений. Не забывайте, что эпиграф – это эмоциональный и смысловой ключ к тексту. 1. Брожу ли я вдоль улиц шумных… А.С. Пушкин 18

2. …Посмотри в окно Осень, в жёлтых листьях, в нежной позолоте, Медленно колдует. Что нам суждено? К. Бальмонт 3. Город сродни попытке воздуха удержать ноту от тишины… И. Бродский Комментарии и критерии оценивания творческого задания Выполнение этого задания позволяет учащимся проявить творческую фантазию, без которой невозможно представить полноценного читателя. Но не менее важно умение учитывать особенности речевых жанров (наличие адресата, если избирается форма письма), умение выдержать единство тона, эмоционального строя в описании, его соответствие выбранному эпиграфу.

Критерии: 1. Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности описываемого ландшафта, значимость попутных наблюдений, умение включить в описание характерные подробности городского пейзажа (или картины природы).

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10 2. Соответствие описания избранной жанровой форме письма, дневниковой записи, заметке в блоге или на странице в социальных сетях. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3. Соответствие эмоционального строя созданного текста тональности эпиграфа. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5 4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5 Итог: максимальный балл 30.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector