Списание принтера в бухгалтерском учете

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

  1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесенок особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
  2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Читайте также:  Укажите в чем сущность пирамиды происшествий дюпона

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Работу любой фирмы или офиса в настоящее время сложно представить без офисной техники. В данной статье рассмотрим порядок отражения операций, связанных с расходами по приобретению и списанию картриджей и по их заправке в бухгалтерском учете и в целях налогообложения. Сначала рассмотрим порядок отражения операций по приобретению и списанию картриджей в бухгалтерском и налоговом учете.

Документальное оформление

Приемка и оприходование картриджей

Согласно п. 49 Методических указаний по учету МПЗ, приемку и оприходование картриджей оформляют приходным ордером по форме N М-4.

Учет движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру ведется в Карточке учета материалов (форма N М-17), заполняемой на каждый номенклатурный номер. Записи в карточке ведутся материально ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Картриджи принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (далее – МПЗ) по фактической себестоимости, которая равна сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС) (п. п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 "Учет МПЗ").

Списание картриджей

Картриджи списываются актом расхода в том подразделении, которое является их получателем.

Документ включает в себя необходимые сведения о списываемых ценностях: наименование, количество, учетную цену и сумму по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумму по нормам расхода, количество и сумму расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ (п. 98 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н).

Порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией самостоятельно.

Вместо оформления акта можно дополнить требование-накладную по форме N М-11 еще одним реквизитом, который расшифрует назначение использования "картриджей" и позволит списывать материалы в расход с помощью одного модифицированного документа.

При этом форму требования-накладной следует утвердить в учетной политике в качестве документа, подтверждающего расходование материалов.

Бухгалтерский учет

Поступающие на предприятие картриджи на основании сопроводительных документов (накладных, копий счетов, кассовых чеков) следует приходовать по дебету счета 10, субсчет 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".

Если приобретенные активы используются для производственных целей, то их стоимость относится к расходам по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации") и учитывается на счетах учета затрат (20, 23, 25, 26, 44).

В бухгалтерском учете списание МПЗ в расходы осуществляется одним из методов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Выбор применяемого метода отражается в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 73 Методических указаний).

Признаются данные расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная поставщиком картриджа, принимается организацией к вычету. Вычет НДС производится после принятия картриджа к учету при наличии выставленного поставщиком счета-фактуры (пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль стоимость картриджей учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Организация приобрела картриджи на сумму 17 700 руб., в том числе НДС – 2700 руб.

Материалы поступили в организацию в полном объеме.

Получены документы от поставщика: накладная ТОРГ-12, счет-фактура.

Материалы оплачены безналичным путем.

В учете организации необходимо сделать следующие записи:

– 15 000 руб. – поступили материалы (оформлен приходный ордер по форме N М-4);

– 2700 руб. – учтен НДС по приобретенным материалам;

– 17 700 руб. – оплачены материалы с расчетного;

– 2700 руб. – входной НДС принят к вычету;

– 15 000 руб. – картриджи переданы в эксплуатацию (оформлен документ требование-накладная по форме N М-11).

Для целей налогообложения прибыли стоимость картриджей, переданных в производство, учтена Организацией в составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и (или) реализацией в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Теперь рассмотрим порядок отражения операций по заправке картриджей в бухгалтерском и налоговом учете.

Заправка картриджей

Бухгалтерский учет

В соответствии с п.п.5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы организации по оплате работ сторонней организации по заправке картриджа являются расходами по обычным видам деятельности.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (п.6 ПБУ 10/99).

Признаются данные расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов расходы по оплате работ по заправке картриджа, в случае если они являются управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма налога на добавленную стоимость по принятым работам отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Сумма НДС, предъявленная поставщиком работ (услуг), принимается организацией к вычету. Вычет НДС производится после принятия работ (услуг) к учету при наличии выставленного поставщиком счета-фактуры (пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Принятая к вычету сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на заправку картриджа учитываются в составе материальных расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ (см. Письма Минфина России от 8 февраля 2007 г. N 03-11-04/2/26, УФНС России по г. Москве от 1 декабря 2004 г.).

Читайте также:  Электрочайники без запаха пластмассы

Работнику производственной организации выданы из кассы денежные средства под отчет в сумме 15 000 руб. для заправки картриджа для ксерокса в специализированной организации.

Работником в этот же день в бухгалтерию организации представлены авансовый отчет и документы, подтверждающие заправку картриджа (акт приемки – сдачи работ, счет – фактура), на сумму 11 800 руб. (включая НДС 1 800 руб.)

В учете организации необходимо сделать следующие записи:

В организации имеется неисправная оргтехника (мониторы, системные блоки, принтеры, источники бесперебойного питания, сканеры и т.п.), ремонт которой экономически не целесообразен. Данная оргтехника полностью самортизирована, не участвует в производственной деятельности, находится на складе. Учет этого имущества ведется на счетах 01 и 013.

Возможно ли списание данных средств со счетов 01 и 013 без проведения утилизации?

Можно ли расходы на утилизацию учесть при налогообложении прибыли, если они будут произведены в другом налоговом периоде (например, списание со счетов 01 и 013 будет в IV квартале 2012 года, а утилизация – в I квартале 2013 года)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение утилизации оргтехники и учет драгоценных металлов, входящих в нее, регламентированы законодательством РФ. Соответственно, утилизацию оргтехники организация обязана проводить. По нашему мнению, списание оргтехники со счетов учета в одном налоговом периоде, а признание расходов на утилизацию в другом периоде возможны.

Обоснование вывода:

Учет выбытия основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее – ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее – Методические указания).

Пунктом 29 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств (далее также – объект ОС) может иметь место, в частности, в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа.

Согласно п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой должны войти соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входит:

– установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ);

– при необходимости выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

– возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;

– составление акта на списание объекта основных средств, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект основных средств.

Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) составляется по форме N ОС-4 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7) и утверждается руководителем организации.

На основании акта о списании в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии объекта ОС (п. 80 Методических указаний).

Таким образом, выбытие предметов оргтехники оформляется следующими документами:

– приказ руководителя организации о создании комиссии;

– акт о списании объекта ОС формы N ОС-4, утвержденный руководителем организации.

В акт должны быть включены сведения, предусмотренные п. 78 Методических указаний.

Названные документы являются документами, на основании которых производится списание объекта ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079009@ и от 23.05.2006 N 20-12/45320@).

Списание малоценного имущества (по аналогии с объектами основных средств) может быть осуществлено либо по окончании срока его полезного использования, либо в случае его морального или физического износа, когда дальнейшая эксплуатация указанного имущества уже невозможна.

Минфин России в письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, что для учета имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, применение форм, используемых для учета и списания объектов основных средств, не требуется.

В этом же письме для учета такого малоценного имущества было рекомендовано, в частности, использование таких форм, как приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и другие. Приведенные формы, а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Этим же постановлением утверждены и такие формы, как:

– МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов";

– МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Таким образом, при списании объектов малоценного имущества аналогом формы N ОС-4 можно считать форму N МБ-8. Данная форма составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов для утилизации акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.

Необходимо учесть также следующее.

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.

Основанием для этого являются:

– Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";

– Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее – Правила N 731);

– Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее – Инструкция N 68н).

Согласно положениям п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.

С учетом положений этих нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы (далее – драгоценные металлы), организация должна совершить следующие действия:

Читайте также:  Что значит гашеные и негашеные марки

– изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

– определить содержание драгоценных металлов в деталях;

– оприходовать полученные детали.

За нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов статьей 19.14 КоАП предусмотрена ответственность. Так, на должностных лиц организаций может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Содержание в объекте ОС драгоценных материалов указывается в разделе 2 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" акта формы N ОС-4.

На основании акта об изъятии деталей соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно на изъятые детали заводятся карточки учета материалов по форме N М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которых согласно п. 6.19 Инструкции следует указать:

– вид лома и отходов (наименование деталей и узлов);

– общую массу отходов;

– наименование драгоценных металлов;

– массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.

Изъятые детали учитываются в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на счете 10 "Материалы". Согласно п. 9 ПБУ 5/01 их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. С учетом требования осмотрительности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)) рекомендуем стоимость деталей определять для целей бухгалтерского учета по минимально возможной цене реализации.

Необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

Следовательно, затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации (организаций), привлекаемой для совершения действий, связанных со списанием и утилизацией объектов ОС, будут являться обоснованными и могут быть включены в состав внереализационных расходов при условии их соответствующего документального подтверждения.

Датой осуществления указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, в случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.

В письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, рассматривая вопрос о признании в составе внереализационных расходов остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, специалисты ведомства указывают на то, что демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.

Таким образом, учитывая мнение Минфина России, полагаем, что расходы на утилизацию оргтехники можно признать в составе внереализационных расходов на дату подписания акта специализированной организации, даже если эти расходы осуществляются в налоговом периоде, следующем за периодом списания оргтехники с учета.

Однако в некоторых случаях, по мнению налоговых органов, для списания объектов основных средств с учета имеет значение подтверждение фактического выбытия объекта (например актом об утилизации, актом приема-передачи объекта при его реализации, смотрите в связи с этим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-3846/2008(247-А27-40)). В данном судебном заседании суд поддержал доводы налогового органа.

В связи с этим полагаем, что более безопасным, с точки зрения налогообложения, будут списание оргтехники и признание расходов на утилизацию в одном налоговом периоде, так как утилизация подтверждает фактическое выбытие объекта учета.

Следует отметить, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5 ст. 274 НК РФ).

К сведению:

Одним из способов списания оргтехники с учета может быть ее реализация специализированным организациям, которые выкупают старую технику и утилизируют ее, тогда Вашей организации не нужно будет приходовать и вести учет лома и отходов драгоценных металлов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

11 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector