No Image

Текст для разбора по частям речи

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
22 января 2020

Предложения для полного орфографического и грамматического разбора. 3 класс. Можно использовать по всем программам.

Скачать:

Вложение Размер
predlozheniya_dlya_orfograficheskogo_i_grammaticheskogo_razbora.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предложения для орфографического и грамматического разбора.

  1. Под берёзкой белеет пушистый ландыш.
  2. Над зелёным лугом несётся медовый запах травы.
  3. В утренней прохладе разливается горьковатый запах полыни.
  4. Золотой луч солнца заиграл на верхушке молодой берёзки.
  5. На дне глубокого ущелья журчал весёлый ручеёк.
  6. В осеннем лесу ярко горели кисти рябин.

7. Дети собирали еловые шишки в корзины.

  1. Притаился у границы пограничников отряд.
  2. Через сосновый бор вьётся лесная тропинка.
  3. Заунывный ветер гонит стаи туч на край небес.
  4. Золотая осень украсила верхушки деревьев чудесным узором.
  5. Над лесом выплывает яркое солнце.
  6. По лёгкой пороше от ели к берёзке тянется след белочки.
  7. В парке ветки берёзки украсились серебристым инеем.
  8. В осенние дни хлопотливый ёжик готовит себе жилище на зиму.
  9. На моховых кочках ожерельем разрумянилась клюква.
  10. Над болотом с шумом поднялась стая диких уток.
  11. Зимние вьюги намели большие сугробы снега.
  12. С вершины высокой ели хлопьями посыпался лёгкий иней.
  13. По лесной поляне тянется след рыжей лисицы.
  14. Горячее солнце залило окрестность ярким светом.
  15. В солнечный день жемчужная кувшинка нежилась на гладкой поверхности реки.
  16. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
  17. Озорной ветер устилает жёлтыми листьями мокрую землю.
  18. Зимой около ёлки оставляют следы на снегу обитатели леса.
  19. Под тяжестью плодов гнутся к земле стройные яблоньки.
  20. В густом лесу притаилась пограничная застава.
  21. Пёстрые бабочки весело порхают с цветка на цветок.
  22. С дальних полей доносится шум машин.
  23. В субботу ученики третьего класса меняют книги в библиотеке.
  24. Утром на бледном небосклоне показалась алая полоска зари.
  25. Стеной стоит пшеница золотая по сторонам дорожки полевой.
  26. Липы усыпали золотыми листьями гадкие дорожки сада.
  27. От густого леса к болоту тянутся узкие тропинки.
  28. У беседки полыхают алые гроздья рябины.
  29. Всю ночь поют в пшенице перепёлки.
  30. В зеркало залива сонный лес глядит.
  31. Из тёплых стран прилетели пернатые вестники весны.
  32. В осеннем лесу горели яркие кисти рябин.
  33. Над глухою степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут.
  34. От нашей дачи к берёзовой роще тянется узкая тропинка.
  35. Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажилась.
  36. В ясный день в голубом небе раздаётся весёлая песенка жаворонка.
  37. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
  38. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.
  39. Звёзды ярким светом упадут на дно реки.
  40. Через лесное оконце мне открылась поляна в лесу.
  41. Тянутся с юга на север стаи диких уток.
  42. В степной полосе население занимается земледелием.
  43. На траве играют лучи утреннего солнца.
  44. Потемнела полосами белая пелена снега у дороги.
  45. На высокой сосне мелькнул пушистый хвост белочки.
  46. Гибкие веточки берёз покрылись смолистыми почками.
  47. Капли крови густой из груди молодой на зелёные травы сбегали.
  48. На вырубке у дорожки поспела сладкая земляника.
  49. В небе вспыхивали яркие нити молний.
  50. Удары грома оглушили всю местность.
  51. Ласковый май насыпал по овражкам белые сугробы черёмухи.
  52. Берёза кудрявая в старом саду зелёные ветви склонила к пруду.
  53. Зелёные листья трепещут в ветвистой вышине под росистой влагой.
  54. Птицы встречают ликующими песнями ранний луч солнца.
  55. Прозрачный отрезок туч тает у лунного серпа.
  56. С далёкого севера дует холодный ветер.
  57. Солнце чёрными кругами в лесу деревья обвело.
  58. Роняет лес багряный свой убор.
  59. По дороге волнистым облаком ложится пыль.
  60. В окно дышит ароматом ветка белых роз.
  61. Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
  62. По дну ущелья протекала быстрая горная речка.
  63. Большие сугробы со всех сторон окружали узкую тропинку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале показаны образец устного разбора слова по составу и схема разбора по составу на письме.

Виды грамматических разборов.

Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.

В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе.

В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе .

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор".

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов&quot.

Описание

Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В комментариях можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂

Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.

Результаты хранятся 7 дней (сохраняйте адрес страницы с разбором вашего предложения).

Справочная информация

Понятие синтаксиса

Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?

Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.

Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.

Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.

Читайте также:  Телефон блеквиев 7000 про

Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.

Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.

Понятие синтаксического разбора предложения

Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части. Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание. Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.

Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение

Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.

Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?». Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола. Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.

Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.

Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.

Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте. Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали. Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».

Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е. частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях. Слово «дремучий» – как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.

Как выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения

Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.

Разбор простого предложения

Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.

Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале. По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное. Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.

Разбор сложного предложения

Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.

Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две. А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.

Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.

Порядок разбора

Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.

Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.

Читайте также:  Создание простой таблицы ms word

После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).

Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.

Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.

Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т.е. включает в себя разные части речи.

Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.

Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу. И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи. Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.

Морфологический разбор слова

Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.

Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.

Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.

При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.

Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму. При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова. Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.

Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:

Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.

Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.

Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.

Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.

Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.

Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.

Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.

Описание

Сервис позволяет автоматически разобрать предложение для определения и указания частей речи.

Части речи русского языка

Части речи в русском языке – это классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами.

Каждая часть речи характеризуется общностью значения и характерным набором грамматических признаков. Выделяют самостоятельные (знаменательные) и служебные, а также существует междометие, которое относится к особой части речи.

Стоит определить, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Также важную роль играют вопросы, которые необходимо задавать к слову, чтобы определить часть речи.

Название части речи

Мальчик, дедушка, папа

Книга, стул, дверь

Слова этой части речи обозначают предмет, лицо, явление или понятие

Самостоятельные части речи

Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, а также имеют ряд грамматических признаков. Существительные изменяются по падежам и числам. Помимо этого, имеют категорию рода:

отец – мужской род;

мама – женский род;

дерево – средний род.

В зависимости от рода существительные относятся к одному из трёх типов склонения.

В предложении имена существительные обычно выступают в роли подлежащего и дополнения.

Название части речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

При использовании притяжательного задается другой вопрос (чей? чья? чьи?)

Белый, умная, светлое, глупые

Обозначает признаки и свойства предметов. Делится на три разряда:

Читайте также:  Умные часы что они умеют

качественные (злой, легкий)

относительные (вечерний, стеклянный)

притяжательные (папин, бабушкин)

Имя прилагательное имеет родовую принадлежность, а также может менять форму в зависимости от числа и падежа:

Прилагательные, которые описывают качество предмета имеют краткую форму и сравнительную степень:

умнее, более умный, умнейший, самый умный.

При использовании суффиксов и окончаний всякое существительное можно преобразовать в прилагательное. К примеру, дерево – деревянный, дым – дымный, ветер – ветреный и так далее.

В предложении имя прилагательное берет на себя роль определения, а также сказуемого.

Название части речи

Полтора, двадцать девятое, семнадцатый, три

Обозначает количество или порядок при подсчете предметов. Выделяют три группы числительных:

количественные числительные (сколько?) семь, тысяча, сто тысяч, миллиард

собирательные числительные (сколько?) шестеро, семеро, двое

порядковые числительные (который?) одиннадцатый, второй, тридцать седьмой

Имя числительное может быть отнесено к простым и составным числительным:

простые числительные: восемь, три, четыре;

составные числительные: сто тридцать четыре, семьдесят пять, восемнадцать.

Название части речи

В зависимости от разряда существуют разные вопросы

Я, она, оно, твой, никто

Местоимение является той частью речи, которая указывает на лицо, но не обозначает его. В речи служит для сокращения подачи информации и разнообразия разговора.

Местоимение имеет различные виды разрядов:

личные: мы, ты, она, он, оно и так далее;

притяжательные: наш, ваш, мой и так далее;

вопросительные: чей, каков, который, сколько и так далее;

отрицательные: ничей, никто, нечего, никакой и так далее;

неопределенные: кое-кто, кто-то, что-нибудь, некто, нечто и так далее;

определительные: каждый, любой, иной, другой, весь и так далее;

указательные: тот, этот, такой-то, столько-то, таков и так далее.

Личные местоимения выступают в предложении в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства.

Название части речи

Что делать? Что сделать?

Указывает на действие или состояние предмета, рассматривая процесс

Глагол имеет ряд грамматических признаков:

(что делать?) рисовать – (что сделать?) перерисовать;

пишешь, писал, будет писать, написал бы, напишите;

напишу, напишешь, напишите, напишут.

Каждая форма глагола имеет эти признаки, которые делают глагол самостоятельной частью речи.

К примеру, начальная форма (инфинитив глагола), не имеет ряд грамматических признаков залога, наклонения, времени, числа, рода, лица:

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе изменяют род. В предложении зачастую выполняет роль сказуемого.

Название части речи

Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Стоявший, бежавший, нарисованный, падающий, растущий, выделяющийся, развивающийся

Причастие соединяет в себе грамматические свойства глагола и имени прилагательного. Указывает на черты действия.

К постоянным грамматическим признакам причастия (признакам глагола) относят следующие понятие:

К непостоянным признакам причастия (признакам прилагательных) относят следующие определения:

В предложении причастие несет роль определения и сочетается с именем существительным или именем прилагательным.

Название части речи

Что делая? Что сделав?

Прибежав, нарисовав, собираясь, анализируя, добиваясь

Деепричастие выражает второстепенное действие, которое происходит наряду с первостепенным. Считается самостоятельной частью речи, но в некоторых пособиях имеет определение особой формы глагола

Деепричастие сочетает в себе функций глаголов и причастий:

Указывает на признак действия (как оно совершается).

Деепричастие также комбинирует в себе свойства глаголов и наречий.

Вид – совершенный (приняв, послав) или несовершенный (укладывая, отправляя);

Переходность (сжигая полено, гладя собаку) и непереходность (приседая вниз, передвигаясь по двору);

Возвратность (становясь, моясь) и невозвратность (радуя, удивляя).

Неизменяемость (нельзя склонять или спрягать)

При использовании в словосочетаниях соседствует с личной формой глагола (она пишет, думая)

В предложении деепричастие занимает место обстоятельства, являясь второстепенным членом предложения.

Название части речи

Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Сколько?

Люто, смело, поспешно

Наречие указывает на свойства действия, предмета

Существует два типа наречий:

знаменательные (медленно, быстро, спешно);

местоименные (зачем-то, когда-либо, где-либо).

Наречие является неизменяемой частью речи. Его нельзя склонять, спрягать. Оно также не имеет форм рода, числа, падежа.

В предложении занимает роль обстоятельства. Не имеет зависимых слов. Может примыкать к глаголам, именам прилагательным, существительным и другим наречиям.

Наречия, которые образованы от качественных имен прилагательных имеют сравнительную и превосходную степень сравнения (холодно – холоднее – холоднее всего)

Наречия часто путают со словами категории состояния. Но слова категории состояния независимы от других слов и выступают в роли сказуемого.

Название части речи

Пасмурно, больно, весело

Обозначает состояние живых существ и окружающей природы или среды

Главными признаками этой части речи считаются:

употребляется в роли сказуемого в безличных предложениях.

Служебные части речи

К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.

Служебные слова нельзя изменять. Они не являются членам предложение.

Название части речи

Указывает на зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от различных слов в предложении

Различают несколько видов предлогов:

отнаречные (мимо, внутри);

отыменные (путем, насчет);

отглагольные (исключая, спустя).

Название части речи

И, зато, также, тоже

Союз выступает соединяющим звеном между однородными членами и частями сложных предложений

Существуют две категорий союзов:

сочинительные (зато, только, либо)

подчинительные (несмотря на то что, точно, если)

Название части речи

Именно, как раз, что за, то-то

Выражает смысловые оттенки и образует формы слов

Различают следующие типы частиц: утвердительные, отрицательные, вопросительные, сравнительные, усилительные, указательные, уточняющие, восклицательные, выражающие сомнение.

Название части речи

Ах, ох, ух, ужас, беда

Выражают чувства и эмоций, не называя их конкретно

Междометие не является служебной или самостоятельной частью речи.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector