No Image

Умный город и экология

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

«Зеленое» такси, скидки и продукты в обмен на экологичное поведение, энергия из мусора и другие интересные инициативы крупнейших городов мира.

Осло: интеллектуальные фонари и энергия из отходов

Более десяти тысяч фонарей на улицах норвежской столицы объединены в систему, которая управляется центральным компьютером, учитывающим погодные условия и потребности клиентов близлежащих магазинов и кафе. Старые осветительные приборы в системе заменили на высокоэффективные натриевые лампы высокого давления.

Яркость конкретного фонаря можно регулировать по необходимости. Такие лампы проще в обслуживании, а система позволяет заранее узнать, когда прибор потребует замены. Таким образом, в Осло сокращается энергопотребление и выброс парниковых газов.

Кроме умного освещения, в Осло действует программа «Энергия из отходов». Она позволяет получать энергию для отопления более чем из 70% мусора при переработке. Например, на мусорных полигонах запрещено размещать биоразлагаемые отходы.

Они отправляются на биогазовый завод, где преобразуются в топливо для городских автобусов. Образующийся на полигонах метан по трубопроводу направляют на мусоросжигательные заводы, где он используется как добавочное топливо.

Нью-Йорк: пенопласт под запретом

Нью-Йорк стал самым большим городом США, в котором введен официальный запрет на упаковку из пенопласта. С 1 июля 2015 года стаканы, кружки, тарелки, пищевые контейнеры и гранулы, которые используются для упаковки вещей при пересылке, исчезнут из ресторанов, магазинов и предприятий города.

Об этом заявил мэр мегаполиса Билл де Блазио после заключения Департамента гигиены о том, что пенопласт не может быть переработан. Вторичного рынка для использования упаковки из пенопласта также не существует, а на ее разложение уйдут сотни лет.

Ежегодно в Нью-Йорке в мусор попадает около 30 тысяч тонн пенопласта. Запрет на такого вида упаковку уже действует в Сан-Франциско, Сиэтле и Портленде.

Гаага: эко-такси и умная система отопления зданий

В одном из крупнейших городов Нидерландов появился парк «зеленых» такси, который полностью состоит из электромобилей. Пассажиры могут остановить свободный электромобиль на улице города или оформить заказ по телефону. На «зеленом» такси можно не только совершать поездки по городу, но и заказать туристическую поездку по Гааге.

Например, для того чтобы посетить здание городской администрации, где круглый год поддерживается комфортная температура благодаря независимой системе отопления и кондиционирования с помощью подземных вод. Трубы расположены по всему периметру Сити-Холла, что позволяет прогревать помещение зимой и охлаждать летом.

Токио: эффективный водопровод и подземная парковка велосипедов

В столице Японии функционирует одна из самых эффективных систем водоснабжения и водоотвода в мире. В ее основе – самые современные методы контроля утечек, система интеллектуальной диагностики состояния водопровода и скоростной ремонт по принципу устранения проблемы в тот же день. В результате количество воды, которая безвозвратно терялась в городе, уменьшилось вдвое.

С недавнего времени в городе действует подземная антисейсмическая парковка для велосипедов. Система Eco-Cycle Underground Park управляется всего одно кнопкой: владелец набирает код и паркует велосипед за восемь секунд.

Такой способ хранения позволяет освободить велостоянки и улицы, а так же защитить велосипеды от кражи. Ширина парковки всего 7 метров, этого достаточно для размещения примерно 200 велосипедов.

Париж: футуристичный план озеленения и солнечные батареи на Эйфелевой башне

Проект по озеленению столицы Франции Smart City разработал бельгийский архитектор Винсент Каллебо в рамках плана Climate Energy. Уже к 2050 году Париж может стать экологически безопасным для жителей. Правда, пока иллюстрации архитектора напоминают скорее картины из научно-фантастического фильма.

Однако, Каллебо уверен, что реализовать проект можно без эстетических потерь для облика Парижа. В проекте заявлено использование технологий очистки дождевой воды, выработки света, пассивного охлаждения и отопления, генерации солнечной энергии, вертикальные сады из живых растений.

Пока масштабный проект находится в обсуждении, на смотровой площадке Эйфелевой башне уже установлены возобновляемые источники энергии – несколько небольших ветрогенераторов. В ближайшее время здесь появятся четыре солнечные батареи, в системе канализации будет использована дождевая вода, а для освещения башни установят светодиодные лампы.

Таким образом, авторы проекта по реконструкции – архитектурная студия Моатти-Ривьере – планируют не только приблизить башню к современным реалиям, но и уменьшить ее «углеродный след».

Лондон: энергия пешеходных дорожек

В Лондоне заброшенные линии метрополитена переоборудуют в подземные дорожки для велосипедистов и пешеходов. Проект, предложенный компанией Gensler, обезопасит дорожное движение и снизит количество пробок. Кроме того, разработчики проекта планируют использовать кинетическую энергию пешеходов – дорожки будут покрыты специальным материалом, аккумулирующим энергию шагов.

Гонконг: скидки за экологично чистое топливо

Правительство страны предложило морским судам, использующим порт Гонконга, перейти на экологически чистое топливо взамен на 50%-ное снижение сборов за портовое оборудование и маячных сборов. В Гонконге давно реализуется масштабная экологическая политика, в первую очередь, направленная на улучшение качества воздуха.

Снижение выбросов от морского судоходства считается одним из важных пунктов экопрограммы. Кроме того, в Гонконге запрещены автомобили с высоким уровнем вредных выбросов, а для их замены автовладельцам государство предложило специальные субсидии.

Сингапур: экологичная застройка в лизинг

Власти Сингапура запустили первый административный проект по экологической жилой застройке – город Пунгол. Дома защищены от избыточного тропического тепла благодаря белому цвету, правильному ориентиру по отношению к солнцу и «зеленым» крышам.

Дренажные системы собирают дождевую воду и используют ее для бытовых нужд, а солнечная энергия применяется для работы лифтов, гидронасосов и освещения.

Читайте также:  Что такое размораживание ноу фрост

Правительство страны поддерживает «зеленых» застройщиков и субсидирует проекты на старте. Это позволяет, например, брать солнечные панели в лизинг и возвращать инвестиции за счет продажи энергии потребителям.

Куритиба: мусор в обмен на еду

Население этого бразильского города достигло 2,7 миллиона человек, когда большая часть из них проживала в трущобах и не имела малейшего представления о том, что такое переработка отходов. Неудивительно, что мусор стал огромной проблемой для мегаполиса, мусоровозы не могли даже подъехать к территориям трущоб.

Тогда мэр города предложил уникальное решение: по границам бедных районов были расставлены мусорные контейнеры с наклейками «стекло», «пластик», «бумага» и т.д., для тех, кто не умел читать, также были наклеены картинки.

Каждому приносившему мешок мусора полагался талон, который можно обменять на транспорт, пакет фруктов и овощей, в праздники – на угощения. Вскоре тысячи людей очистили город, научились различать виды пластика, а школьная программа по сбору отходов позволила обеспечить принадлежностями учеников из самых бедных семей.

Сегодня 90 % жителей ежедневно сдают на переработку две трети своих отходов, все источники загрязнения были выведены за пределы Куритибы, а международные издания неоднократно признавали город лучшим местом для жизни в Бразилии.

Ванкувер: энергия воды и кодекс зеленого строительства

Ванкувер – мировой лидер по использованию водной энергии: 90% потребления приходится на гидроэлектроэнергию. Кроме этого, в городе приобретают все большую популярность ветровая, солнечная и волновая энергия.

Благодаря этим и другим факторам Ванкувер сегодня имеет самый низкий показатель вредных выбросов на душу населения среди мегаполисов мира. В 2011 году администрация города поставила перед собой амбициозную цель – к 2020 году превратить Ванкувер в самый зеленый город мира.

С этого времени в городе было высажено около 13000 деревьев, в планах – высадка еще 150 000. Администрация города приняла строгий кодекс зеленого строительства, согласно которому все новые строительные проекты должны быть экологически чистыми.

Копенгаген: политика зеленых крыш

Копенгаген готов поспорить с Ванкувером за звание самого экологически чистого города в мире: к 2025 году администрация города планирует стать первым мегаполисом с нулевым выбросом углерода.

Здесь принят закон о «политике зеленых крыш», согласно которому дизайн всех новых строений должен включать определенный уровень озеленения.

Более трети жителей Копенгагена пользуются велосипедами вместо обычного транспорта, что неудивительно, ведь в городе построено 400 км велодорожек. Кроме того, в датской столице разбиты так называемые «карманные парки», благодаря которым почти все жители ежедневно ходят пешком или проезжают на велосипеде через зеленую зону.

Автор: Николай Белкин

В нескольких десятках километров к юго-западу от Токио открылся "экологичный умный город" Фудзисава (Fujisawa Sustainable Smart Town, SST). Сразу несколько японских компаний приняли участие в этом проекте, призванном создать модель экологичного и комфортного поселения. Это своего рода полигон для тестирования новых технологий, сервисов и социальных инициатив, которые помогут гарантировать устойчивое развитие. В Фудзисаве, благодаря технологическим, экономическим и социальным инновациям “жить должно стать лучше, жить должно стать веселей”, чем в современных городах. Вести.Ru побывали в Японии на официальном открытии города и готовы рассказать, как он устроен.

1. Цифры и факты

“Умный город” Фудзисава расположен в 50 километрах к юго-западу от Токио. На участке в 19 гектаров, отведенном под застройку индивидуальными и многоквартирными домами, общественными зданиями и коммерческой недвижимостью, ранее располагалась одна из фабрик электроники и бытовой техники корпорации Panasonic. Население города составит около 3 000 человек (1 000 домохозяйств). Для них будут построены 600 коттеджей и 400 квартир (100 коттеджей уже построены и проданы, большинство из них заселены). Примерный объем инвестиций в проект – 60 млрд иен (чуть более полумиллиарда долларов). Главным идеологом и разработчиком города выступила Panasonic, которая привлекла более десятка компаний-партнеров. От “умного города Фудзисава” всего несколько километров до побережья Тихого океана. Средняя максимальная дневная температура июля здесь – 28 градусов Цельсия, января – 11 градусов. Климат – влажный субтропический.

2. Дома

В сравнении со многими подмосковными коттеджными поселками Фудзисава выглядит довольно скромно.

Общая площадь каждого двухэтажного дома, рассчитанного на семью с 1–2 детьми – 120–130 квадратных метров. Будут строиться и более просторные дома, рассчитанные на совместное проживание трех поколений одной семьи. При этом коттеджи размещены очень плотно, жителям остается лишь немного земли вокруг под пару клумб, максимум – парковочное место для одного автомобиля.

Правда, по японским представлениям они, наоборот, стоят свободно. Разработчики проекта подчеркивают, что между домам оставлено не менее 160 сантиметров свободного пространства, что должно обеспечить каждому зданию достаточно солнечного света. Кроме того, улицы и пешеходные аллеи между группами домов размещены таким образом, чтобы прохладный морской бриз способствовал снижению температуры летом. Это позволит жителям, например, не оставлять кондиционер включенным на ночь, или переводить его в эко-режим, экономя электричество.

По неофициальной информации, в среднем дома стоят в пересчете на рубли порядка 30 миллионов. В Японии такое жилье доступно преуспевающим городским семьям высокооплачиваемых специалистов, менеджеров среднего звена, владельцев небольших или средних бизнесов – короче говоря, верхней половине или, скорее, трети среднего класса.

3. Инфраструктура и оборудование

Первое отличие Фудзисавы от любого другого поселка, которое бросается в глаза – солнечные батареи на крыше всех коттеджей и других зданий. Кроме того, у каждого дома можно заметить несколько металлических ящиков разного размера с логотипами Panasonic и Tokyo Gas. Это – экологичный генератор электричества и тепла из природного газа, использующий технологию топливных ячеек и снабженный огромной батареей. Она способна запасать электричество от генератора и солнечных батарей и вместе с ними обеспечивать затем 3 дня автономной работы в экономичном “чрезвычайном” режиме в случае аварии в региональной энергосети.

Читайте также:  Смартфоны с защитой gorilla

"Домашняя электростанция" ENE-FARM

Генератор Panasonic ENE-FARM сначала осуществляет паровой риформинг природного газа, в результате которого образуются оксид углерода и почти чистый водород. Затем в топливной ячейке происходит реакция, обратная электролизу – водород и кислород воздуха "собираются" в воду, попутно выделяется тепловая энергия и электричество. Тепло идет на отопление дома и подогрев воды, а электричество – используется в быту, запасается в емкой батарее или (если есть излишки) продается обратно энергокомпаниям. Мощность такой "домашней электростанции" не очень велика – до 750 ватт, поэтому становится крайне важным использование батареи – она запасает электричество ночью и днем в период минимального потребления, чтобы его можно было использоватеь вечером. Разумеется, дома Фудзисавы подключены и к магистральной энергосети, цель ENE-FARM – минимизировать потребление из нее.

Слева направо: электрогенератор, водонагреватель, батарея

Предполагается, что по сравнению с обычным поселком с таким же количеством домов той же площади, Фудзисава будет потреблять на 30% меньше электроэнергии, а свой “углеродный след” (выбросы CO 2 ) сократит на 70%. Что касается водоснабжения, за счёт активного использования дождевой воды для хозяйственных нужд и водосберегающих технологий потребление воды должно уменьшиться на 30%. Правда, воду и канализацию “умному городу” обеспечивает “обычный” город Фудзисава, на территории которого расположено экспериментальное поселение.

"Центр управления" энергосистемой Фудзисавы

Каждая домашняя система управления электроэнергией будет поставлять данные о производстве и расходе электричества на городской сервер. Жители через интернет-портал, мобильные и Smart TV приложения или через настенный блок управления смогут не только наглядно увидеть, как именно они используют электричество, но и получить консультацию по оптимизации энергопотребления. Например, им могут посоветовать заменить определенные старые бытовые приборы, которые тратят больше всего электричества, на новые, энергосберегающие.

Вдоль одной из границ Фудзисавы идет "общественная" солнечная батарея, поставляющая электричество для общегородских нужд

4. Умные приборы

Во время визита в Японию журналистам из Европы, Азии и Латинской Америки продемонстрировали ряд бытовых приборов, которые уже сейчас способны экономить энергию и воду в любом доме. Например – стиральная машина, устанавливающая расход моющего средства, объем и температуру воды в зависимости от степени загрязнения белья, регулирующий температуру в доме в зависимоти от наличия в нем людей кондиционер. Есть даже унитаз, который подогревает сиденье (такой функцией обеспечены большинство туалетных сидений в "Стране восходящего солнца") лишь когда температура в комнате ниже определенного уровня и в доме есть люди. Экологичный телевизор, в свою очередь, будет регулировать подсветку в зависимости от освещения в комнате и выключится сам, если не обнаружит перед собой зрителей.

5. Свет

Panasonic является одним из крупнейших производителей светодиодных осветительных элементов, поэтому неудивительно, что в Фудзисаве все лампы – как в домах, так и на улицах – используют именно светодиоды. Кстати, Япония в значительной степени уже перешла на подобные лампы, по крайней мере в сегменте “длинных круглых ламп для офисных потолочных светильников” поставки LED-моделей составляют уже около 60%.

Что касается дома, то в коттеджах Фудзисавы можно установить специальную систему освещения, меняющую цветовую температуру ламп в зависимости от времени суток или задач, стоящих перед жильцами. Например, “холодный” свет, близкий к дневному, поможет быстрее проснуться утром и лучше сконцентрироваться на работе. А расслабляющий “теплый” больше подойдет для вечера, когда вся семья собирается вокруг стола за ужином.

Уличный фонарь в Фудзисаве

Уличное освещение (кстати – никаких висящие проводов между фонарями, все электросети проложены под землей, на каждом столбе – небольшая солнечная батарея) тоже на светодиодах. Экономя энергию, фонари гаснут до минимальной разрешенной в Японии яркости, когда никого нет поблизости. Однако если сенсоры, имеющиеся на каждом столбе, “заметят” в паре десятков метров прохожего, велосипедиста или автомобиль, яркость для него будет повышена.

6. Безопасность

После разрушительного землетрясения с цунами в марте 2011 года и вызванной им ядерной катастрофы на АЭС в Фукусиме в Японии повсеместно повышают степень готовности к чрезвычайным ситуациям. Тогда из-за масштабных отключений электроэнергии сотни тысяч людей остались без электричества, связи и информации. В Фудзисаве такого повториться не должно – благодаря емким батареям и специальному режиму экономии энергии жители смогут без особых проблем продержаться на собственном электричестве и воде не менее трех суток.

Что касается охраны поселка, было решено не обносить его стеной и не ставить на въезде шлагбаум – в таких условиях многие люди начинают испытывать психологический дискомфорт. Ограничились камерами, которые активируются датчиками движения, и парой патрулей ночью. Учитывая весьма низкий по сравнению с Европой или США уровень преступности в Японии, жителям вряд ли есть чего опасаться.

7. Мобильность

При разработке проекта “эко-города Фудзисава” никто не строил планов заставить жителей полностью отказаться от машин. Тем не менее, было сделано все, чтобы побудить их не использовать свои автомобили без необходимости, заменить традиционные машины на гибриды или электромобили или вообще перейти от владения машиной к аренде по необходимости.

Читайте также:  Цивилизация 6 секреты и хитрости

"Общественный" Nissan Leaf на зарядке

Во-первых, крупная японская контора Sunautas открыла в городе пункт проката авто и электровелосипедов. С одной стороны там есть новейшие электромобили вроде BMW i3 или Nissan Leaf, с другой – кабриолеты для воскресных поездок к ближайшему пляжу, включая даже такую очевидно не экологичную машину как Ford Mustang. То есть, если житель Фудзисавы начнет переживать из-за ставшего совсем уж маленьким “углеродного следа”, он всегда сможет взять напрокат этот бензиносжигатель и запросто избавить мир от пары ведер невосполняемого сырья.

Когда требуется просто без особых усилий доехать до станции и сесть на поезд, можно просто взять напрокат электроскутер или электровелосипед. Последние, кстати, Panasonic тоже выпускает. Стоят недешево, но и не заоблачную сумму – 100 000 иен (менее 40 000 рублей). Если нужно срочно куда-то поехать, а личный электровелосипед еще не зарядился, доступен обмен пустых батарей на заряженные.

Электровелосипеды готовы перевозить нескольких (не очень больших) человек

Один из кварталов эко-города был провозглашен зоной, свободной от машин – там поселятся семьи, которые решат перестать быть автовладельцами. Для поездок в супермаркет или в гости они смогут арендовать электромобиль (в перспективе – не только в автопрокате, но и, через специальный интернет-сервис, у соседей). Шикануть несколько раз в году и прокатиться на кабриолете куда дешевле, чем покупать и содержать его. А для поездок до станции и обратно (большинство японцев добираются до работы поездом или на метро) хватит электровелосипеда или скутера.

Внимание придумавших Фудзисаву к электротранспорту понятно – по словам представителей Panasonic, компания контролирует 35% мирового рынка цилиндрических литиевых батарей для электромобилей. В секторе призматических батарей доля меньше, около 17%.

8. Не только технологии

Создатели Фудзисавы считают, что одной только умной электроникой и энергосберегающим оборудованием жизнь людей не улучшить. Помимо перехода к эффективному энергоснабжению должны произойти и социально-экономические сдвиги. На самом деле процесс уже начался – первыми ласточками “экономики шэринга” стали Airbnb, Uber и другие компании, позволяющие собственникам по всему миру более эффективно использовать свои дома и машины, а людям – пользоваться ими удобно и недорого.

Аналогичные возможности, правда, в масштабе небольшого города, будут и у жителей Фудзисавы. В городе будет организована система, позволяющая сдать в аренду соседям свой автомобиль. В планах есть также запуск аналогичных сервисов, позволяющих, например, делиться с соседями электроинструментами, организовывать для них занятия йогой или иностранным языком, и т.д.

Организовано все это через городской портал, а также совместимые мобильные приложение. У каждой семьи в Фудзисаве есть своего рода блог, в котором можно, например, выдвигать общегородские инициативы. Благодаря этой функции жители недавно организовали детский праздник на Хэллоуин.

Городской портал Фудзисавы на экране телевизора

В Фудзисаве надеются, что в “умном городе” люди будут гораздо больше общаться между собой, чем в современных городах, где зачастую с соседями даже не здороваются. Можно будет делиться секретами приготовления вкусной еды в специально оборудованной кухне в общественном центре или делать украшения для дома в расположенной здесь же мастерской.

"Коммунальные" кухня и мастерская в общественном центре Фудзисавы

Население Японии стремительно стареет, поэтому в Фудзисаве подумали и о пожилых. Для них предусмотрен многоквартирный дом, в котором нуждающимся в уходе могут помогать социальные работники. Здесь же расположены медицинские учреждения, а еще – ясли и детский сад. По плану проектировщиков Фудзисавы, пожилые будут активно общаться с детьми, играть с ними, что должно дарить им позитивные эмоции и улучшать самочувствие.

9. Для чего это нужно

“Умный город” – не государственный проект, к которому добровольно-принудительно подключили бизнес, не благотворительная причуда богатой корпорации и её партнеров. Скорее это своего рода “разведка боем” перспектив роста бизнеса Panasonic и сотрудничающих с ней фирм в новых направлениях. Если предположить, что Фудзисаву хотя бы частично возьмут за образец в других регионах Японии и за рубежом, у производителей появятся новые возможности для сбыта энергоприборов, автомобильных батарей, светодиодного осветительного оборудования и другой продукции. Мир станет немного эффективнее и экологичнее, люди получат жилье, в котором хорошо жить, компании заработают денег – все будут в выигрыше. Все как в новом слогане Panasonic – “За лучшую жизнь, за лучший мир” (“A better life, a better world”).

10. Сколько ждать результатов

Правда, какие-то однозначные выводы об успехе проекта вряд ли можно будет сделать раньше, чем через десяток лет. На 2018 год намечено окончание застройки территории жилыми домами, общественными и коммерческими зданиями. Всего же создатели Фудзисавы заглядывают как минимум на 100 лет вперед. Именно столько должны занять, примерно по 30 лет каждая, три фазы. Первая – фаза развития – начнется в 2018 году с завершением строительства, вторая – фаза “взросления” – в 2048-м, а третья, фаза эволюции – в 2078-м. Подразумевается, что они примерно будут соответствовать смене поколений, а через сто лет развитием города будут заниматься уже правнуки тех, кто живет в Фудзисаве сегодня.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector