No Image

Указать назначение шин usb

СОДЕРЖАНИЕ
7 просмотров
22 января 2020

Архитектура ЭВМ

Компоненты ПК

Интерфейсы

Мини блог

Самое читаемое

Введение

USB (Universal Serial Bus — универсальная последовательная шина) является промышленным стандартом расширения архитектуры PC, ориентированным на интеграцию с телефонией и устройствами бытовой электроники. Версия стандарта 1.0 была опубликована в начале 1996 года, большинство устройств поддерживают стандарт 1.1, который вышел осенью 1998 года, — в нем были устранены обнаруженные проблемы первой редакции. Весной 2000 года опубликована спецификация USB 2.0, в которой предусмотрено 40-кратное увеличение пропускной способности шины. Первоначально (в версиях 1.0 и 1.1) шина обеспечивала две скорости передачи информации: полная скорость, FS (full speed) — 12 Мбит/с и низкая скорость, LS (low speed) — 1,5 Мбит/с. В версии 2.0 определена еще и высокая скорость, HS (high speed) — 480 Мбит/с, что позволяет существенно расширить круг устройств, подключаемых к шине. В одной и той же системе могут присутствовать и одновременно работать устройства со всеми тремя скоростями. Шина позволяет с использованием промежуточных хабов соединять устройства, удаленные от компьютера на расстояние до 25 м. Подробную и оперативную информацию по USB (на английском языке) можно найти на сайте http://www.usb.org. Разработку устройств и их классификацию и стандартизацию координирует USB-IF (USB Implementers Forum, Inc.).

Шина USB обеспечивает обмен данными между хост-компьютером и множеством периферийных устройств (ПУ). USB является единой централизованной аппаратно-программной системой массового обслуживания множества устройств и множества прикладных программных процессов. Связь программных процессов со всеми устройствами обеспечивает хост-контроллер с многоуровневой программной поддержкой. Этим USB существенно отличается от традиционных периферийных интерфейсов (портов LPT, COM, GAME, клавиатуры, мыши и т. п.), сравнение этих типов подключений приводится в таблице.

Таблица. Сравнение шины USB с традиционными периферийными интерфейсами

Традиционные интерфейсы (COM, LPT, Game…) Шина USB
Подключение каждого устройства в общем случае требует присутствия собственного контроллера (адаптера) 1 Все устройства подключены через один хостконтроллер
Каждый контроллер занимает свои ресурсы (области в пространстве памяти, ввода/вывода, а также запросы прерывания) Ресурсы занимает только хост-контроллер
Малое количество устройств, которые возможно одновременно подключить к компьютеру Возможность подключения до 127 устройств
Драйверы устройств могут обращаться непосредственно к контроллерам своих устройств, независимо друг от друга Драйверы устройств обращаются только к общему драйверу хост-контроллера
Независимость драйверов оборачивается непредсказуемостью результата одновременной работы с множеством устройств, отсутствием гарантий качества обслуживания (возможность задержек и уменьшения скорости передачи)
для различных устройств
Централизованный планируемый обмен обеспечивает гарантии качества обслуживания, что позволяет передавать мультимедийные изохронные данные наряду с обычным асинхронным обменом
Разнообразие интерфейсов, разъемов и кабелей, специфичных для каждого типа устройств Единый удобный и дешевый интерфейс для подключения устройств всех типов. Возможность выбора скорости работы устройства (1,5–15–480 Мбит/с) в зависимости от потребности
Отсутствие встроенных средств обнаружения подключения/отключения и идентификации устройств, сложность поддержки PnP Возможность «горячего» подключения/отключения устройств, полная поддержка PnP, динамическое конфигурирование
Отсутствие средств контроля ошибок Встроенные средства обеспечения надежной передачи данных
Отсутствие штатного питания устройств Возможность питания устройств от шины, а также наличие средств управления энергопотреблением

1 — Возможностью подключения к одному контроллеру множества устройств обладает и шина SCSI, но ее параллельный интерфейс по сравнению с USB слишком дорог, громоздок и более ограничен в топологии.

Транзакции и пакеты

Протокол шины USB обеспечивает обмен данными между хостом и устройством. На протокольном уровне решаются такие задачи, как обеспечение достоверности и надежности передачи, управление потоком. Весь трафик на шине USB передается посредством транзакций, в каждой транзакции возможен обмен только между хостом и адресуемым устройством (его конечной точкой).

Все транзакции (обмены) с устройствами USB состоят из двух-трех пакетов, типовые последовательности пакетов в транзакциях приведены на рис. 1. Каждая транзакция планируется и начинается по инициативе хост-контроллера, который посылает пакет-маркер транзакции (token packet). Маркер транзакции описывает тип и направление передачи, адрес выбранного устройства USB и номер конечной точки. Адресуемое маркером устройство распознает свой адрес и готовится к обмену. Источник данных, определенный маркером, передает пакет данных. На этом этапе транзакции, относящиеся к изохронным передачам, завершаются — здесь нет подтверждения приема пакетов. Для остальных типов передач работает механизм подтверждения, обеспечивающий гарантированную доставку данных. Форматы пакетов приведены на рис. 2, типы пакетов — в таблице. Во всех полях пакетов, кроме поля CRC, данные передаются младшим битом вперед (на временных диаграммах младший бит изображается слева). Пакет начинается с синхропоследовательности Sync и завершается признаком конца — EOP. Тип пакета определяется полем PID. Назначение остальных полей раскрывается далее. Длина полей Sync и EOP указана для передач на FS/LS, для высокоскоростных передач поле Sync удлинено до 32 битовых интервалов, а EOP до 8 (в пакетах SOF поле EOP имеет длину 40 бит).

Таблица. Типы пакетов и их идентификаторы P >

Имя
Код PID Содержимое и назначение Пакеты-маркеры (Token) OUT 0001 Маркер транзакции вывода, несет идентификатор конечной точки (адрес устройства и номер точки; направление точки определяется кодом PID) IN 1001 Маркер транзакции ввода, несет идентификатор конечной точки (адрес устройства и номер точки; направление точки определяется кодом PID) SETUP 1101 Маркер транзакции управления, несет идентификатор конечной точки (адрес устройства и номер точки) SOF 0101 Маркер начала микрокадра, несет 11-битный номер кадра (вместо полей Addr и EndP) PING 0100 Пробный маркер управления потоком (в USB 2.0) Пакеты данных DATA0 0011 Пакеты данных; чередование PID позволяет различать четные и нечетные пакеты для контроля правильности подтверждения DATA1 1011 DATA2 0111 Дополнительные типы пакетов данных, используемые в транзакциях с широкополосными изохронными точками (в USB 2.0 для HS) MDATA 1111 Пакеты квитирования (Handshake) ACK 0010 Подтверждение безошибочного приема пакета NAK 1010 Индикация занятости (неготовности конечной точки к обмену данными, незавершенности обработки транзакции управления) STALL 1110 Конечная точка требует вмешательства хоста NYET 0110 Подтверждение безошибочного приема, но указание на отсутствие места для приема следующего пакета максимального размера (в USB 2.0) Специальные пакеты (Special) PRE 1100 Преамбула (маркер) передачи на низкой скорости (разрешает трансляцию данных на низкоскоростной порт хаба) ERR 1100 Сигнализация ошибки в расщепленной транзакции (в USB 2.0) SPLIT (SS и CS) 1000 Маркер расщепленной транзакции (в USB 2.0). В зависимости от назначения обозначается как SS (маркер запуска) и CS (маркер завершения), назначение определяется битом SC в теле маркера

Скорость обмена данными

Скорость последовательной передачи (1,5, 12 и 480 Мбит/с для LS, FS и HS соответственно) является только отправной точкой для определения реальной производительности обмена с конкретным устройством и всеми устройствами на шине в целом. Пропускная способность шины в целом определяется еще и соотношением накладных расходов и передаваемых полезных данных. Ниже рассматриваются источники накладных расходов, доля накладных расходов в общем трафике и загрузка шины транзакциями разных типов с разным размером блока данных. Для оценки возможной скорости обмена данными с конкретным устройством, подключенным к USB, отметим ряд моментов:

  • c обычной конечной точкой периодических передач (изохронные и прерывания) в каждом n-м микрокадре производится лишь одна транзакция (n определяется параметром bInterval дескриптора конечной точки);
  • с широкополосной конечной точкой в микрокадре может производиться до трех транзакций. Широкополосные точки представлены размером поля данных 1024–3072 байт, и загрузка шины, которую они дают, относится ко всем (от 1 до 3) их транзакциям в микрокадре. Пропускная способность Vmax точки с периодической передачей определяется делением размера поля данных пакета максимальной длины Dmax на длительность периода обслуживания T: Vmax = Dmax/T. Период обслуживания T определяется следующим образом:
    —– для изохронных конечных точек T = Tk×2bInterval–1, где Tk — период посылки маркеров SOF (1 мс для полной скорости и 125 мкс для высокой); bInterval лежит в диапазоне 1–16. Таким образом, для FS период обслуживания может быть в пределах 1–32768 мс, для HS — 0,125–4096 мс;
    —– для FS/LS конечных точек прерываний T = 1×bInterval (мс), bInterval лежит в диапазоне 1–255 (период обслуживания может быть в пределах 1–255 мс);
    —– для HS-конечных точек прерываний T = 0,125×2bInterval–1 (мс); bInterval лежит в диапазоне 1–16, период обслуживания может быть в пределах 0,125– 4096 мс.
  • при передаче массивов число транзакций с конечной точкой в одном микрокадре не определено, но его максимум не превосходит указанного в таблицах. Драйвер USB может использовать и простую политику обслуживания очередей, при которой для каждой точки в микрокадре будет выполняться не более одной транзакции. В каждом микрокадре при самом плотном изохронном потоке есть место для 1–2 транзакций передач массивов, но когда на такие передачи претендует множество устройств, средняя скорость передачи для каждого из них, очевидно, будет невысокой.

Кабели и разъемы

Кабель USB содержит две пары проводов: одну для сигнальных цепей (D+ и D-) и одну пару для схемной земли (GND) и подачи питания +5 В (Vbus). Допустимая длина сегмента (кабеля от устройства до хаба) — до 5 м. Ограничения на длину сегмента диктуются затуханием сигнала и вносимыми задержками. Задержка распространения сигнала по кабельному сегменту не должна превышать 26 нс, так что при большой погонной задержке допустимая длина кабеля может сократиться. Максимальное удаление устройства от хост-контроллера определяется задержкой, вносимой кабелями, промежуточными хабами и самими устройствами.

В кабеле USB 1.x для сигнальных цепей используется витая пара проводов калибра 28AWG с импедансом 90 Ом. Характеристики кабеля нормированы в частотном диапазоне до 16 МГц. Для питания используется неперевитая пара проводов калибра 20AWG–28AWG. Требований к экранированию кабелей в USB 1.x не выдвигалось. Для низкой скорости может использоваться кабель с неперевитой парой сигнальных проводов (он дешевле и тоньше), но его длина не должна превышать 3 м.

В кабелях USB 2.0 используются провода тех же калибров, но в спецификации описана конструкция кабеля, в которую входит обязательный экран и связанный с ним дополнительный проводник. Такой кабель пригоден для работы на любых скоростях, включая и HS (480 Мбит/с).

Разъемы USB сконструированы с учетом легкости подключения и отключения устройств. Для обеспечения возможности «горячего» подключения разъемы обеспечивают более раннее соединение и позднее отсоединение питающих цепей по отношению к сигнальным. В USB определено несколько типов разъемов:

  • тип «A»: гнезда (рисунок а) устанавливаются на нисходящих портах хабов, это стандартные порты подключения устройств. Вилки типа «A» устанавливаются на шнурах периферийных устройств или восходящих портов хабов;
  • тип «B»: используются для шнуров, отсоединяемых от периферийных устройств и восходящих портов хабов (от «мелких» устройств — мышей, клавиатур и т. п. кабели, как правило, не отсоединяются). На устройстве устанавливается гнездо (рисунок б), на кабеле — вилка;
  • тип «Mini-B» (рисунок в): используются для отсоединяемых шнуров малогабаритных устройств;
  • тип «Mini-A»: введен в спецификации OTG, вилки используются для подключения устройств к портам малогабаритных устройств с гнездом «mini-AB».
  • тип «Mini-AB»: гнезда введены в спецификации OTG для портов двухролевых устройств, которые могут вести себя как хост (если в гнездо вставлена вилка miniA) или как периферийное устройство (если в гнездо вставлена вилка mini-B).
Читайте также:  Что такое емкость аккумулятора в смартфоне

Назначение выводов разъемов USB приведено в таблице, нумерация контактов показана на рисунке выше. Штырьковые разъемы, устанавливаемые на системной плате (рисунок г), предназначены для кабелей-«выкидышей», которыми подключаются дополнительные разъемы USB, устанавливаемые на передней или задней стенках корпуса компьютера (иногда и на боковых). На эти разъемы порты выводятся парами, причем у разных производителей подход к универсальности и защите от ошибочных подключений различен. Подключение «выкидыша», не подходящего к разъему, приводит к неработоспособности порта (к счастью, как правило, временной). Ошибка в подключении цепей GND и +5V может приводить к нагреванию кабелей и разъемов из-за короткого замыкания питающей цепи.

Все кабели USB «прямые» — в них соединяются одноименные цепи разъемов, кроме цепи ID, используемой для идентификации роли устройства в OTG. На вилке mini-A контакт 4 (ID) соединен с контактом 5 (GND), что заставляет порт, к которому подсоединена такая вилка, взять на себя роль нисходящего порта хаба. На вилке miniB такого соединения нет.

Ошибка в полярности подводимого питания может повредить подключаемое устройство (и необратимо). По этой причине наиболее безопасными для подключаемого устройства являются внешние разъемы USB, запаянные на системной плате или карте контроллера USB.

Таблица. Назначение выводов разъема USB

Цепь Контакт стандартного разъема Контакт миниразъема
VBus (+5 В) 1 1
D– 2 2
D+ 3 3
GND 4 5
ID 4

Структура устройства с интерфейсом USB

Периферийное устройство с интерфейсом USB можно разделить на две части — интерфейсную и функциональную (см. рисунок ниже). Физически они могут объединяться и на одной микросхеме, но логически их функции четко разделимы.

Все протокольные и сигнальные функции USB обеспечивает блок последовательного интерфейса, SIE (Serial Interface Engine). В сторону USB блок SIE «смотрит» своим портом USB (комплектом приемопередатчиков). Блок SIE занимается последовательным приемом и передачей пакетов, выполняя подсчеты и проверки CRC, вставку битов (bit stuffing) при передаче и их удаление при приеме, кодирование NRZI, проверку форматов, отработку подтверждений и отслеживание корректной последовательности пакетов. С функциональной частью устройства блок SIE обменивается только «чистыми» пользовательскими данными. SIE сигнализирует о приходе очередного пакета к той или иной конечной точке, принимает от функциональной части данные к выдаче (вводу по запросу хоста), сообщает о выполнении этой операции. Количество и тип поддерживаемых конечных точек зависят от реализации SIE. Самые сложные в плане поддержки — точки типа Control, по этой причине многие устройства USB поддерживают лишь одну (обязательную) управляющую точку — EP0. С каждой поддерживаемой точкой в SIE связана буферная память, объем которой должен соответствовать максимальному размеру пакета, заявленному в дескрипторе точки. Блок SIE ведает и всеми дескрипторами (они размещаются в его локальной памяти) — сообщает их хосту по запросам, устанавливает конфигурацию и альтернативные установки. SIE отрабатывает и все запросы хоста, стандартные и специфические (управляет конечными точками, организует засыпание и пробуждение).

Устройство USB должно поддерживать возможность работы на полной, низкой или высокой скорости, в зависимости от требуемой скорости передачи данных и исходя из технико-экономических соображений. Низкоскоростные устройства (и их кабели) обходятся несколько дешевле, но их широкое использование невыгодно с точки зрения производительности шины в целом. Высокоскоростной порт USB требуется только при довольно высокой производительности функциональной части устройства, его применение несколько удорожает устройство (правда, на фоне стоимости функциональной части это не так существенно).

Как правило, периферийные устройства с USB имеют встроенный микроконтроллер, который и является источником и приемником информации, посылаемой через конечные точки. Микроконтроллер должен подчиняться указаниям от шины — выполнять сброс и приостановку по сигналам от порта, отрабатывать установки конфигурации и интерфейсов. Запросы управления стандартными свойствами (остановка и разблокирование точек, разрешение посылки удаленного пробуждения) доходят до контроллера опосредованно — в первую очередь их отрабатывает SIE.

Интерфейс между SIE и микроконтроллером обеспечивает передачу данных с необходимыми сигналами управления, а также генерацию прерываний (или иную сигнализацию) для микроконтроллера по таким событиям, как приход пакета, освобождение буфера передающей EP, срабатывание меток времени (для изохронных точек), неисправимые протокольные ошибки, вызывающие блокировку конечных точек.

Архитектура ЭВМ

Компоненты ПК

Интерфейсы

Мини блог

Самое читаемое

Введение

USB (Universal Serial Bus — универсальная последовательная шина) является промышленным стандартом расширения архитектуры PC, ориентированным на интеграцию с телефонией и устройствами бытовой электроники. Версия стандарта 1.0 была опубликована в начале 1996 года, большинство устройств поддерживают стандарт 1.1, который вышел осенью 1998 года, — в нем были устранены обнаруженные проблемы первой редакции. Весной 2000 года опубликована спецификация USB 2.0, в которой предусмотрено 40-кратное увеличение пропускной способности шины. Первоначально (в версиях 1.0 и 1.1) шина обеспечивала две скорости передачи информации: полная скорость, FS (full speed) — 12 Мбит/с и низкая скорость, LS (low speed) — 1,5 Мбит/с. В версии 2.0 определена еще и высокая скорость, HS (high speed) — 480 Мбит/с, что позволяет существенно расширить круг устройств, подключаемых к шине. В одной и той же системе могут присутствовать и одновременно работать устройства со всеми тремя скоростями. Шина позволяет с использованием промежуточных хабов соединять устройства, удаленные от компьютера на расстояние до 25 м. Подробную и оперативную информацию по USB (на английском языке) можно найти на сайте http://www.usb.org. Разработку устройств и их классификацию и стандартизацию координирует USB-IF (USB Implementers Forum, Inc.).

Шина USB обеспечивает обмен данными между хост-компьютером и множеством периферийных устройств (ПУ). USB является единой централизованной аппаратно-программной системой массового обслуживания множества устройств и множества прикладных программных процессов. Связь программных процессов со всеми устройствами обеспечивает хост-контроллер с многоуровневой программной поддержкой. Этим USB существенно отличается от традиционных периферийных интерфейсов (портов LPT, COM, GAME, клавиатуры, мыши и т. п.), сравнение этих типов подключений приводится в таблице.

Таблица. Сравнение шины USB с традиционными периферийными интерфейсами

Традиционные интерфейсы (COM, LPT, Game…) Шина USB
Подключение каждого устройства в общем случае требует присутствия собственного контроллера (адаптера) 1 Все устройства подключены через один хостконтроллер
Каждый контроллер занимает свои ресурсы (области в пространстве памяти, ввода/вывода, а также запросы прерывания) Ресурсы занимает только хост-контроллер
Малое количество устройств, которые возможно одновременно подключить к компьютеру Возможность подключения до 127 устройств
Драйверы устройств могут обращаться непосредственно к контроллерам своих устройств, независимо друг от друга Драйверы устройств обращаются только к общему драйверу хост-контроллера
Независимость драйверов оборачивается непредсказуемостью результата одновременной работы с множеством устройств, отсутствием гарантий качества обслуживания (возможность задержек и уменьшения скорости передачи)
для различных устройств
Централизованный планируемый обмен обеспечивает гарантии качества обслуживания, что позволяет передавать мультимедийные изохронные данные наряду с обычным асинхронным обменом
Разнообразие интерфейсов, разъемов и кабелей, специфичных для каждого типа устройств Единый удобный и дешевый интерфейс для подключения устройств всех типов. Возможность выбора скорости работы устройства (1,5–15–480 Мбит/с) в зависимости от потребности
Отсутствие встроенных средств обнаружения подключения/отключения и идентификации устройств, сложность поддержки PnP Возможность «горячего» подключения/отключения устройств, полная поддержка PnP, динамическое конфигурирование
Отсутствие средств контроля ошибок Встроенные средства обеспечения надежной передачи данных
Отсутствие штатного питания устройств Возможность питания устройств от шины, а также наличие средств управления энергопотреблением

1 — Возможностью подключения к одному контроллеру множества устройств обладает и шина SCSI, но ее параллельный интерфейс по сравнению с USB слишком дорог, громоздок и более ограничен в топологии.

Транзакции и пакеты

Протокол шины USB обеспечивает обмен данными между хостом и устройством. На протокольном уровне решаются такие задачи, как обеспечение достоверности и надежности передачи, управление потоком. Весь трафик на шине USB передается посредством транзакций, в каждой транзакции возможен обмен только между хостом и адресуемым устройством (его конечной точкой).

Все транзакции (обмены) с устройствами USB состоят из двух-трех пакетов, типовые последовательности пакетов в транзакциях приведены на рис. 1. Каждая транзакция планируется и начинается по инициативе хост-контроллера, который посылает пакет-маркер транзакции (token packet). Маркер транзакции описывает тип и направление передачи, адрес выбранного устройства USB и номер конечной точки. Адресуемое маркером устройство распознает свой адрес и готовится к обмену. Источник данных, определенный маркером, передает пакет данных. На этом этапе транзакции, относящиеся к изохронным передачам, завершаются — здесь нет подтверждения приема пакетов. Для остальных типов передач работает механизм подтверждения, обеспечивающий гарантированную доставку данных. Форматы пакетов приведены на рис. 2, типы пакетов — в таблице. Во всех полях пакетов, кроме поля CRC, данные передаются младшим битом вперед (на временных диаграммах младший бит изображается слева). Пакет начинается с синхропоследовательности Sync и завершается признаком конца — EOP. Тип пакета определяется полем PID. Назначение остальных полей раскрывается далее. Длина полей Sync и EOP указана для передач на FS/LS, для высокоскоростных передач поле Sync удлинено до 32 битовых интервалов, а EOP до 8 (в пакетах SOF поле EOP имеет длину 40 бит).

Таблица. Типы пакетов и их идентификаторы P >

Имя
Код PID Содержимое и назначение Пакеты-маркеры (Token) OUT 0001 Маркер транзакции вывода, несет идентификатор конечной точки (адрес устройства и номер точки; направление точки определяется кодом PID) IN 1001 Маркер транзакции ввода, несет идентификатор конечной точки (адрес устройства и номер точки; направление точки определяется кодом PID) SETUP 1101 Маркер транзакции управления, несет идентификатор конечной точки (адрес устройства и номер точки) SOF 0101 Маркер начала микрокадра, несет 11-битный номер кадра (вместо полей Addr и EndP) PING 0100 Пробный маркер управления потоком (в USB 2.0) Пакеты данных DATA0 0011 Пакеты данных; чередование PID позволяет различать четные и нечетные пакеты для контроля правильности подтверждения DATA1 1011 DATA2 0111 Дополнительные типы пакетов данных, используемые в транзакциях с широкополосными изохронными точками (в USB 2.0 для HS) MDATA 1111 Пакеты квитирования (Handshake) ACK 0010 Подтверждение безошибочного приема пакета NAK 1010 Индикация занятости (неготовности конечной точки к обмену данными, незавершенности обработки транзакции управления) STALL 1110 Конечная точка требует вмешательства хоста NYET 0110 Подтверждение безошибочного приема, но указание на отсутствие места для приема следующего пакета максимального размера (в USB 2.0) Специальные пакеты (Special) PRE 1100 Преамбула (маркер) передачи на низкой скорости (разрешает трансляцию данных на низкоскоростной порт хаба) ERR 1100 Сигнализация ошибки в расщепленной транзакции (в USB 2.0) SPLIT (SS и CS) 1000 Маркер расщепленной транзакции (в USB 2.0). В зависимости от назначения обозначается как SS (маркер запуска) и CS (маркер завершения), назначение определяется битом SC в теле маркера

Скорость обмена данными

Скорость последовательной передачи (1,5, 12 и 480 Мбит/с для LS, FS и HS соответственно) является только отправной точкой для определения реальной производительности обмена с конкретным устройством и всеми устройствами на шине в целом. Пропускная способность шины в целом определяется еще и соотношением накладных расходов и передаваемых полезных данных. Ниже рассматриваются источники накладных расходов, доля накладных расходов в общем трафике и загрузка шины транзакциями разных типов с разным размером блока данных. Для оценки возможной скорости обмена данными с конкретным устройством, подключенным к USB, отметим ряд моментов:

  • c обычной конечной точкой периодических передач (изохронные и прерывания) в каждом n-м микрокадре производится лишь одна транзакция (n определяется параметром bInterval дескриптора конечной точки);
  • с широкополосной конечной точкой в микрокадре может производиться до трех транзакций. Широкополосные точки представлены размером поля данных 1024–3072 байт, и загрузка шины, которую они дают, относится ко всем (от 1 до 3) их транзакциям в микрокадре. Пропускная способность Vmax точки с периодической передачей определяется делением размера поля данных пакета максимальной длины Dmax на длительность периода обслуживания T: Vmax = Dmax/T. Период обслуживания T определяется следующим образом:
    —– для изохронных конечных точек T = Tk×2bInterval–1, где Tk — период посылки маркеров SOF (1 мс для полной скорости и 125 мкс для высокой); bInterval лежит в диапазоне 1–16. Таким образом, для FS период обслуживания может быть в пределах 1–32768 мс, для HS — 0,125–4096 мс;
    —– для FS/LS конечных точек прерываний T = 1×bInterval (мс), bInterval лежит в диапазоне 1–255 (период обслуживания может быть в пределах 1–255 мс);
    —– для HS-конечных точек прерываний T = 0,125×2bInterval–1 (мс); bInterval лежит в диапазоне 1–16, период обслуживания может быть в пределах 0,125– 4096 мс.
  • при передаче массивов число транзакций с конечной точкой в одном микрокадре не определено, но его максимум не превосходит указанного в таблицах. Драйвер USB может использовать и простую политику обслуживания очередей, при которой для каждой точки в микрокадре будет выполняться не более одной транзакции. В каждом микрокадре при самом плотном изохронном потоке есть место для 1–2 транзакций передач массивов, но когда на такие передачи претендует множество устройств, средняя скорость передачи для каждого из них, очевидно, будет невысокой.
Читайте также:  1С зуп настройка прав доступа

Кабели и разъемы

Кабель USB содержит две пары проводов: одну для сигнальных цепей (D+ и D-) и одну пару для схемной земли (GND) и подачи питания +5 В (Vbus). Допустимая длина сегмента (кабеля от устройства до хаба) — до 5 м. Ограничения на длину сегмента диктуются затуханием сигнала и вносимыми задержками. Задержка распространения сигнала по кабельному сегменту не должна превышать 26 нс, так что при большой погонной задержке допустимая длина кабеля может сократиться. Максимальное удаление устройства от хост-контроллера определяется задержкой, вносимой кабелями, промежуточными хабами и самими устройствами.

В кабеле USB 1.x для сигнальных цепей используется витая пара проводов калибра 28AWG с импедансом 90 Ом. Характеристики кабеля нормированы в частотном диапазоне до 16 МГц. Для питания используется неперевитая пара проводов калибра 20AWG–28AWG. Требований к экранированию кабелей в USB 1.x не выдвигалось. Для низкой скорости может использоваться кабель с неперевитой парой сигнальных проводов (он дешевле и тоньше), но его длина не должна превышать 3 м.

В кабелях USB 2.0 используются провода тех же калибров, но в спецификации описана конструкция кабеля, в которую входит обязательный экран и связанный с ним дополнительный проводник. Такой кабель пригоден для работы на любых скоростях, включая и HS (480 Мбит/с).

Разъемы USB сконструированы с учетом легкости подключения и отключения устройств. Для обеспечения возможности «горячего» подключения разъемы обеспечивают более раннее соединение и позднее отсоединение питающих цепей по отношению к сигнальным. В USB определено несколько типов разъемов:

  • тип «A»: гнезда (рисунок а) устанавливаются на нисходящих портах хабов, это стандартные порты подключения устройств. Вилки типа «A» устанавливаются на шнурах периферийных устройств или восходящих портов хабов;
  • тип «B»: используются для шнуров, отсоединяемых от периферийных устройств и восходящих портов хабов (от «мелких» устройств — мышей, клавиатур и т. п. кабели, как правило, не отсоединяются). На устройстве устанавливается гнездо (рисунок б), на кабеле — вилка;
  • тип «Mini-B» (рисунок в): используются для отсоединяемых шнуров малогабаритных устройств;
  • тип «Mini-A»: введен в спецификации OTG, вилки используются для подключения устройств к портам малогабаритных устройств с гнездом «mini-AB».
  • тип «Mini-AB»: гнезда введены в спецификации OTG для портов двухролевых устройств, которые могут вести себя как хост (если в гнездо вставлена вилка miniA) или как периферийное устройство (если в гнездо вставлена вилка mini-B).

Назначение выводов разъемов USB приведено в таблице, нумерация контактов показана на рисунке выше. Штырьковые разъемы, устанавливаемые на системной плате (рисунок г), предназначены для кабелей-«выкидышей», которыми подключаются дополнительные разъемы USB, устанавливаемые на передней или задней стенках корпуса компьютера (иногда и на боковых). На эти разъемы порты выводятся парами, причем у разных производителей подход к универсальности и защите от ошибочных подключений различен. Подключение «выкидыша», не подходящего к разъему, приводит к неработоспособности порта (к счастью, как правило, временной). Ошибка в подключении цепей GND и +5V может приводить к нагреванию кабелей и разъемов из-за короткого замыкания питающей цепи.

Все кабели USB «прямые» — в них соединяются одноименные цепи разъемов, кроме цепи ID, используемой для идентификации роли устройства в OTG. На вилке mini-A контакт 4 (ID) соединен с контактом 5 (GND), что заставляет порт, к которому подсоединена такая вилка, взять на себя роль нисходящего порта хаба. На вилке miniB такого соединения нет.

Ошибка в полярности подводимого питания может повредить подключаемое устройство (и необратимо). По этой причине наиболее безопасными для подключаемого устройства являются внешние разъемы USB, запаянные на системной плате или карте контроллера USB.

Таблица. Назначение выводов разъема USB

Цепь Контакт стандартного разъема Контакт миниразъема
VBus (+5 В) 1 1
D– 2 2
D+ 3 3
GND 4 5
ID 4

Структура устройства с интерфейсом USB

Периферийное устройство с интерфейсом USB можно разделить на две части — интерфейсную и функциональную (см. рисунок ниже). Физически они могут объединяться и на одной микросхеме, но логически их функции четко разделимы.

Все протокольные и сигнальные функции USB обеспечивает блок последовательного интерфейса, SIE (Serial Interface Engine). В сторону USB блок SIE «смотрит» своим портом USB (комплектом приемопередатчиков). Блок SIE занимается последовательным приемом и передачей пакетов, выполняя подсчеты и проверки CRC, вставку битов (bit stuffing) при передаче и их удаление при приеме, кодирование NRZI, проверку форматов, отработку подтверждений и отслеживание корректной последовательности пакетов. С функциональной частью устройства блок SIE обменивается только «чистыми» пользовательскими данными. SIE сигнализирует о приходе очередного пакета к той или иной конечной точке, принимает от функциональной части данные к выдаче (вводу по запросу хоста), сообщает о выполнении этой операции. Количество и тип поддерживаемых конечных точек зависят от реализации SIE. Самые сложные в плане поддержки — точки типа Control, по этой причине многие устройства USB поддерживают лишь одну (обязательную) управляющую точку — EP0. С каждой поддерживаемой точкой в SIE связана буферная память, объем которой должен соответствовать максимальному размеру пакета, заявленному в дескрипторе точки. Блок SIE ведает и всеми дескрипторами (они размещаются в его локальной памяти) — сообщает их хосту по запросам, устанавливает конфигурацию и альтернативные установки. SIE отрабатывает и все запросы хоста, стандартные и специфические (управляет конечными точками, организует засыпание и пробуждение).

Устройство USB должно поддерживать возможность работы на полной, низкой или высокой скорости, в зависимости от требуемой скорости передачи данных и исходя из технико-экономических соображений. Низкоскоростные устройства (и их кабели) обходятся несколько дешевле, но их широкое использование невыгодно с точки зрения производительности шины в целом. Высокоскоростной порт USB требуется только при довольно высокой производительности функциональной части устройства, его применение несколько удорожает устройство (правда, на фоне стоимости функциональной части это не так существенно).

Как правило, периферийные устройства с USB имеют встроенный микроконтроллер, который и является источником и приемником информации, посылаемой через конечные точки. Микроконтроллер должен подчиняться указаниям от шины — выполнять сброс и приостановку по сигналам от порта, отрабатывать установки конфигурации и интерфейсов. Запросы управления стандартными свойствами (остановка и разблокирование точек, разрешение посылки удаленного пробуждения) доходят до контроллера опосредованно — в первую очередь их отрабатывает SIE.

Интерфейс между SIE и микроконтроллером обеспечивает передачу данных с необходимыми сигналами управления, а также генерацию прерываний (или иную сигнализацию) для микроконтроллера по таким событиям, как приход пакета, освобождение буфера передающей EP, срабатывание меток времени (для изохронных точек), неисправимые протокольные ошибки, вызывающие блокировку конечных точек.

Компьютер состоит из множества различных компонентов, это центральный процессор, память, жесткий диск, а также огромное количество дополнительных и внешних устройств, таких как экран, мышка клавиатура, подключаемые флешки и так далее. Всем этим должен управлять процессор, передавать и получать данные, отправлять сигналы, изменять состояние.

Читайте также:  Технология попеременной подачи воды в посудомоечной машине

Для реализации этого взаимодействия все устройства компьютера связаны между собой и с процессором через шины. Шина – это общий путь, по которому информация передается от одного компонента к другому. В этой статье мы рассмотрим основные шины компьютера, их типы, а также для соединения каких устройств они используются и зачем это нужно.

Что такое шина компьютера

Как я уже сказал – шина – это устройство, которое позволяет связать между собой несколько компонентов компьютера. Но к одной шине могут быть подключены несколько устройств и у каждой шины есть свой набор слотов для подключения кабелей или карт.

Фактически, шина – это набор электрических проводов, собранных в пучок, среди них есть провода питания, а также сигнальные провода для передачи данных. Шины также могут быть сделаны не в виде внешних проводов, а вмонтированы в схему материнской платы.

По способу передачи данных шины делятся на последовательные и параллельные. Последовательные шины передают данные по одному проводнику, один бит за один раз, в параллельных шинах передача данных разделена между несколькими проводниками и поэтому можно передать большее количество данных.

Виды системных шин

Все шины компьютера можно разделить за их предназначением на несколько типов. Вот они:

  • Шины данных – все шины, которые используются для передачи данных между процессором компьютера и периферией. Для передачи могут использоваться как последовательный, так и параллельный методы, можно передавать от одного до восьми бит за один раз. По размеру данных, которые можно передать за один раз такие шины делятся на 8, 16, 32 и даже 64 битные;
  • Адресные шины – связаны с определенными участками процессора и позволяют записывать и читать данные из оперативной памяти;
  • Шины питания – эти шины питают электричеством различные, подключенные к ним устройства;
  • Шина таймера – эта шина передает системный тактовый сигнал для синхронизации периферийных устройств, подключенных к компьютеру;
  • Шина расширений – позволяет подключать дополнительные компоненты, такие как звуковые или ТВ карты;

В то же время, все шины можно разделить на два типа. Это системные шины или внутренние шины компьютера, с помощью которых процессор соединяется с основными компонентами компьютера на материнской плате, такими как память. Второй вид – это шины ввода/вывода, которые предназначены для подключения различных периферийных устройств. Эти шины подключаются к системной шине через мост, который реализован в виде микросхем процессора.

Также к шинам ввода/вывода подключается шина расширений. Именно к этим шинам подключаются такие компоненты компьютера, как сетевая карта, видеокарта, звуковая карта, жесткий диск и другие и их мы более подробно рассмотрим в этой статье.

Вот наиболее распространенные типы шин в компьютере для расширений:

  • ISA – Industry Standard Architecture;
  • EISA – Extended Industry Standard Architecture;
  • MCA – Micro Channel Architecture;
  • VESA – Video Electronics Standards Association;
  • PCI – Peripheral Component Interconnect;
  • PCI-E – Peripheral Component Interconnect Express;
  • PCMCIA – Personal Computer Memory Card Industry Association (также известна как PC bus);
  • AGP – Accelerated Graphics Port;
  • SCSI – Small Computer Systems Interface.

А теперь давайте более подробно разберем все эти шины персональных компьютеров.

Шина ISA

Раньше это был наиболее распространенный тип шины расширения. Он был разработан компанией IBM для использования в компьютере IBM PC-XT. Эта шина имела разрядность 8 бит. Это значит что можно было передавать 8 бит или один байт за один раз. Шина работала с тактовой частотой 4,77 МГц.

Для процессора 80286 на базе IBM PC-AT была сделана модификация конструкции шины, и теперь она могла передавать 16 бит данных за раз. Иногда 16 битную версию шины ISA называют AT.

Из других усовершенствований этой шины можно отметить использование 24 адресных линий, что позволяло адресовать 16 мегабайт памяти. Эта шина имела обратную совместимость с 8 битным вариантом, поэтому здесь можно было использовать все старые карты. Первая версия шины работала на частоте процессора – 4,77 МГц, во второй реализации частота была увеличена до 8 МГц.

Шина MCA

Компания IBM разработала эту шину в качестве замены для ISA, для компьютера PS/2, который вышел в 1987 году. Шина получила еще больше усовершенствований по сравнению с ISA. Например, была увеличена частота до 10 МГц, а это привело к увеличению скорости, а также шина могла передавать 16 или 32 бит данных за раз.

Также была добавлена технология Bus Mastering. На плате каждого расширения помещался мини-процессор, эти процессоры контролировали большую часть процессов передачи данных освобождая ресурсы основного процессора.

Одним из преимуществ этой шины было то, что подключаемые устройства имели свое программное обеспечение, а это значит что требовалось минимальное вмешательство пользователя для настройки. Шина MCA уже не поддерживала карты ISA и IBM решила брать деньги от других производителей за использование этой технологии, это сделало ее непопулярной с сейчас она нигде не используется.

Шина EISA

Эта шина была разработана группой производителей в качестве альтернативы для MCA. Шина была приспособлена для передачи данных по 32 битному каналу с возможностью доступа к 4 Гб памяти. Подобно MCA для каждой карты использовался микропроцессор, и была возможность установить драйвера с помощью диска. Но шина все еще работала на частоте 8 МГц для поддержки карт ISA.

Слоты EISA в два раза глубже чем ISA, если вставляется карта ISA, то она использует только верхний ряд разъемов, а EISA использует все разъемы. Карты EISA были дорогими и использовались обычно на серверах.

Шина VESA

Шина VESA была разработана для стандартизации способов передачи видеосигнала и решить проблему попыток каждого производителя придумать свою шину.

Шина VESA имеет 32 битный канал передачи данных и может работать на частоте 25 и 33 МГц. Она работала на той же тактовой частоте, что и центральный процессор. Но это стало проблемой, частота процессора увеличивается и должна была расти скорость видеокарт, а чем быстрее периферийные устройства, тем они дороже. Из-за этой проблемы шина VESA со временем была заменена на PCI.

Слоты VESA имели дополнительные наборы разъемов, а поэтому сами карты были крупными. Тем не менее сохранялась совместимость с ISA.

Шина PCI

Peripheral Component Interconnect (PCI) – это самая новая разработка в области шин расширений. Она является текущем стандартом для карт расширений персональных компьютеров. Intel разработала эту технологию в 1993 году для процессора Pentium. С помощью этой шины соединяется процессор с памятью и другими периферийными устройствами.

PCI поддерживает передачу 32 и 64 разрядных данных, количество передаваемых данных равно разрядности процессора, 32 битный процессор будет использовать 32 битную шину, а 64 битный – 64 битную. Работает шина на частоте 33 МГц.

В PCI можно использовать технологию Plug and Play (PnP). Все карты PCI поддерживают PnP. Это значит, что пользователь может подключить новую карту, включить компьютер и она будет автоматически распознана и настроена.

Также тут поддерживается управление шиной, есть некоторые возможности обработки данных, поэтому процессор тратит меньше времени на их обработку. Большинство PCI карт работают на напряжении 5 Вольт, но есть карты, которым нужно 3 Вольта.

Шина AGP

Необходимость передачи видео высокого качества с большой скоростью привела к разработке AGP. Accelerated Graphics Port (AGP) подключается к процессору и работает со скоростью шины процессора. Это значит, что видеосигналы будут намного быстрее передаваться на видеокарту для обработки.

AGP использует оперативную память компьютера для хранения 3D изображений. По сути, это дает видеокарте неограниченный объем видеопамяти. Чтобы ускорить передачу данных Intel разработала AGP как прямой путь передачи данных в память. Диапазон скоростей передачи – 264 Мбит до 1,5 Гбит.

PCI-Express

Это модифицированная версия стандарта PCI, которая вышла в 2002 году. Особенность этой шины в том что вместо параллельного подключения всех устройств к шине используется подключение точка-точка, между двумя устройствами. Таких подключений может быть до 16.

Это дает максимальную скорость передачи данных. Также новый стандарт поддерживает горячую замену устройств во время работы компьютера.

PC Card

Шина Personal Computer Memory Card Industry Association (PCICIA) была создана для стандартизации шин передачи данных в портативных компьютерах.

Шина SCSI

Шина SCSI была разработана М. Шугартом и стандартизирована в 1986 году. Эта шина используется для подключения различных устройств для хранения данных, таких как жесткие диски, DVD приводы и так далее, а также принтеры и сканеры. Целью этого стандарта было обеспечить единый интерфейс для управления всеми запоминающими устройствами на максимальной скорости.

Шина USB

Это стандарт внешней шины, который поддерживает скорость передачи данных до 12 Мбит/сек. Один порт USB (Universal Serial Bus) позволяет подключить до 127 периферийных устройств, таких как мыши, модемы, клавиатуры, и другие устройства USB. Также поддерживается горячее удаление и вставка оборудования. На данный момент существуют такие внешние шины компьютера USB, это USB 1.0, USB 2.0, USB 3.0, USB 3.1 и USB Type-C.

USB 1.0 был выпущен в 1996 году и поддерживал скорость передачи данных до 1,5 Мбит/сек. Стандарт USB 1.1 уже поддерживал скорость 12 Мбит/сек для таких устройств, как жесткие диски.

Более новая спецификация – USB 2.0 появилась в 2002 году. Скорость передачи данных выросла до 480 Мбит/сек, а это в 40 раз быстрее чем раньше.

USB 3.0 появился в 2008 году и поднял стандарт скорости еще выше, теперь данные могут передаваться со скоростью 5 Гбит/сек. Также было увеличено количество устройств, которые можно питать от одного порта. USB 3.1 был выпущен в 2013 и тут уже поддерживалась скорость до 10 Гбит/с. Также для этой версии был разработан компактный разъем Type-C, к которому коннектор может подключаться любой стороной.

Выводы

В этой статье мы рассмотрели основные шины компьютера, историю их развития, назначение шин компьютера, их типы и виды. Надеюсь эта статья была для вас полезной и вы узнали много нового.

На завершение небольшое видео про шины и интерфейсы компьютера:

Комментировать
7 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector